Устройство для торможения асинхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее последовательно соединенные кнопки управления и катушку контактора , контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, а другой вывод соединен с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электро 11 ду тиристора и через регулируемый резистор - к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вьгоод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения,г него введены два блок-контакта контактора , один из которых соединяет первую и вторую фазы статорной обмотки, второй блок-контакт контактора соединен с первой фазой статорной обмотки, а другим выводом - с катодом тирисi тора, с катодом шунтирующего вентиля и с регулируемым резистором, другой (Л вьтод резистора соединен с катодом первого диода, второй диод подключен параллельно контакту контактора в третьей фазе статорной обмотки, анод тиристора снабжен выводом для подключения к нулевому проводу. J,. СО ±J сл со сл о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК э(5ц Н 02 P 3/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Мь.и,, К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3348169/24-07 (22) 26.10.81 (46) 30.05.84. Бюл. Ф 20 (72) А.Л. Борисов (53) 621.313.333(088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР
У 253215, кл. Н 02 Р 3/.24, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 828349, кл. Н 02 P 3/24, 1979. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ
АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее последовательно соединенные кнопки управления и катушку контактора, контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, а другой вывод соединен с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электроду тиристора и через регулируемый резистор — к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вывод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения," него введены два блок-контакта контактора, один из которых соединяет первую и вторую фазы статорной обмотки, второй блок-контакт контактора соединен с первой фазой статорной обмотки, а другим выводом — с катодом тиристора, с катодом шунтирующего вентиля и с регулируемым резистором, другой вывод резистора соединен с катодом первого диода, второй диод подключен параллельно контакту контактора в третьей фазе статорной обмотки, анод тиристора снабжен выводом для подключения к нулевому проводу.
t 1095335 2
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах станков тяговых и грузоподъемных механизмов.
Известно устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее источник постоянного тока, коммутационное устройств для подключения статорной обмотки электродвигателя к источнику постоянного тока и элемент автоматического управления операциями включения и отключений источника постоянного тока(1), Указанное устройство отличается сравнительной сложностью и недостаточной надежностью.
15
Известно также устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее последовательно 20 соединенные кнопки управления и катушку контактора, контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к пер- 25 вой фазе статорной обмотки электродвигателя, другой вывод соединен с с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электроду тиристора и через ре- g0 гулируемый резистор к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вывод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки(2), В качестве источника постоянного тока в нем используется два тиристора: основной и дополнительный. Для подключения источника постоянного 40 тока к статорной обмотке предусмотрено специальное электромеханическое реле, своими контактами коммутирующее цепи управления основного и дополнительного тиристоров. Катушка реле 45 подключена через транзистор, используемый в качестве порогового элемента, к параметрическому стабилизированному источнику питания выпрямленным током. База транзистора подключена к статорной обмотке электродвигателя.
Ф
Сигналом, отпирающим транзистор, в результате чего срабатывает реле, является ЭДС, индуктируемая в статоре электродвигателя, отключенном от источника, при вращающемся роторе. . Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью торможения, связанной с тем, что тормозным током одновременно обтекаются только две статорные обмотки, и тем, что реле, обладая определенным порогом чувствительности, отключает цепь постоянного тока еще до полной остановки электродвигателя, в результате чего процесс торможения затягивается.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения.
Указанная цель достигается тем, что в устройство для торможения асинхронного электродвигателя, содержащее последовательно соединенные кнопки управления и катушку контактора, контакты контактора в цепи статорной обмотки электродвигателя, тиристор, конденсатор, один вывод которого подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, а другой вывод соеЕ;инен с резистором, пороговый элемент, одним выводом подключенный к управляющему электроду тиристора и через регулируемый резистор к катоду первого диода, анод которого соединен с второй фазой статорной обмотки, второй диод и шунтирующий вентиль, анодный вывод которого соединен с третьей фазой статорной обмотки, введены два блок-контакта контактора, один из которых соединяет первую и вторую фазы статорной обмотки, второй блок-контакт контактора соединен с первой фазой статорнОА обмотки, а другим выводом — с катодами тиОистова, с катодом шунтирующегo вентиля и регулируемым резистором, другой вывод резистора соединен с катодами первого диода, второй диод подключен параллельно контакту контактора в третьей фазе статорной обмотки, а анод тиристора снабжен выводом для подключения к нулевому проводу.
Ла чертеже препставлена схема устройства.
Устройство сопержит послеповательно соепиненные кнопки управления 1 и катушку 2 контактора, контакты 3 контактора в цепи статорной обмотки электропвигателя блок-контакт 4
) контактора, включенный параллельно пусковой кнопке управления тирисJ тор 5, конленсатор 6, опин вывоп которого подключен к первой фазе статорной обмотки электропвигателя, а пругой вывоп соепинен с резисторам 7, пороговый элемент 8 (например, динис335 4
Составитель Е. Перемыслова
Техред А.Бабинец Корректор П. Коссей
Редактор К. Волощук
Заказ 3617/39 Тираж 667 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Г1осква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 1095 тор), одним выводом подключенный к управляющему электроду тнристора и через регулируемый резис-.îð 9 к катоду первого диода 10 и резистору
7, анод первого диода соединен с
5 второй фазои ст."-эрной обмотки, второй диод 11, под .пюченный параллельно контактам контактора, и шунтирующий вентиль 12 (например, неуправ- ляемый диод), анодный вывод которо- 1ð
ro соединен с третьей фазой статорной обмотки, блок-контакт 13 контактора, соединяющий первую и вторую фазы статорнои обмотки электродвигателя, второй блок-контакт 14 контактора, соединяющий первую фазу статорной обмотки с катодами тиристора 5, шунтирующего вентиля и регулируемым резистором 2.
Устройство работает следующим об- ZO разом.
При пуске электродвигателя по двум цепям: вторая фаза — диод
10 — резистор 7 — первая фаза и третья фаза — диод 12 — резистор 9 — 2 резистор 7 — первая фаза происходит заряд конденсатора 7. Продолжительность процесса заряда определяется постоянными времени цепей, равными произведениям сопротивлений резисторов на емкость конденсатора.
Уровень заряда близок к амплитудному значению питающего переменного напряжения. В продолжении дальнейшей работы двигателя этот заряд поддерживается на постоянном уровне.
Для остановки электродвигателя нажимается стоповая кнопка управления. При этом обесточивается катушка 2 KoHTGKTopQ и размыкаются кон- 40 такты 3 и 4, в результате чего электродвигатель отключается от источника переменного тока. Одновремелно замыкаются блок-контакты 13 и 14 °
Через блок-контакты 13, резисторы 7 45 и 9 начинается разряд конденсатора
6. С резистора 9, включенного потенциометром, напряжение подается на управляющий электрод — катод тирис- тора 5 (через пороговый элемент 8).
В первый момент напряжение на резисторе 9 больше напряжения срабатывания порогового элемента (которое должно быть выше отпирающего напряжения тиристора). Последний начинает открываться в каждую положительную полуволну питающего напряжения. В результате по цепи: нулевой провод— главные электроды тиристора 5 — блокконтакт 13 и 14 контактора — первая и вторая фазы статорной обмотки— нулевая точка последней — третья фаза статорной обмотки — диод 11, третья фаза источника питания потечет однополупериодный выпрямительный ток.
Этот ток вызовет появление во вращающемся роторе вихревых токов, создающих тормозный момент. В нерабочие полупериоды питающего напряжения с помощью диода 12 поддерживается ток в статорных обмотках двигателя.
По мере разряда конденсатора 6, когда напряжение на резисторе 9 становится меньше напряжения, требуемого для удержания в открытом состоянии порогового элемента, тиристор перестает открываться. Обтекание постоянным (пульсирующим) током статорной обмотки электродвигателя прекращается. Настройка продолжительности обтекания статорной обмотки постоянным током осуществляется переменным резистором 9. Режим торможения в зависимости от настройки может заканчиваться либо до остановки, либо после полной остановки электродвигателя.
Таким образом, предложенное изобретение отличается большей простотой по числу и номенклатуре составляющих его элементов и большей эффективностью за счет того, что режим тормо( жения может поддерживатося до полной остановки механизма и удержания ротора в заторможенном состоянии на непродолжительное время, кроме того, тормозным током обтекаются все три статорных обмотки.