Уширитель "скат" для колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Уширитель для колеса транспортного средства, содержащий охватывающий шину колеса обод, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра шины, а ширина больше ширины шины, при этом на наружной поверхности обода смонтированы грунтоэацепы, а на внутренней фиксирующие гребни, отличающийся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей , обод выполнен из двух упругих колец, соединенных между собой поперечинами, при этом каждое кольцо образовано по крайней мере двумя секциями, а места соединений секций одного кольца смещены по окружI ности относительно мест соединений ko секций другого кольца.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) O!) 3<59 В 60 В 15 26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИй

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3560876/27-11 (22) 10.03.83 (46) 07.06.34. Бюл. Ф 21 (72) В.Ф. Ванчукевич, В.И. Кабанов и N.Ñ. Теленченко (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.114.4 (088.8) (56) 1. Крживицкий А.А. Механические средства передвижения по снегу. M., Госвоениздат, 1926, с. 191-192, рис. 155 (прототип). (54) УШИРИТЕЛЬ "СКАТ" ДЛЯ КОЛЕСА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. .(57) 1. Уширитель для колеса транспортного средства, содержащий охва.тывающий шину колеса обод, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра шины, а ширина больше ширины шины, нри этом на наружной поверхности обода смонтированы грунтоэацепы, а на внутренней— фиксирующие гребни, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения его функциональных воэможностей, обод выполнен иэ двух упругих колец, соединенных между собой поперечинами, при этом каждое кольцо образовано по крайней мере двумя секциями, а места соединений секций одного кольца смещены по окружности относительно мест соединений секций другого кольца.

1096132

2. Уширитель по п,1, о т л ич а ю шийся тем, что на каждой поперечине выполнен ряд отверИзобретение относится к тран спортному машиностроению и может найти применение в колесных транспортных средствах повышенной проходимости. 5

Известен уширитель для колеса транспортного средства, содержащий охватывающую шину обод, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра шины, а ширина больше ширины шины, при этом на наружной поверхности обода смонтированы грунтозацепы, а на внутненней— фиксирующие гребни (1g.

Недостатком указанного уширителя 15 является то, что он,не имеет жесткой связи с колесом и при возрастании сопротивления качению может произойти пробуксовка колеса в уширителе,при этом транспортное средство теряет способность к движению.

Кроме того, уширитель в силу своих конструктивных особенностей не может применяться для различных типеразмеров колес, усложнен его монтаж 25 и демонтаж. Исполнение уширителя в виде сплошного барабана приводит к неоправданному увеличению веса конструкции, а его исполнение в виде жесткой конструкции исключает воз- ЗО можность приспосабливаться к рельефу опорной поверхности. Это приводит к тому, что при наезде на неровности сила реакции от почвы будет воздействовать только на часть рабочей поверхности обода, а это влечет за собой концентрацию нагрузки. В результате, снижается срок службы уширителя, что отрицательно сказывается на долговечности самих 4g колес транспортного средства, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей уширителя.

Для достижения поставленной цели 45 в уширителе для колеса транспортного средства, содержащем охватывающий стий для взаимодействия с пальцами, установленными на гребне. шину колеса обод, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра шины, а ширина больше ширины шины, при этом на наружной поверхности обода смонтированы грунтозацепы, а на внутренней — фиксирующие гребни, обод выполнен из двух упругих колец, соединенных между собой поперечинами, при этом каждое кольцо образовано по крайней мере двумя секциями, а места соединений секций одного кольца смещены по окружности относительно мест соединений секций другого кольца.

Кроме того, на каждой поперечине выполнен ряд отверстий для взаимодействия с пальцами, установленными на гребне.

На фиг.1 представлена конструкция предлагаемого уширителя для колес транспортного средства, вид спереди; на фиг.2 — то же, вид сбоку; фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; фиг.4 — вид Б на фиг.3, фиг.5 узел I на фиг.2; фиг.б — вид В на фиг.5.

Уширитель изображен в статическом положении без учета воздействия на него части веса транспортного средства, приходящейся на его колесо.

Уширитель состоит из упругих кольцевых элементов 1, которые, в свою очередь, состоят из соединенных между собой дуг, поперечин 2 и гребней 3. Поперечное сечение упругих кольцевых элементов 1 может быть прямоугольным, круглым и т.д., а материалом для них может служить, к примеру, пружинная сталь или же перемежающиеся тонкие слои резины и металла.

Упругие кольцевые элементы 1, поперечины 2 и гребни 3 соединяются между собой с помощью пальцев 4, упругих прокладок 5, пластин 6, шайб 7 и шплинтов 8.

10961

Уширитель состоит из нескольких секторов (секторы n, E, У ), которые соединяются между собой посредством накладок 9 и болтов 1О. Накладки

9 изготавливаются из упругого материала. В качестве него может быть использован тот же материал, который

1 использовался для изготовления кольцевых элементов. Таким образом секторы образованы дугами кольцевых 10 элементов и поперечинами. Места крепления секторов смещены по окружности друг относительно друга.

Размер Н между гребнями может изменяться. Для этого предусмотрены пальцы 4, соответствующие отверстия в поперечинах 2, в которые вставляются пальцы 4, упругие прокладки 5 и пластины 6 (упругая прокладка 5, изготовленная, к примеру, из резины, 20 может быть привулканизирована к пластине 6) .

Внутренний диаметр уширителя Dg при использовании его для увеличения проходимости может задаваться в 25 пределах (0,8-1,0)D, а для обеспечения экологической безопасности — в пределах (1,05-1,5)D, где D наружный диаметр шины колеса, замеренного в статическом положении при отсутствии воздействия на шину колеса внешних нагрузок.

Сборка уширителя и его монтаж на колесо транспортного средства при использовании его для обеспечения повы35 шенной проходимости производится следующим образом.

После выбора необходимого размера

Н пальцы 4 вставляются в соответст40 вующие отверстия поперечины 2, на них монтируется упругий кольцевой элемент 1. После этого монтируются гребень 3, упругая прокладка 5 и пластина 6. Нажимая на пластину 6, де45 формируем упругую прокладку 5 и с помощью шайб 7 и шплинтов 8 закрепля-. ем гребень 3. Упругая прокладка 5 постоянно прижимает собранные элементы друг к другу.

Для монтажа транспортное средство

50 своим колесом 11 наезжает на отдельно взятый сектор уширителя. После этого с помощью накладок 9 и болтов 10 производится соединение остальных секторов между собой. Количество секторов может быть различным и зависит от габаритов самого колеса, удобства монтажа и демон32 ф тажа уширителя. Перед MQHTcUKQM последнего сектора из шины колеса стравливается воздух до тех пор, пока размер от опорной поверхности грунта до верхней точки шины колеса не станет меньше заданного внутреннего диаметра уширителя.После этого с помощью накладок 9 и болтов 10 монтируется последний сектор.

Давление воздуха в шйне поднимается до заданной величины. Уширитель, являясь упругой конструкцией, принимает форму колеса. Контакт уширителя с колесом осуществляется по всей его наружной поверхности. В данном случае уширитель и колесо будут работать как одно целое. При движении уширитель, в силу своей упругости, деформируется вместе с колесом.

Наибольший эффект достигается, когда упругость уширителя соизмерима с упругостью колеса. В описанном случае геометрическая ось уширителя будет совпадать с геометрической осью колеса.

Демонтаж производится в обратной последовательности.

При использовании уширителя для обеспечения экологически безопасной работы при выборе внутреннего диаметра уширителя и осевых расстояний между гребнями основными факторами являются условия работы транспортного средства. При использовании максимальной грузоподъемности транспортного средства внутренний диаметр уширителя и осевые расстояния между гребнями выбираются такими, чтобы не происходило заклинивания уширителя на колесе в связи с резкими изменениями формы шины колеса под.воздействием максимальной нагрузки.

Транспортное средство с уширителем в случае обеспечения экологически безопасной работы функционирует следующим образом.

При движении колесо 11 наезжает, на внутреннюю поверхность поперечин

2 и тем самым заставляет уширитель перекатываться по поверхности почвы, а гребни 3 при этом не дают возможности смещаться ему в осевом направлении относительно колеса.

Свободное перекатывание возможно благодаря тому, что внутренний диаметр уширителя Dr превышает наружный диаметр D шины колеса, а размер

109б132

l5

Н превышает ее поперечный размер.

Очевидно, что в данном уширителе реализуется принцип "беличьего колеса".

При возрастании сопротивления 5 движению ведущее колесо начинает пробуксовывать в уширителе, а уширитель остается неподвижным относительно почвы, так как сцепление уширителя с почвой превышает сцепление его с колесом из-за разности поверхностей взаимодействия (поверхность взаимодействия уширителя с почвой превышает поверхность взаимодействия уширителя с колесом). Таким образом, при буксовании колес транспортного средства не происходит разрушение поверхностного слоя почвы, и поэтому предлагаемый уширитель является экологически безопасным.

Прн остановке транспортного средства его колеса затормаживаются, процесс перекатывания прек.ращается и транспортное средство останавливается.

Наличие упругих кольцевых элементов 1 способствует деформации уширителя под весом, приходящимся на колесо транспортного средства. Это, в свою очередь, дает возможность получить большую площадь контакта уширителя с почвой, что приводит к снижению удельного давления. С другой стороны, наличие упругих кольцевых элементов дает возможность лучше

"копировать рельеф".

Смещение мест соединения секторов один относительно другого по окружности, а также выполнение накладок из упругого материала способствует более равномерной деформации всех участков уширителя в процессе работы. Это приводит к улучшению плавности хода и повышению надежности мест соединения. Если бы места соединения были расположены на одной линии, то жесткость этого участка резко бы отличалась от жесткости других участков, что отрицательно сказывалось бы на работоспособности уширителя и на качественном выполнении им своих функций.

Уширители для данного типоразмера колес можно практически использовать и для других типоразмеров.

Для этого достаточно или увеличить (при большем диаметре колеса, чем у штатного) или уменьшить (при меньшем диаметре колеса, чем у штатного) диаметр уширителя с помощью дополнительных секторов.

Описанный уширитель может быть применен для преодоления заболоченных участков, при работе транспортных средств в тундре или на участках с растительностью, представляющей особую ценность.

i 096132

A-A филиал HOII "Патент"

r. Ужгород, ул. Проектная, 4

ВНИИ ПИ

Тираж 657

Заказ 3720/11

Подписное