Гидропривод для колесных транспортных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИДРОПРИВОД ДЛЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, содержащий гидродвигатели привода колес, соединенные силовыми гидролиниями между собой и с регулируемым насосом через гидроуправляемые направляющие и шунтирующий элементы, клапан давления, вспомогательный насос и распределительное золотниковое устройство, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств транспортной машины, выполненной с фрикционными муфтами с кинематической связи гидродвигателей с колесами , он снабжен гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, блоком управления гидроцилиндрами, гидроаккумулятором , при этом распределительное устройство представляет собой центральный гидроаппарат и распределительные гидроаппараты с гидравлическим управлением, цыходы которых каналами связаны с управляющими полостями направляющих элементов и через элементы ИЛИ между собой, а входы - с вспомогательным насосом и между собой, причем центральный гидроаппарат выполнен с торцовой полостью управления, сообщенной гидроканалом с полостями гидроцилиндров, другими полостями управления направляющих элементов и через блок управления гидроцилиндрами с напорной линией вспомогательного насоса и гид:о роаккумулятора, при этом выход центрального гидроаппарата сообщен с полостями управления распределительсо ел ных гндроаппаратов и полостью управления шунтирующего элемента.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

QQ (11) ядр В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3428192/27-11 (22) 16.04.82 (46) 07.06.84. Бюл. - 21 (72) О.Я. Фихтнер, А.Г. Кауц, С.К. Кабиев, P.À. Багдасарян, А.А. Коптелов, Г.П. Кошеленко и В.Ф. Невров (71) Карагандинский научно-исследовательский проектно-конструкторский и экспериментальный институт "Гипроуглегормаш" и Орловский завод погрузчиков (53) 629.113-585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 391952, кл. В 60 К 17/10, 1962.

2. Авторское свидетельство СССР

В 673436, кл. В 60 К 17/ lO, 1979 (прототип). (54)(57) ГИДРОПРИВОД ДЛЯ КОЛЕСНЫХ

ТРАНСПОРТНЫХ ИАШИН, содержащий гидродвигатели привода колес, соединенные силовыми гидролиниями между собой и с регулируемым насосом через гидроуправляемые направляющие и шунтирующий элементы, клапан давления, вспомогательный насос и распределительное золотниковое устройство, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств транспортной машины, выполненной с фрикционными муфтами в кинематической связи гидродвигателей с колесами, он снабжен гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, блоком управления гидроцилнндрами, гидроаккумулятором, при этом распределительное устройство представляет собой центральный гидроаппарат и распределительные гидроаппараты с гидравлическим управлением, выходы которых каналами связаны с управляющими полостями направляющих элементов и через элементы ИЛИ между собой, а входы — с вспомогательным насосом и между собой, причем центральный гидроаппарат выполнен с торцовой полостью управления, сообщенной гидроканалом с полостями гидроцилиндров, другими полостями управления направляющих элементов и через блок управления гидроцилиндрами с напорной линией вспомогательного насоса и гидроаккумулятора, при этом выход центрального гидроайпарата сообщен с полостями управления расп15еделительных гидроаппаратов и полостью управления шунтирующего элемента.

1096135

Гндродвигатели 1 и 2 через фрикционные диски 3 и 4 кинематически связаны с приводными колесами 5 и 6 и гидролиниями через направляющие элементы 7 и 8 с регулируемым насосом

9. Гидролинии насоса 9 зашунтированы устройством 10 и соединены посредством обратных клапанов с источником

11 подпитки. Управление дисками 3 и 4 осуществляется гидроцилиндрами 12-15, которые через клапаны ИЛИ-16 и 17 соединены с одной стороны с полостями управления направляющих элементов 7 и 8, блоком 18 управления гидроцилиндрами и полостью управления распределительного устройства 19, а с другой стороны с каналами распределительных золотников 20 и 21 указанного устройства.

Распределительное устройство 19 состоит из центрального золотника 22 и распределительных золотников 20 и

21 с гидравлическим управлением от

Изобретение относится к гидроприводам транспортных машин и может быть использовано в сельскохозяйственном, строительно-дорожном и горном машиностроении, 5

Известна гидрообьемная трансмиссия для колесных самоходных машин, содержащая рабочие гидродвигатели, соединенные между собой и с регулируемым насосом посредством силовых гидролиний, причем насос гидравлически связан с рабочими гидродвигателями через направляющие и шунтирующие элементы и автоматический дроссель Г1).

Недостатком этого гидропривода является то, что торможение машины осуществляется автоматически и зависит от технического состояния и характеристики автоматического дросселя и гидропривода в целом, что не 20 обеспечивает безопасной эксплуатации транспортной машины и лишает водителя оперативности при управлении.

Известен гидропривод для колесных транспортных машин, содержащий гидродвигатели привода .колес, соединенные силовыми гидролиниями между собой и с регулируемым насосом через гидроуправляемые направляющие и шунтирующий элементы, клапан давления, 30 вспомогательный насос и распределительное золотниковое устройство (2, Недостатком этого гидропривода являются ненадежные торможение и остановка транспортной машины, так как эффективность их зависит от технического состояния шунтирующего элемента. Кроме того, торможение и остановка транспортной машины при неработающем приводном двигателе вооб 40 ще невозможны, так как при неработающем вспомогательном насосе шунтирующее устройство соединяет магистрали рабочих гидродвигателей и они свободно без нагрузки работают в ре- 45, жиме насосов. Это соответствует режиму движения накатом, а водитель не имеет никакой возможности вмешаться и изменить скорость движения машины или хотя бы жестко связать трансмиссию машины с двигателем.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств транспортной машины, выполненной с фрикционными муфтами в кинематической связи гидродвигателей с колесами.

Поставленная цель достигается тем, что гидропривод для колесных транспортных машин, содержащий гидродвигатели привода колес, соединенные силовыми гидролиниями между собой и с регулируемым насосом через гидроуправляемые направляющие и шунтирующий элементы, клапан давления, вспомогательный насос и распределительное золотниковое устройство, снабжен гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, блоком управления гидроцилиндрами, гидроаккумулятором, при этом распределительное устройство представляет собой центральный гидроаппарат и распределительные гидроаппараты с гидравлическим управлением, выходы которых каналами связаны с управляющими полостями направляющих элементов и через элементы ИЛИ между собой, а входы — с вспомогательным насосом и между собой, причем центральный гидроаппарат выполнен с торцовой полостью управления, сообщенной гидроканалом с полостями гидроцилиндров, другими полостями управления направляющих элементов и через блок управления гидроцилиндрами с напорной линией вспомогательного насоса и гидроаккумулятора, при этом выход центрального гидроаппарата сообщен с полостями управления распределительных гидроаппаратов и полостью управления шунтирующего элемента.

На чертеже показана принципиальная гидрокинематическая схема предлагаемого гидропривода, 1096135 центрального и пружинными возвратом в исходное положение.

Блок 18 управления состоит из кинематически связанных сежду собой крана 23 и регулируемого редукционно- 5 го клапана 24 и соединен гидролиниями с клапаном 25 давления, гидроаккумулятором 26 и вспомогательным насоcqM 27. !

О

Гидропривод работает следующим .образом.

Двигатель транспортного средства приводит во вращение валы насосов 9 и 27, при этом производительность насоса 9 либо равна нулю, либо его линии зашунтированы, поскольку полость управления устройства 10 через центральный золотник 22 распределитель20 ного устройства 19 сообщена со сливом. От вспомогательного насоса 27 рабочая жидкость одновременно поступает к гидроаккумулятору 26, к замерным каналам блока 18 управления, к распределительному устройству 19 и к клапану 25 .давления. Гидроаккумулятор 26 заряжается на величину настройки клапана 25, после чего последний открывается и жидкость сливается в бак. Для включения хода. транспортной машины переключается золотник 22 распределительного устройства 19, в результате чего рабочая жидкость от насоса 27 через канал центрального золотника 22 одновременно поступает в полость управления шунтирующего устройства 10 и в полости управления распределительных золотников 20 и 21 устройства 19. В результате шунтирующее устройство 10 40 разобщает полости гидронасоса 9 и рабочая жидкость с рабочим давлением поступает к каналам направляющих элементов 7 и 8. Распределительные золотники 20 и 21 перемещаются, сжимая 45 пружины, и сообщают полости гидроцилиндров 12 — 15 и направляющих элементов 7 и 8 с напорной гидролинией вспомогательного насоса 27. При этом гидроцилиндры 13, 12, 14 и 15 с 50 усилием, определяемым клапаном 25 давления, замыкают диски 3 и 4, а направляющие элементы 7 и 8 соединяют гидродвигатели и 2 с полостями насоса 9, при этом гидродвигатели .55

1 и 2 вращают колеса 5 и 6, скорость вращения которых определяется объемной регулировкой насоса 9. Шунтирую4 щий элемент 10 в этом режиме работает как предохранительный клапан.

Торможение транспортной машины может осуществляться двумя способами,. например двигателем машины при уменьшении объемной подачи регулируемого насоса 9 и жестко связанной трансмиссии.

Второй способ торможения осуществляется блоком 18 управления. При воздействии на педаль (на редукционный клапан 24) блока 18 напорная линия насоса 27,соединяется с полостью управления центрального золотника 22 распределительного устройства 19, он переключается в исходное положение и соединяет со сливом полости управления шунтирующего элемента 10 и распределительных золотников 20 и 21 устройства 19. П1унтирукщее устройство 10 обеспечивает разгрузку насоса 9, закольцовывая его гидромагистралн, а распределительные золотники 20 и 2! переключаясь под действием пружин,,соединяют со сливом линию управления

;направляющими элементами 7 и 8. Возросшее давление рабочей жидкости от блока 18 управления переключает направляющие элементы 7 и 8 в исходное положение, жестко замыкая при этом полости гндродвигателей 1 и 2 и поступает в полости гидроцилиндров

12 — 15. Торможение транспортной машины осуществляется за счет трения между фрикционными дисками 3 и 4, а усилие сжатия дисков регулируется редукционным клапаном 24 блока 18 управления. При этом редукционный клапан 24 обеспечивает максимальное давление в полостях гидроцилиндров

12 — !5 а кинематически связанный с ним кран 23 подсоединяет к полостям гидроцилиндров гидроаккумулятор 26.

Это обеспечивает гарантированное торможение даже при заглохшем двигателе транспортного средства.

При стоянке транспортного средства его торможение обеспечивается механическим стояночным тормозом.

Движение транспортного средства

"накатом" или на буксире обеспечивается при выключенном центральном золотнике 22 распределительного устройства 19 и ненажатой педали редукциоиного клапана 24, т.е. при положении, указанном на чертеже. При. этом отсутствует давление в линии управления и фрикционные диски 3 и 4

1096135

Изобретение создает возможность компактной компоновки пульта управления. Достигается это тем, что органы гидроуправления располагаются в любом удобном месте машины, обеспечив их гидравлические связи, а в зоне работы, т.е. в зоне управления, располагается только распределитель. ное устройство и блок управления гидроцилиндрами. Распределительное устройство невелико по размерам и позволяет установку в любом пространственном положении. разомкнуты, колеса 5 и 6 вращаются свободно.

Золотники 20, 21 и 22 имеют подводящие каналы 28, 29 и 30, центральный золотник 22 имеет полость 31 уп- 5 равления.

Центральный золотник 22 имеет двойное управление; ручное от рукоят" ки и гидравлическое через полость 31 управления, причем вручную он переключается в две позиции, а гидрав- лически только в одну.

Центральный золотник 22 имеет лишь одну прямую связь с насосом 27 через 15 подводящий канал 28. Другая полость, полость 31 управления, сообщается с насосом только через управляемый от педали редукционный клапан 24 блока

18 управления. Таким образом, в опре-2Р деленных условиях вспомогательный насос 27 соединен двумя гидролиниями с двумя разными полостями 28 и 31 центрального золотника 22, причем полость 31 управления одной гидролинией одновременно сообщена с полостями управления направляющих элементов 7 и 8, гидроцилиндров 12 — 15 и через редукционный клапан 24 блока 18 управления с вспомогательным насосом 27. Такое соединение полостей золотников, гидроцилиндров и направляющих элементов обуславливает работу транспортной машины в заданном режиме. 35

Направление движения транспортной машины устанавливается вручную водителем перед началом движения путем реверса направления потока рабочей, жидкости регулируемого гидроиасоса 9. 4р

Затем водитель вручную переключает центральный золотник 22, который при перемещении свободно вытесняет жидкость из заполненной полости 31 управления на слив через открытый канал. 4S редукционного клапана 24 блока 18 управления. Переключенный центральный золотник 22 сообщает канал 28, а следовательно, напорную гидролинию насоса 27,с полостями гидроурравляе- р мых распределительных золотников 20 и 21 и пгунтирующего- устройства 10, которое разобщает рабочие линии гидронасоса 9, а распределительные элементы 20 и 21 через каналы 29 и 30 сообщают полости управления направляющих элементов 7 и 8 и гидроцилиндров 12 — 15 с напорной гидролинией насоса 27. При этом транспортная машина начинает двигаться в заданном направлении, а центральный золотник 22 остается зафиксированным. При необходимости затормозить транспортную машину водитель нажимает на педаль редукционного клапана 24, который переключается, разобщает полость 31 управления центрального золотника 22 со сливом и сообщает ее с напорной линией вспомогательного насоса 27. После этого рабочая жидкость от насоса

27 с давлением, регулируемым положением педали редукционного клапана 24, одновременно переключает центральный золотник 22, направляющие элементы 7 и 8 в исходное положение и поступает в полости гидроцилиндров 12 — 15, которые, сжимая фрикционные диски 3 и 4 колес 5 и 6, затормаживают транспортную машину частично или до полной остановки. Переключенный гидравлически центральный золотник 22 вновь сообщает полости управления золотников 20 и 21 и шутирующего устройства 10 со сливом, т.е. чтобы продолжить движение после торможения, водитель должен вновь вручную переключить центральный золотник 22.

Применение предлагаемого гидропривода для колесных транспортных машин обеспечивает надежную их работу на всех режимах, удобное, эффективное управление и повышает безопасность ведения работ, так как обеспечивает надежное и эффективное торможение машины.

Составитель С. Белоусько

Редактор Л. Алексеенко Техред Т.Дубинчак Корректор Л.Шеньо

Заказ 3720/11 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, K"35, Раушская наб., д. 4!5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4