Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС, содержащий корпус с передней и задней крышками, установленное в нем рабочее колесо с веду1дим и ведомым дисками и уплотнения в виде контактных колец, расположенных на дисках и ответных крышках корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности насоса при перекачивании абразивных смесей, крышки корпуса снабжены фланцами и имеют сквозные кольцевые выточки , а контактные кольца крышек выполнены полыми с радиальным разрезом , размещены в выточках и предварительно поджаты в последних посредством фланцев, контактные кольца дисков и крышек выполнены гибкими, при этом первые - в виде колец Т-образного сечения, одна из полок которых расположена в плоскости вращения дисков, закреплена на них, а другая расположена концентрично оси вращения колеса и размещена в выточках крышек корпуса между контактными кольцами последних. О со ot .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зсю F 04 T) 29/10 7/04

1 ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

72 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3554409/25-06 (22) 21.02.83 (46) 07.06.84. Бюл. Р 21 (72) Л.В.Назаров, В.П.Марченков, В.Н.Шохнин, Н.A.Ìóõèí и Б.Е.Добужский, (71) Ярославский политехнический институт (53) 621.671(0.88.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 675211, кл . E 02 F 3/88, 1983.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 68726 1, кл. F 04 D 7/04, 1977(54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС, содержащий корпус с передней и задней крышками, установленное в нем рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками и уплотнения в виде контактных колец, расположен ных на дис ках и ответных

„SU„„1096403 А крышках корпуса, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности насоса при перекачивании абразивных смесей, крышки корпуса снабжены фланцами и имеют сквозные кольцевые вьггочки, а контактные кольца крышек выполнены полыми с радиальным разрезом, размещены в выточках и предварительно поджаты в последних посредством фланцев, контактный кольца дисков и крышек выполнены гибкими, при этом первые — в виде колец 7 -o6разного сечения, одна из полок которых расположена в плоскости вращения дисков, закреплена на них, а другая расположена концентрично оси вращения колеса и размещена в вьггочках крышек корпуса между контактными кольцами последних.

1096403

Изобретение относится к гидравлическим машинам, конкретно к центробежным насосам, и может быть использовано для исключения объемных потерь между корпусом и рабочим колесом насоса.

Известен центробежный насос, содержащий корпус и установленные в нем рабочее колесо и торцевое лабиринтное уплотнение (1 3.

Недостатком этой конструкции является то, что уплотнения плохо работают с жидкостями, имеющими небольшую вязкость и с загрязненными жидкостями. В таком уплотнении не исключены зазоры в лабиринте, через которые происходит утечка жидкости или забивка уплотнения мелкими частицами при остановке насоса. Если я;е последние являются абразивными, то происходит интенсивный износ лабиринта, увеличивается. утечка жидкости через уплотнение. Для исключения засорения уплотнения необходимо предусматривать дополнительные устройства по очистке лабиринта, что усложняет конструкцию всего уплотнения.

Кроме того, само лабиринтное уплотнение сложно в изготовлении, так как приходится выполнять несколько строго концентрических кольцевых канавок с минимальными допусками по размерам.

Это наиболее сложно осуществить в гидромашинах больших размеров. К тому же, при монтаже лабиринтное уп.— лотнение требует точной центровки ра. бочего колеса относительно корпуса и очень чувствительно как к радиальному, так и к осевому биению рабочего колеса в процессе работы.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является центробежный насос, содержащий корпус с передней и задней крышками„ установленное в нем рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками и уплотнения в виде контактных колец, расположенных на дисках и ответных крышках корпуса 2 g.

В известном насосе исключаются некоторые недостатки вышеупомянутого. Однако у него невысокая долговечность, остаются жесткие требования к подбору пар колец при ремонтах уплотнения, требуется индивидуальная притирка их, высокая точность при монтаже колец. Кроме того, такое уплотнение остается весьма чувствительным к осевым биениям рабочего колеса, особенно со стороны ведущего диска, где кольца не подпружинены.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности насоса при перекачивании абразивных смесей.

Укаэанная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем корпус с передней и задней крыш10 ками, установленное в нем рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками и уплотнения в виде контактных колец, расположенных на дисках и ответных крышках корпуса, крышки корпуса снабжены фланцами и имеют сквозные кольцевые выточки, а контактные кольца крышек выполнены полыми с радиальным разрезом, резмещены в выточках и предварительно поджаты в последних посредством фланцев, контактные кольца рисков и крышек выполнены гибкими, при этом первые в виде колец Т -образного сечения, одна из полок которых расположена

25 в плоскости вращения дисков, закреплена на них, а другая расположена концентрично оси вращения колеса и размещена в выточках крышек корпуса между контактными кольцами по3О следних.

На чертеже изображен центробежный насос.

Насос содержит корпус (не показан) с передней и задней KpbIHiKBMH 1 и 2

35 и р" áî÷åå колесо 3 с ведущим и ведомым дисками 4 и 5, а также уплотнения в виде контактных колец 6 и 7. Крышки

1 и 2 корпуса снабжены фланцами 8, входящими в сквозные кольцевые вы40 точки 9 с размещенными в них и предварительно сжатыми полыми кольцами

7, имеющими радиальный разрез (не показан). Кольца 6 и 7 выполнены гибкими иэ эластичного материала.

45 Контактные кольца 6 и 7 уплотнений колеса 3 имеют Т-образное сечение и закреплены одной иэ полок 10 на дисках 4 и 5 колеса 3. Другая полка 11 колеса 6 размещена в выточках 9 кры5р шек 1 и 2 корпуса H уплотнена между парой контактных колец, предотвращая тем самым перетекание рабочей жидкости, содержащей абразив иэ полости 12 высокого давления насоса

55 в полость 13 низкого дл»ления.

Во время работы насо<:а неизбежно биение рабочего колеса 3 как в радиальном, так и в осевом направле1096403

Составитель С. Иаксимов

Редактор П. Макаревич Техред M.KysiMa Корректор О. Билак

Заказ 3768/24 - Тираж 624

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ниях. При радиальном биении колеса

3 за счет гибкости колец 6 колеса 3 не происходит нарушения контакта между поверхностями колец 6 и 7.

При осевом биении колеса 3 кольца 5

6 перемещаются вместе с колесом 3, не выходя из контакта с кольцами 7 крышек 1 и 2 корпуса. Износ контактных поверхностей колец 6 и 7 также неизбежный во время работы насоса, автоматически компенсируется деформацией предварительно сжатых колец

7 крышек 1 и 2, что обеспечивает постоянство контакта.

В пред агаемой конструкции цент- 15 робежного насоса с гибкими кольцами

6 уплотнений надежность уплотнений не зависит от перемещения рабочего колеса 3, возникающего во время работы насоса, особенно в неустановившихся режимах. По этим же причинам значительно меньшие требования предьявляются к изготовлению и монтажу колец 7 уплотнения. Кроме того, ра" диальный разрез колец 7 и сквозные кольцевые выточки 9 в крышках 1 и 2 обеспечивают простоту обслуживания, монтажа, демонтажа и контроля за уплотнительным устройством насоса.

Для производства всех этих работ достаточно снять фланцы 8 без разборки всего насоса, что очень важнр для крупных насосов. К тому же таким уплотнительным устройством можно без особых трудностей оборудовать большинство уже существующих центробежных насосов.

Применение центробежных насосов предлагаемой конструкции позволяет увеличивать эксплуатационную производительность установок для гидрои пневмотранспорта твердых матерна» лов, снизить эксплуатационные затраты ва ремонт насосов. Это происходит за счет снижения количества простоев насоса из-за выхода из строя уллотнительных устройств, сокращения времени и трудоемкости ремонтов и замены уплотнительных устройств, таким образом, повышается объемный КПД насоса вследствие уменьшения утечек перекачиваемой среды через зазоры между колесом и крышками насоса.