Шаровой кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШАРОВОЙ КРАН, содержащий корпус с входным и выходным каналами размещенную в корпусе поворотную шаровую пробку с подпружиненными седлами, снабженными уплотнениями, О.т лича-ющийся тем, что, с целью повышения надежности, седло, расположенное со стороны входного канала, выполнено в виде дифференциального поршня, хвостовик которого выполнен с эффективной площадью сечения , равной или меньшей эффективной площади между уплотнительными кольцами , седло, расположенное со стороны выходного канала, выполнено с кольцевой выточкой, образующей с шаровой поверхностью пробки кольцевую камеру площадь нормального сечения равна площади части шаровой поверхности пробки между уплотнительными кольцами седла, в корпусе выполнен дополнительный канал, соединяющий входной канал с кольцевой камерой, а в дополнительном канале размещен поршень, нагруженный пружиной и S установленный с возможностью перекрытия дополнительного канала, причем упомянутый канал и кольцевая С камера заполнены вязкой жидкостью.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ЗЮ9 F 16 К 39 06
Н
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3615374/25-08 (22) 08.07.83 (46) 07.06.84. Вюл. Р 21 (72) К.К.Куликов, Ю.А.Гаврилов, В.С.Ширшов и И.I1.Ñóõoâ (71) Туркменский научно-исследовательский геологоразведочный институт (53) 621.646(088.8) (56 ) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 504042, кл. У 16 К 39/04, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
9 877198, кл. F 16 К 5/06, 1980 (прототип). (54)(57) ШАРОВОЙ КРАН, содержащий корпус с входным и выходным каналами
I размещенную в корпусе поворотную шаровую пробку с подпружиненными седлами, снабженными уплотнениями, о".тли ч ающи и с я тем, что,с целью повышения надежности, седло, расположенное со стороны входного
„„SU„„I 4 6 А канала, выполнено в виде дифференци аль ного поршня, хвостовик которого выполнен с эффективной площадью сечения, равной или меньшей эффективной площади между уплотнительными кольца. ми, седло, расположенное со стороны выходного канала, выполнено с кольцевой выточкой, образующей с шаровой поверхностью пробки кольцевую камеру площадь нормального сечения ко-орой равна площади части шаровой поверхности пробки между уплотнительными кольцами седла, в корпусе выполнен дополнительный канал, соединяющий входной канал с кольцевой камерой, а в дополнительном канале размещен поршень, нагруженный пружиной и установленный с воэможностью перекрытия дополнительного канала, причем упомянутый канал и кольцевая камера заполнены вязкой жидкостью.
С (р (. . 3 L)!-I (- йО -" . !!О;-.! (-. . ((;, (( ((Р! . Р - .!Q I
ПЕр(- С,(i 3 С (р(=1т,.: —: . ). (!! (.! !(Э (! .;(! (!.;(!,: ДД(. ("(ILi,"Ë „ (), (., >! .! ((,(;,)-","(-((! I-.j!(.(-".;...;.: . (. -,,И
КОР(! ГL. (!(. Ч:!, -. :.С ..! (. L (ц.(Ъ-„(((,! С Н (i.
HL c! - с j, !((>(р Об(;.. (;!:((: !;-;- —.-:,;!= ".
= В !! Е (.! ..(!!
Цс(!(f (."< Р:IУ.:;: :". (1,! —.:, !(."::
i!1ap()(у. О ((jj."(., (.с::(, С2ДЛО . (!((((— (( вход;-;î. с: <.;(((.. ц!., фф;.. ((",;; ((::-,—,, j(. O т (-! .0 т .. - ! T - г . о —. ! ((J.ДЬ!(((:- -::(:! и. .=.... =".! и С : (ЗС)фью!(. !: (!О, —,(.j:!Ö(.;Ö:. "! I,() ;!! 1::
Г!ОПТЕ!!С . кО!! =.,SI=O-; !!;." = ".L(! i (С (1096436
20
2
1Г я
Ф с аномально высоким пластовым давлением.
Устройство работает следующим образом.
При водо †неф-газопроявлениях шаровая пробка перекрывает проходное сечение бурильной колонны, повышенное давление передается на шаровой затвор и через каналы 18 на поршень
19. Давление по каналу передается в кольцевую камеру 13 и воздействует иа шаровой затвор со стороны, противоположной приложенному к шаровому крану давлению. Площадь части шаровой поверхности пробки 5, расположенной между уплотнительными кольцами 11 седла 7 и площадь нормального сечения кольцевой камеры 13 равны.
Тем самым достигается уравновешивание шаровой пробки, а это дает возможность исключить создание не— обходимого для открытия крана противодавления, создаваемого буровым насосом или цементировочным агрегатом.
При открытии шарового крана давле ние в центральном канале падает, а давление вязкой жидкости со стороны камеры 13 и усилие сжатой пружи ны 20 возвращают поршень 19 в исходное положение, тем самым выравнивается давление в канале и в камере, что облегчает поворот пробки из открытого положения в закрытое.
В шаровом кране поворотные втулки
15 установлены с двух сторон. Это позволяет увеличить крутящий момент, передаваемый на шаровую пробку в момент ее проворота. Поворот осуществляется с помощью специального ключа, рабочие поверхности которого выполнены под квадрат втулки 15, причем одна из них выполнена на выдвижном штоке, фиксируемом вставным пальцем.
Технико-экономическая эффективность от внедрения изобретения заключается в уменьшении приводного усилия при повороте шарового крана не з ави симо от величины возникающих в центральном входном канале давлений. Оперативное открытие и закрытие крана обеспечивает безопасность работ и увеличивает срок его службы.
fl
1- / //
Яp; Ё!. H2.
РРДс.КТОО Н . b;-,4
L !(Э, .1 Л: HO=
ЗНКс З .з / 3/:!6
9;- I И :ills 1 . С С „" Д Э j- . : (= о! 4 !. С|>, 3 ",, jVj -С .(.Я:- -,г
/ ггуЛ/Г.г 1
1
Л .! л- (, ! ж
, f