Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт. св. № 1051368, отличающееся тем, что, с целью обеспечения управления процессом износа контактирующих поверхностей зубьев зубчатых колес, оно снабжено взаимодействующим с, лентой датчиком перемещения и последовательно соединенными с ним согласз ющ, задаю1Щ-1М и управляющ11м электронными блоками , исполнительным механизмом, связанным с выходами управляющего электронного блока, и механизмом подачи смазки в зону зацепления, кинематически связанным с исполнительным механизмом . о:

ССНОЗ CQBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕ ОНИ Х

РЕСПУБЛИН г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И THPbfTHA (бi) 1051368 (21) 2736106/25-28 (22) 11.03.79 (46) 07.06.84. Бюл. В 21 (72) О.И. Кузьменков, О,В. Берестнев и N.Ï. Бирюков (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР (53) 620.179.15(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 1051368, кл. G 01 В 5/20, 1976 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ

СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ..ЯО„„109649О зов G 01 В 7/28//G 01 т. 1/06

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС по авт. св. Р 1051368. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения управления процессом износа контактирующих поверхностей зубьев зубчатых колес, оно снабжено взаимодействующим с лентой датчиком перемещения и последовательно соединенными с ним согласующим, задающим и управляющим электронными блоками, исполнительным механизмом, связанным с выходами управляющего злектронного блока, и механизмом подачи смазки в зону зацепления, кинематически связанным с исполнительным механизмом.

Изобретение относится к средствам контроля в машиностроении, а именно к средствам диагностики состояния рабочих поверхностей контактирующих изделий.

По основному авт. св. И- 1051368 известно устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых -колес посредством снятия объемного отпеча-ка с рабочей

1поверхности зуба изделия, которое

-содержит- в виде одержит элемент в виде упругого ролика с зубьями, имеющего профиль, соответствующий профили контролируеглого колеса, ленту, выполненную из пластически деформируемого материала, расположенную в зоне контакта деформирующего элемента с контролируемой поверхностью изделия. Снятие объемного отпечатка с рабочей поверхности изделия производится дефор мирующим элементом. Устройство позволяет также получить точную объемную копию контролируемой поверхности и проследить за качественным ее изменением в процессе работы по характерному рельефу усталостного износа в начале и в конце испытаний зуб.-гатой передачи L 1 3.

Педостатком известного устройстга является невозможность управления процессом износа- контактирующих поверхностей с последующей его стабилизацией в течение определенного про- 3g межутка времени.

Цель изобретения — обеспечение управления процессом износа контактирующих поверхностей зубьев зубчатьгх колес. 49

Цель достигается -:ем, что устройство снабжено взаимодействующим с лентой датчиком перемещения и последовательно соединенными с ним соглас,"ащим, задающим и управляющим элек- 45 тронными блоками, исполнительным механизмом, связанным с выходами управляющего электронного блока, и механизмом подачи смазки в зону зацепления, кинематически связанным с ис- у полнительным механизмом, На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчик 1 перемещений, задающий 2 и согласующий 5

3 блоки; управляющий электронный блок 4, усилитель 5 сигналов и исполнительный механизм 6. Контроль за рабочим состоянием поверхностей соприкосновения зуСьев передачи (и полученной величиной износа) производится посредством периодическс- о введения в зацепление с зубчатым колесом 7 деформирующего элемента упругого ролика 8 с зубьями вместе-. с лентой 9 из пластически деформируемого материала, протягиваемой посредством подающего ролика 10. При этом вращение упругого ролика 8 в момент введения в зацепление с зубчатым колесом 7 синхронизировано посредством блока-синхронизатора, состоящего из сельсин-датчика 11, связанного с валом зубчатого колеса 7, и сельсин-приемника 12, связанного с осью вращения упругого ролика 8.

Исполнительный механизм 6 представляет собой пропорциональный регулятор, например серии ПР-1, основным рабочим элементом которого является его исполнительный орган, например гидроцилиндр (не обозначен).

В зависимости от величины воздействия, подаваемого на исполнительный орган, происходит изменение его функциональных параметров, в результате вырабатывается сигнал, пропорциональ ный полученной величине износа профилей зубьев колес, и передается на механизм 13 подачи смазки в зону зацепления смазочного материала с присадочным веществом. способствующим стабилизации скоро" òè изнашивания.

Устройстзо работает следующим образом.

В заданные моменты времени с сельсин-датчика 11 подается сигнал на сельсин-приемник 12, который приводит во вращение упругий ролик 8 с зубьями со свободно касающейся его лентой 9, выравнивает обороты ролика с зубчатым колесом 7 и при доведении до полной синхронизации с последним механизм подачи вводит упругий ролик 8 вместе с лентой 9 в зацепление с зубчатым колесом 7. После получения объемного отпечатка рельефа поверхности износа с бокового профиля зубьев колеса 7 в виде профилограммы на ленте 9 упругий ролик 8 (колесо) выводится из зацепления с колесом 7, лента 9 протягивается подающгпл роликом 10 и устанавливается в зоне работы датчика 1. Последующий процесс обработки профилограммы при остановке лепты 9 и оценка степени

Эффективность тепени.изменения реж ыа работы передач с точки зрения снижения темпа установленного износа постоянно контролируется в ука" занной выше последовательности посредством периодического снятия про. филограмм и их обработки, при этом в случае необходимости происходит выработка повторного управляющего

I сигнала с целью исключения преждевременного выхода из строя устройства.

Составитель Л. Кениг

Редактор И. Дербак Техред N.Kóçüìà

Корректор Л. Шеньо

Заказ 3787/29

Тираж 587 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патен-", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Я 1096 износа профилей зубьев производится с помощью датчика 1, скользящего вдоль ленты 9 и в точности копирующего полученный рельеф поверхности износа зубьев.

Усиленные сигналы от датчика 1 поступают в согласующий блок 3, где происходит их преобразование в аналоговый вид и сравнение с допускаемыми величинами сигналов, хранящих- 1б ся в памяти задающего блока 2. Если полученные величины сигналов соответствуют сигналам, характеризиующим допускаемое состояние поверхности износа, происходит их накопление в задающем блоке 2 без передачи воздействия на управляющий электронный блок 4.

При зарегистрированной величине сигнала, превосходящего допускаемую величину, в задающем блоке 2 происходит выработка соответствующего сигнала, передаваемого через усилитель 5 мощности сигналов на управля490 4 ющий электронный блок 4, который, в свою очередь„ вырабатывает управляю-. щий сигнал и передает его на испол- нительный,механизм б, а последний воздействует на механизм 13 подачи смазки, подающий жидкую смазочную среду в зону контакта зубьев передачи. Таким образом осуществляется снижение скорости износа сопрягаемых поверхностей и стабилизации его во времени.