Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий бандажное крльцо, закрепленное1 « на бочке ротора от осевых перемещений накидной гайкой, навинченной на резьбовой конец бандажного кольца до упора внутреннего кольцевого выступа гайки в стопорную разрезную кольцевую пйюнку, расположенную в кольцевой канавке бочки ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности за рчет снижения механических напряжений в накидной гайке, в кольцевой каиавке бочки ротора установлены прокладки из материала с низким модулем упругости , расположенные, по крайней мере, с одной торцовой стороны стопорной шпонки.t в

СОКИ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11):

3(51) Н 02 К 3 51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (l3,, ", „д

1 Г -.уp, Ф4 »

» (21) 3413120/24-07 (22) 31.03.82 (46) 07. 06. 84. Бюл. Р 21 (72) Г.М. Хуторецкий, Г.А. Загородная, М.3. Пиркнн, В.M. Фридман, A.A. Галай, Г.П. Вартаньян и В.П. Анемподистов (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение Электросила им. С.М. Кирова (53) 621.313 ° 04(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

9 1143595 кл. Н 2 А, 1969»

2. Авторское свидетельство СССР

В 216094, кл. Н 02 К 3/51, 1963. (54)(57) РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содерC 1 жащий бандажное кольцо, закрепленное.. на бочке ротора от осевых перемещений накидной гайкой, навинченной на резьбовой конец бандажного кольца до упора внутреннего кольцевого выступа гайки в стопорную разрезную кольцевую шйонку, расположенную в кольцевой канавке бочки ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности за счет снижения механических напряжений в накидной гайке, в кольцевой канавке бочки ротора установлены прокладки из материала с низким модулем упругости, расположенные, по крайней мере, с одной торцовой стороны стопорной шпонки.

109б732

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции ротора неявнополюсной машины, преимущественно турбогенератора, точнее узла крепления бандажного кольца.

Известен ротор синхронной неявнополюсной электрической машины с обмоткой возбуждения, закрепленной в лобовых частях бандажным кольцом, которое удерживается от осевых сдвигов относительно бочки ротора с помощью разрезного кольца с внутренней резьбой, снабженного фланцем, причем фланец разрезного кольца установлен в пазу бандажного кольца, а само раз-. резное кольцо навинчено на бочку ротора (1) .

Недостатками Яанной конструкции являются технологическая сложность сборки узла, нагру>кение бандажного кольца дополнительными центробежными силами разрезного кольца, возможность пригорания разрезного кольца к бочке ротора н результате несимметричных режимон и связанное с этим нарушение разъемности бандажного узла.

Наиболее близким к изобретению 25 является ротор синхронной неявнопо- люсной электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащий бандажное кольцо, закрепленное на бочке ротора от осевых перемеще- 30 ний накидной гайкой, навинченной на резьбовой конец бандажного кольца до упора внутреннего кольцевого двыступа гайки в стопорную кольцевую разрезную шпонку, расположенную н кольцевой канавке бочки ротора.

Гайка надевается иа бочку ротора до насадки бандажного кольца. После установки бандажного кольца гайка нанинчинается на него в нагретом состоянии. Нагрев гайки обеспечивает ее "0 плотную посадку на бандажное кольцо и неразъединение с последним при всех режимах работы генератора (2).

Недостатком такой конструкции является ноэникнонение н гайке значи- 45 тельных тепловых напряжений, вызванных навинчинанием гайки н нагретом состоянии, что снижает надежность ротора.

Пель изобретения — повышение на- 5() дежности работы ротора эа счет снижения механических напряжений н накидной гайке.

Поставленная цель достигается тем, что в роторе синхронной неявнополюс- 55 ной -электрической машины, содержащем бандажное кольцо, закрепленное на бочке ротора от осевых перемещений накидной гайкой, навинченной на резьбоной конец бандажного кольца до упора внутреннего кольцевого выс- тупа гайки в стопорную разрезную кольцевую шпонку, расположенную в кольцевой канавке бочки ротора, н кольцевой канавке бочки ротора установлены прокладки из материала с низ 65 ким модулем упругости, расположенные, по крайней мере, с одной торцовой стороны стопорной шпонки.

На фиг. 1 показан ротор синхронной электрической машины; на фиг. 2, 3, 4 и 5 — узел 1 на фиг. 1 (варианты установки прокладок).

Бандажное кольцо 1 (фиг. 1) с натягом насажено на бочку ротора 2 и закреплено от осевых перемещений относительно нее накидной гайкой 3 с резьбой 4. Накидная гайка 3 в нагретом состоянии навинчена на бандажное кольцо 1 до упора внутреннего кольцевого выступа 5 гайки 3 в стопорную кольцевую разрезную шпонку б, расположенную в кольцевой канавке 7 на бочке ротора 2. Сущность предполагаемого изобретения состоит в том, что с целью снижения механических напряжений н накидной гайке и повышения надежности работы н кольцевой накавке 7 бочки ротора 2 (фиг. 1-5) с торцовой стороны стопорной разрезной шпонки б установлены прокладки

8 иэ материала с низким модулем упругости порядка 2 10 — 2 103МПа.

Прокладки могут быть изготовлены из изоляции, например стеклотекстолита.

Прокладки 8 могут быть установлены со стороны кольцевого выступа 5 гайки 3 (фиг. 2).

Прокладки 8 могут быть установлены со стороны, противоположной стороне внутреннего кольцевого выступа

5 (т.е. со стороны бандажного коль= ца 1), причем для удерживания прокладок 8 от центробежных сил сечение стопорной кольцевой разрезной шпонки б может выполняться фигурным с проточкой 9 (фиг.3).

Для еще большего снижения механических напряжений в накидной гайке прокладки 8 могут быть устанонлены с обеих торцов стопорной кольцевой разрезной шпонки б (фиг.4).

Для выравнинания контактного давления по радиальной высоте изоляционной прокладки 8 стопорная разрезная шпанка б может быть выполнена разрезной по длине из двух частей 10 и 11, а изоляционные прокладки 8 установлены между укаэанными частями шпонки (фиг. 5).

В процессе работы турбогенератора, а также при неподвижном роторе в накидной гайке 3 возникают как осевые, так и тангенциальные температурные напряжения, вызванные навинчиванием ее в нагретом состоянии и последующим остыванием. Величина указанныхнапряжений пропорциональна разности температур и обратно пропорциональна сумме податливостей в осевом направлении накидной гайки 3 на свободной длине (между резьбой 4 и внутренним кольцевым выступом 5), стоиорнвй кольцевой разрезной шпонки б и прокладок 8.

10967 32

Фиг. 7

@crt. 2 Риг. Х

Составитель Д.Подольская

Техред И Мет

Р д И,Метелева корректор д.дзятко

Редактор Н.Яцола

Заказ 3839/41 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП, Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Прокладки 8 выполнены из материала с меньшим модулем упругости, чем модуль упругости материала накидной гайки З.и стопорной кольцевой разрезной шпонки.6 ° Последние выполнены иэ стали с модулем упругости порядка 5

2 10 МПа. ;для прокладок могут быть использованы изоляционные материалы с модулем упругости 2 10 4 - 2 10 МПа.

Применение предлагаемых прокладок значительно увеличивает суммарную

1 податливость системы в осевом направлении и снижает температурные напряжения в накидной гайке.

Снижение механических напряжений в гайке повышает надежность работы. бандажного узла и ротора в целоМ, устраняет необходимость проверки качества металла, связанчой с выемом ротора и разборкой бандажного узла.