Способ диагностики состояния прессовки сердечника статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕССОВКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включающий контролирование наличия контакта между пластинами пакетов сердечника, отличающийс я тем, что, с целью упрощения технологии диагностики , на изоляционный слой смежных пластин В диагностируемых зонах наносят метки из электропроводящего материала с ВОЗМОЖНОСТЬЮ их контактирования при сжатии пластин, соединяют метки с регистрирующим прибором и контролируют состояние прессовки по , наличию или исчезновению электрического контакта между соответствуняцими метками. (Л со Oi оо 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(Я) Н 02 К 15 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3554878/24-07 (22) 21.02.83 (46) 07.06.84. Бюл. Р 21 (72) Г.Г. Счастливый, В.И. Смородин, В.A. Крамарский, И.Я. Череыисов, В.Г. Ракогон, В.Б. Каплунов и

В.И. Лицов (71) Институт электродинамики АН ук.раинской ССР и Научно-исследовательский проектно-конструкторский и техноаогический институт тяжелого электромашиностроения Завода Электротяжмаш (53) 621.313.04(088.8) (56) 1. Блеткин Н.П. и др. Контроль состояния прессовки активной стали турбогенератора. — В кн.: Пути повышения надежности электрических машин переменного тока. Киев, 1977, с. 61.

2. Авторское свидетельство СССР

9 955383, кл. Н 02 К 15/02, 1980.

„„SU„„109 A (54) (57) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕССОВКИ СЕРДЕЧНИКА CTATOPA

ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ, включающий контролирование наличия контакта меж. ду пластинами пакетов сердечника, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии диагностики, на изоляционный слой смежных пластин в диагностируемых зонах наносят метки иэ электропроводящего материала с возможностью их контактирования при сжатии пластин, соединяют метки с регистрирующим прибором и контролируют состояние прессовки по наличию нли исчезновению электрического контакта между соответствующими метками.

1096734

Изобретение относится к технологии диагностики состояния прессовки сердечников статоров электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ диагностики состо- 5 яния прессовки сердечника статора электрической машины по степени проникновения щупа между пластинами шихтованного пакета сердечника статора (1). !О

Недостатками этого способа являются большая трудоемкость и невоэмож ность его использования на работающей электрической машине °

Известен также способ диагностики состояния прессовки сердечника статора электрической машины, включающий контролирование давления прессовки между пластинами пакетов сердечника (2).

Недостатком известного способа является сложная технология диагностики, заключакФцаяся в одновременной обработке значительного объема информации на работающей электрической машине. Вместе с тем, при работе электрической машины важно зафиксировать только начало процесса распушовки пластин пакетов сердечника статора, при которой может нарушаться изоляционное покрытие пластин 3п и вследствие их вибрации нарушается изоляция обмоток.

Бель изобретения — упрощение тех Фэлогии диагностики.

Поставленная цель достигается тем,З5 что согласно способу диагностики сос тояния прессовки сердечника статора электрической машины, включающему контролирование наличия контакта между пластинами пакетов сердечника, на изоляционный слой смежных пластин 4О в диагностируемых зонах наносят метки иэ электропроводящего материала с воэможностью их контактирования при сжатии пластин, соединяют метки с регистрирующим прибором и контролиру 45 ют состояние прессовки по наличию или исчезновению электрического контакта между соответствующими метками.

На фиг. 1 изображены смежные плас-5О тины пакета сердечника с нанесенными метками, подключенными к регистрирующему прибору; на фиг. 2 — разрез вдоль оси электрической машины; на фиг. 3 — пластина пакета статора на фиг. 4 — смежные пластины пакета статора.

Способ диагностики состояния прес-. совки сердечника статора электричес-. кой машины осуществляется следующим образом.

На поверхности смежных листов 1 стали сердечника статора,покрытых изоляцией 2 и обращенных друг к дру" гу, наносят прерывистые дорожки метки из проводящего или полупроводящего покрытия 3 поверх изоляции листов таким образом, что на одном лис . те по периметру сегмента наносится дорожка 4 с разрывом на коронках зубцов, а на ответном смежном листетолько тангенциальные дорожки 5 на коронках зубцов. Выводные проводники б соединяют с регистрирующим прибором 7. В результате при плотном прилегании листов друг к другу образуется непрерывная электрическая цепь. В качестве регистрирующего прибора может использоваться омметр.

Таким образом могут быть оснащены все сегменты в одном сечении по окружности статора.

Метки (дорожки) из электропроводящего материала наносят, например, напылением. В результате при плотном прилегании пластин друг к другу обра зуется непрерывная электрическая цепь. При работе электрической машины, когда электрическая цепь замкнута, давление прессовки контролируют, по отсутствию каких-либо сигналов, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии прЕссовки.

Как только начинается распувювка пластин сердечника, электрическая цепь разрывается и появляется сигнал на регистрирующем приборе, показывающий в каком месте сердечника началась распушовка пакета.

Предлагаемый способ позволяет значительно сократить объем информации, обрабатываемый в процессе диагностики. Изобретение позволяет упростить технологию диагностики состояния прессовки сердечников статоров электрических машин. !

1096734

Фиг Я

Составитель В. Воскобойников

Редактор И.Дербак ТехредТ.Фанта Корректор А, Дзятко

Заказ 3839/41 Тира к 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул.Проектная, 4