Способ браковки рудничных подъемных канатов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ БРАКОВКИ РУДНИЧНЫХ ПОДЬЕМНЫХ КАНАТОВ, включающий периодический 3cuviep и сравнение относительной потери прочности нового и изношенйого каната непосредственно на месте эксплуатации, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и качества браковки на глубоких шахтах, замеряют деформации кручения участка каната, расположенного на расстоянии 2-3 м от места крепления его к прицепному устройству подъемного сосуда. СО vj X ел / ел Pfeuctrfpt/py/o 00 Scajn/mf/ri ufft у стройcmft А Блон питания

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECOYSJlHH

3252) В 66 В 17 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (2l) 3589606)22-03 (22) 2В.04.83 (46) 15.06.84. Бюл. Р 22 (72) N.Н. Хальфин, A.À. Короткий, Г.П. Ксюнин и Н.E. Исаев (7l) Новочеркасский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (53) 621. 86. 063 (088.8) (56) 1. Белый В.Д. и др. Выбор, на-веска, эксплуатация и контроль состояния шахтных канатов. М., Недра, 1967, с. 147.

2. Строительные нормы и правила

СНИП Ш-А 11.70, п.3.42 (прототип) .

„„Я0„„1 5 A (54) (57) СПОСОБ БРАКОВКИ РУДНИЧНЫХ

ПОДЬЕМНЫХ КАНАТОВ, включающий периодический замер и сравнение относительной потери прочности нового и изнОшенйого каната непосредственно на месте эксплуатации, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности и качества браковки на глубоких шахтах, замеряют деформации кручения участка каната, расположенного на расстоянии 2-3 м от места крепления его к прицепному устройству подъемного сосуда.

1097553

25

Составитель Л.Черепенкина

Техред Л. Микеш Корректор Ю.Макаренко

Редактор Н.Воловик

4129/18 Тираж 826 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул.Проектная, 4

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к методам браковки рудничных подъемных канатов и может быть ис+ пользовано для прочностной оценки шахтных подъемных канатов, работающих на машинах барабанного типа.

Известен способ браковки и контроля канатов, состоящий в периодических испытаниях участка каната,располагающегося непосредственно вблизи места запанцирОвки (1).

Однако известный способ характеризуется тем, что участки с наиболь- шей потерей прочности по длине канала располагаются в любом месте от- 15 веса, но, как правило, непосредственно вблизи места. запанцировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ браковки рудничных подъемных канатов, включающий периодический замер и сравнение относительной потери прочности нового и изношенного каната непосредственно на месте эксплуатации (21.

Недостатками данного способа являются большой разброс показаний прибора из-эа допуска на канатную проволоку и сам канат, погрешности в показаниях вследствие изменения 30 шага свивки, неконтролируемая погрешность иэ-эа неплотного прилегания датчика к канату.

Пель изобретения — повышение эффективности и качества браковки руч- 35 ничных подъемных канатов на глубоких шахтах.

Поставленная цель достигаетсятем, что согласно способу браковки рудничных подъемных канатов, включающему периодический замер и сравнение относительной потери прочности нового и изношенного каната непосредственно на месте эксплуатации, заме; ряют деформации кручения участка каната, расположенного на расстоянии 45

2-3 м от места крепления его к прицепному устройству подъемного сосуда.

На чертеже изображена функциональ ная схема прибора для определения деформаций кручения каната. 50

Предлагаемым способом браковку канатов производят по сравнению величины относительной деформации кручения в начальный период работы с деформацией его кручения в процессе эксплуатации. Величину относительной . деформации кручения замеряют с помощью помощью прибора, принцип действия которого состоит в замере относительной деформации кручения участка каната на шаге его свивки, расположенного между двумя сечениями. Закреп-, ление прибора производится без нарушения целосности каната путем его охватывания.

Наиболее рационально и безопасно располагать прибор вблизи (на расстоянии 2-3 м) от места прикрепления каната к прицепному устройству подъемного сосуда. Повторный замер (с пе-. риодичностью примерно один раэ в месяц) производят тем же прибором и крепят его в том же месте на рудничном подъемном канате.

Участок, на котором производят замер деформации кручения, выбран из условия максимальной деформации кру-. чения по длине каната.

Факторы, влияющие на кручение для конкретной подъемной установки, но;сят стационарный характер и не изме! няются в процессе работы. Однако крутильная жесткость каната за счет релаксации, уменьшения свивочных напряжений, истирания наружных и внутренних проволок, обрыв проволок и т. д. уменьшается. Таким образом, у каната в процессе работы при действии тех же нагрузок увеличивается общее его кру ение, а следовательно, и увеличивается деформация относительного кручения учатска каната на шаге его свивки. Замеряя и сравнивая величину относительной деформации кручения нового и изношенного каната можно судить о его прочности

Предлагаемый способ позволяет производить замер деформации кручения только в одном месте каната при одной спуско-подъемной операции на любой рабочей скорости, а также уменьшить в несколько раз время обследования каната, повысить эффективность при определении блокировки. Критическая величина относительной потери крутильной жесткости каната 25%.

При превышении этого значения канат необходимр снимать, как непригодный к дальнейшей эксплуатации.