Трансмиссионное масло
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО,содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфеНОЛ )-дисульфида, диизопропилксантат этилена, продукт осернения фракции 160-250°С полимеров олефинов С, отличающееся тем, что, с целью снижения износа, уменьшения коэффициента трения, масло дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000 и трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиаэола при следующем соотношении компонентов, мас.%: Бариевая соль бис-(апкилфенол )-дисуль0 ,9-1,1 фида Диизопропилксантат эти1 ,8-2,0 лена Продукт осернения фракции 160-250°С полимеров оле1 ,1-1,3 финов Са- Cg Олеиновая 0,4-0,8 кислота Полиизобутилен молекулярной масСП 0,4-0,6 сы 15000-25000 Трихлорпе нтиловый эфир 2-меркаптобенз0 ,3-0,5 тиазола Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и СО дистиллятного До 100 масла О5 СЛ О
СОЮЗ СОВЕТСНИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОЕ О1) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
У АВТОРСКОМУ СВСЕЕТЕЕЬСТВУ
Бариевая соль бис"(алкилфенол)-дисульфида
Диизопропилксантат эти0,9-1, 1
1,8-2,0 лена
Продукт осернения фракции
160-250 С полимеров олефинов С3- С>
Олеиновая
1,1 — 1,3
0,4-0, 8
0,4-0,6
0,3-0,$
ljo 1OO (21) 3515483/23-04 (22) 26.11.82 (46) 15.06.84. Бюл. № 22 (72) P.Ã. Ялышев и В.Т. Костыгов (71) Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 62 1.892.8(088.8) (56) 1. Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник под ред. В.M. Школьникова. M., "Химия", 1978, с. 143-146.
2. ГОСТ 23652- 79 (прототип). (54)(57) ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО,содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида, диизопропилксантат этилена, продукт осернения фракции
160-250 С полимеров олефинов Ñ3- С о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения износа, уменьшения коэффициента трения, масло дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен молекулярной массы
15000-25000 и трихлорпентиловый эфир
2-меркаптобензтиазола при следующем соотношении компонентов, мас.7:
3ав С 10 М 1/18 1/20 1/38 кислота
Полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000
Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола
Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла
1097650
Наиболее близким к предлагаемому является трансмиссионное масло
ТАП вЂ” 15B (2), содержащее следующие компоненты, мас.%:
Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида (АзНИИ—
ДИАТИМ вЂ” 1) 1
Диизопропилксантат этилена (ЛЗ вЂ” 23К) 1,9
Продукт осернения фракции
160-250 С
45
50 полимеров олефинов (ОТП) С5- С
Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел
1,2
go 100
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к составам масел, используемых для смазки транспортных машин.
В современном транспортном машиностроении для смазки тяжелонагруженных зубчатых передач, к которым относятся конические шестерни осевых редукторов путевых дрезин и маневровых локомотивов, применяют трансмис- 10 сионные масла общего назначения
ТС,1-10 ТСП- 14 и ТАП вЂ” 15B, Масло ТС„- 10 получают путем смешения деасфальтизата эмбенских нефтей с маловязким, низкозастывшим i5 дистиллятным компонентом. Состав масла: продукт конденсации нафталина с хлорированным парафином в присутствии катализатора — депрессор; полиметилсилоксан в качестве противопен- 20 ной присадки; в качестве противозадирной присадки — продукт осернения о фракции 160-250 С полимеров олефинов = - С ji), Однако это масло не обладает дос- 25 таточной износо- и задиростойкостью.
Трансмиссионное масло ТСп- 14 получают из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержащее в качестве депрессора 30 бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида. Для улучшения противозадирных свойств масло содержит 1,3% продукта осернения фракции 160-250 С полимеров олефинов С - С и 1,9% диизопропилксантата этилена.
Масло ТАП вЂ” 15B выпускается промышленностью в больших количествах и широко применяется на транспорте.
Однако масло характеризуется недостаточными эффективностью, противоизносными и противозадирными свойствами, так как содержащиеся в них в ограниченном количестве противозадирные присадки не обеспечивают максимального противозадирного действия ввиду того, что повышение их концентрации в масле неизбежно ведет к росту износа деталей из-за их химической агрессивности.
Цель изобретения — создание такого масла, которое обеспечит снижение износа и коэффициента трения контактирующих поверхностей тяжелонагруженных зубчатых колес, повышение их. эадиростойкости.
0,4-0,8 лота
Полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000
Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола
Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки
0,4-0,6
0,3-0,5 и дистиллятного масла
До 100
Поставленная цель достигается тем, что трансмиссионное масло, содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида, диизопропилксантат этилена и продукт осернения фракции
160 — 250 С полимеров олефинов С вЂ” С о
3 дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен с молекулярной массой 15000-25000 и трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида 0,9-1,1
Диизопропилксантат этилена 1,8-2,0
Продукт осернения фракции
160-250 С полимеров олефинов С3- СР 1, 1-1,3
Олеиновая кис1097650
3,8
В данном составе использован полииэобутилен П-20, выпускаемый по
ТУ 38103257-75.
При механо- и термодеструкции полимеров в зоне трения происходит 5 разрушение их длинных молекул с образованием свободных радикалов. Последние, обладая свойствами поверхностно-активных веществ и адсорбируясь на металлической поверхности, спо- 1О .собствуют снижению износа и коэффициента трения.
Химически активные элементы присадок, вступая в химическое взаимодействие с металлом, образуют на нем
Ф прочные пленки, защищающие поверхности трения от схватывания,и таким образом способствуют снижению износа.
Благодаря введению новых компонен- о тов масло получает качественно новые свойства, повышающие его эксплуатационные характеристики: снижение коэффициента трения, повышение износостойкости деталей и вязкостно-температурных параметров масла.
Описанное масло получают тщательным смешением всех компонентов в обычных условиях.
В табл. 1 предс авлены составы испытанных масел.
В табл. 2 представлены результаты испытаний составов масел, приведенных в табл. 1.
Испытание износостойких свойств
35 масла проведены на машине трения
СИЦ-2, по схеме ролик-ролик (трение качения с 20Х проскальзыванием) на образцах из стали 18Х2Н4ИА, подвергнутых нитроцементации с последующей закалкой и низким отпуском (HRC 58-62) при следующих параметрах:
Суммарная скорость качения роликов, м/с
Скорость скольже" ния, м/с
Погонная нагрузка, кг/см
Время испытания, ч
0,4
200
Как видно из табл. 2 наименьший износ образцов по сравнению с прототипом наблюдается при использовании предлагаемого трансмиссионного мас" ла (составы 1,2,3). Износ образцов в данном случае уменьшается в 2,8 раза, Снижается. также и коэффициент трения с 1 = 0,006 для известного масла до 2 = 0,004 для масел предлагаемых составов, За пределами указанных концентра-. ций присадок в масле наблюдается явная тенденция к увеличению износа образцов и коэффициента трения (составы 4 и 5), что связано как с индивидуальным влиянием каждой из присадок на процесс изнашивания, так и с взаимным влиянием присадок на этот процесс.
В табл. 3 приведены свойства предлагаемого и известного масел.
Из табл.- 3 видно,что вяэкостно-температурные свойства предлагаемого масла выше по сравнению с прототипом.
Внедрение в эксплуатацию масла повысит надежность и долговечность осевых редукторов путевых дрезин и локомотивов, даст воэможность снизить расход запасных частей в процессе эксплуатации машин. Снижение коэффициента трения между зубьями шестерен осевых редукторов способствует изменению нагрузки на элементы привода, что увеличивает долговечность всей трансмиссии.
Компоненты
1097650
Т а б л и ц а 1
I 1
Содержание компонентов в составах, мас.X
2 3
Г1асло
ТАП-158
0,8
1,2
0,9
Диизопропилксантат этилена (ЛЗ-23К) 2,0
1,9
1,8
1,7
2,1
1,9
1,4
1,2
1,3
1,0
1,2
Олеиновая кислота
0,8
0,4
0,6
0,3
0,9
Полиизобутилен П-20
0,6
0,3
0,7
0,4
0,5
0,3
0,4
0,2
0 5
0,7
До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100
Та блица 2
Составы масел
Износ образца, г
Износ контробразца, r
Суммарный износ, r
Коэффициент трения, /
0,0011
0,004
0, 0010
0,0015
0,004
0,004
Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида (Аз НИИ-ЦИАТИМ-1) Продукт осернения фракции
160-250оС полимеров олефинов (ОТП) Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола (ЛЗ-318) Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел
0,0013
0,0011
0,0012
0,0025
0,0021
0,0027
1097650
Продолжение табл. 2
Масло ТАП-15В
Т аблица 3
Предлагаемое масло состава
Прототип
Показатели
ТИП-158
15, 1+1 18, 7
18,8
18,7
47,8
50,0
-20
-23
-23
-23 застывания
190 вспышки в открытом тигле
180
190
190
Содержание,X водорастворимых кислот и щелочей
Отсутствуют
Следы
Следы воды, не более
Следы
0,003
Следы механических примесей о
Коррозия пластинок (100 С,З ч) сталь 45 (ГОСТ 1050-74) медь к 2 (ГОСТ 859-66) Выдерживают
Составитель Л. Иванова
Редактор Л. Авраменко Техред А.Бабинец Корректор В. Вутяга Заказ 4144/22 Тираж 489 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППН "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,,4
0,0018
0,0020
0,0032. Вязкость кинематическая,сСт., при 100 С, 50 С, Температура, С
0,0017
0,0018
0,0030
0,0035
0,0038
0,0062
0,0045
0,0048
0,006