Трансмиссионное масло

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО,содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфеНОЛ )-дисульфида, диизопропилксантат этилена, продукт осернения фракции 160-250°С полимеров олефинов С, отличающееся тем, что, с целью снижения износа, уменьшения коэффициента трения, масло дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000 и трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиаэола при следующем соотношении компонентов, мас.%: Бариевая соль бис-(апкилфенол )-дисуль0 ,9-1,1 фида Диизопропилксантат эти1 ,8-2,0 лена Продукт осернения фракции 160-250°С полимеров оле1 ,1-1,3 финов Са- Cg Олеиновая 0,4-0,8 кислота Полиизобутилен молекулярной масСП 0,4-0,6 сы 15000-25000 Трихлорпе нтиловый эфир 2-меркаптобенз0 ,3-0,5 тиазола Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и СО дистиллятного До 100 масла О5 СЛ О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОЕ О1) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У АВТОРСКОМУ СВСЕЕТЕЕЬСТВУ

Бариевая соль бис"(алкилфенол)-дисульфида

Диизопропилксантат эти0,9-1, 1

1,8-2,0 лена

Продукт осернения фракции

160-250 С полимеров олефинов С3- С>

Олеиновая

1,1 — 1,3

0,4-0, 8

0,4-0,6

0,3-0,$

ljo 1OO (21) 3515483/23-04 (22) 26.11.82 (46) 15.06.84. Бюл. № 22 (72) P.Ã. Ялышев и В.Т. Костыгов (71) Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 62 1.892.8(088.8) (56) 1. Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник под ред. В.M. Школьникова. M., "Химия", 1978, с. 143-146.

2. ГОСТ 23652- 79 (прототип). (54)(57) ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО,содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида, диизопропилксантат этилена, продукт осернения фракции

160-250 С полимеров олефинов Ñ3- С о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения износа, уменьшения коэффициента трения, масло дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен молекулярной массы

15000-25000 и трихлорпентиловый эфир

2-меркаптобензтиазола при следующем соотношении компонентов, мас.7:

3ав С 10 М 1/18 1/20 1/38 кислота

Полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000

Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола

Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла

1097650

Наиболее близким к предлагаемому является трансмиссионное масло

ТАП вЂ” 15B (2), содержащее следующие компоненты, мас.%:

Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида (АзНИИ—

ДИАТИМ вЂ” 1) 1

Диизопропилксантат этилена (ЛЗ вЂ” 23К) 1,9

Продукт осернения фракции

160-250 С

45

50 полимеров олефинов (ОТП) С5- С

Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел

1,2

go 100

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к составам масел, используемых для смазки транспортных машин.

В современном транспортном машиностроении для смазки тяжелонагруженных зубчатых передач, к которым относятся конические шестерни осевых редукторов путевых дрезин и маневровых локомотивов, применяют трансмис- 10 сионные масла общего назначения

ТС,1-10 ТСП- 14 и ТАП вЂ” 15B, Масло ТС„- 10 получают путем смешения деасфальтизата эмбенских нефтей с маловязким, низкозастывшим i5 дистиллятным компонентом. Состав масла: продукт конденсации нафталина с хлорированным парафином в присутствии катализатора — депрессор; полиметилсилоксан в качестве противопен- 20 ной присадки; в качестве противозадирной присадки — продукт осернения о фракции 160-250 С полимеров олефинов = - С ji), Однако это масло не обладает дос- 25 таточной износо- и задиростойкостью.

Трансмиссионное масло ТСп- 14 получают из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержащее в качестве депрессора 30 бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида. Для улучшения противозадирных свойств масло содержит 1,3% продукта осернения фракции 160-250 С полимеров олефинов С - С и 1,9% диизопропилксантата этилена.

Масло ТАП вЂ” 15B выпускается промышленностью в больших количествах и широко применяется на транспорте.

Однако масло характеризуется недостаточными эффективностью, противоизносными и противозадирными свойствами, так как содержащиеся в них в ограниченном количестве противозадирные присадки не обеспечивают максимального противозадирного действия ввиду того, что повышение их концентрации в масле неизбежно ведет к росту износа деталей из-за их химической агрессивности.

Цель изобретения — создание такого масла, которое обеспечит снижение износа и коэффициента трения контактирующих поверхностей тяжелонагруженных зубчатых колес, повышение их. эадиростойкости.

0,4-0,8 лота

Полиизобутилен молекулярной массы 15000-25000

Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола

Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки

0,4-0,6

0,3-0,5 и дистиллятного масла

До 100

Поставленная цель достигается тем, что трансмиссионное масло, содержащее смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятного масла, бариевую соль бис-(алкилфенол)-дисульфида, диизопропилксантат этилена и продукт осернения фракции

160 — 250 С полимеров олефинов С вЂ” С о

3 дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиизобутилен с молекулярной массой 15000-25000 и трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида 0,9-1,1

Диизопропилксантат этилена 1,8-2,0

Продукт осернения фракции

160-250 С полимеров олефинов С3- СР 1, 1-1,3

Олеиновая кис1097650

3,8

В данном составе использован полииэобутилен П-20, выпускаемый по

ТУ 38103257-75.

При механо- и термодеструкции полимеров в зоне трения происходит 5 разрушение их длинных молекул с образованием свободных радикалов. Последние, обладая свойствами поверхностно-активных веществ и адсорбируясь на металлической поверхности, спо- 1О .собствуют снижению износа и коэффициента трения.

Химически активные элементы присадок, вступая в химическое взаимодействие с металлом, образуют на нем

Ф прочные пленки, защищающие поверхности трения от схватывания,и таким образом способствуют снижению износа.

Благодаря введению новых компонен- о тов масло получает качественно новые свойства, повышающие его эксплуатационные характеристики: снижение коэффициента трения, повышение износостойкости деталей и вязкостно-температурных параметров масла.

Описанное масло получают тщательным смешением всех компонентов в обычных условиях.

В табл. 1 предс авлены составы испытанных масел.

В табл. 2 представлены результаты испытаний составов масел, приведенных в табл. 1.

Испытание износостойких свойств

35 масла проведены на машине трения

СИЦ-2, по схеме ролик-ролик (трение качения с 20Х проскальзыванием) на образцах из стали 18Х2Н4ИА, подвергнутых нитроцементации с последующей закалкой и низким отпуском (HRC 58-62) при следующих параметрах:

Суммарная скорость качения роликов, м/с

Скорость скольже" ния, м/с

Погонная нагрузка, кг/см

Время испытания, ч

0,4

200

Как видно из табл. 2 наименьший износ образцов по сравнению с прототипом наблюдается при использовании предлагаемого трансмиссионного мас" ла (составы 1,2,3). Износ образцов в данном случае уменьшается в 2,8 раза, Снижается. также и коэффициент трения с 1 = 0,006 для известного масла до 2 = 0,004 для масел предлагаемых составов, За пределами указанных концентра-. ций присадок в масле наблюдается явная тенденция к увеличению износа образцов и коэффициента трения (составы 4 и 5), что связано как с индивидуальным влиянием каждой из присадок на процесс изнашивания, так и с взаимным влиянием присадок на этот процесс.

В табл. 3 приведены свойства предлагаемого и известного масел.

Из табл.- 3 видно,что вяэкостно-температурные свойства предлагаемого масла выше по сравнению с прототипом.

Внедрение в эксплуатацию масла повысит надежность и долговечность осевых редукторов путевых дрезин и локомотивов, даст воэможность снизить расход запасных частей в процессе эксплуатации машин. Снижение коэффициента трения между зубьями шестерен осевых редукторов способствует изменению нагрузки на элементы привода, что увеличивает долговечность всей трансмиссии.

Компоненты

1097650

Т а б л и ц а 1

I 1

Содержание компонентов в составах, мас.X

2 3

Г1асло

ТАП-158

0,8

1,2

0,9

Диизопропилксантат этилена (ЛЗ-23К) 2,0

1,9

1,8

1,7

2,1

1,9

1,4

1,2

1,3

1,0

1,2

Олеиновая кислота

0,8

0,4

0,6

0,3

0,9

Полиизобутилен П-20

0,6

0,3

0,7

0,4

0,5

0,3

0,4

0,2

0 5

0,7

До 100 До 100 До 100 До 100 До 100 До 100

Та блица 2

Составы масел

Износ образца, г

Износ контробразца, r

Суммарный износ, r

Коэффициент трения, /

0,0011

0,004

0, 0010

0,0015

0,004

0,004

Бариевая соль бис-(алкилфенол)-дисульфида (Аз НИИ-ЦИАТИМ-1) Продукт осернения фракции

160-250оС полимеров олефинов (ОТП) Трихлорпентиловый эфир 2-меркаптобензтиазола (ЛЗ-318) Смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел

0,0013

0,0011

0,0012

0,0025

0,0021

0,0027

1097650

Продолжение табл. 2

Масло ТАП-15В

Т аблица 3

Предлагаемое масло состава

Прототип

Показатели

ТИП-158

15, 1+1 18, 7

18,8

18,7

47,8

50,0

-20

-23

-23

-23 застывания

190 вспышки в открытом тигле

180

190

190

Содержание,X водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствуют

Следы

Следы воды, не более

Следы

0,003

Следы механических примесей о

Коррозия пластинок (100 С,З ч) сталь 45 (ГОСТ 1050-74) медь к 2 (ГОСТ 859-66) Выдерживают

Составитель Л. Иванова

Редактор Л. Авраменко Техред А.Бабинец Корректор В. Вутяга Заказ 4144/22 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППН "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,,4

0,0018

0,0020

0,0032. Вязкость кинематическая,сСт., при 100 С, 50 С, Температура, С

0,0017

0,0018

0,0030

0,0035

0,0038

0,0062

0,0045

0,0048

0,006