Способ измерения количества работы выполненной экскаватором- драглайном
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННОЙ ЭКСКАВАТОРОМДРАГЛАЙНОМ , в ключ аниций определение количества горной массы, перемещенной в каждом цикле экскавации, путем измерения длин тягового и подъемного канатов, токов якорных цепей двигателей механизмов подъема и тяги ковша, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения за счет обеспечения раздельного учета работы, выполненной с верхним и нижним черпанием, измеряют ток якорной цепи двигателя механизма поворота, определяют в процессе заполнения ковша средние значения токов якорных цепей двигателей механизмов подъема, тяги, и поворота, текущее значение проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось, задах границу между верхним и нижним черпанием, сравнивгиот ее с текущим значением проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось, определяют выполнение условий
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„БО„„А
3(50 E 02 F 15/02, G 07 С 5 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4ср (1t0 — li5) тном
1„ (О, l — 0,3) 1п„п„,, 1ппв р (0,1 0,3)?п<>вщ>,л
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3459352/29-03 (22) 18 ° 05 ° 82 (46) 15 ° 06.84. Бюл М 22 (72) В.П.Казбеков, A.Ñ.Ïåðìèíoâ, М.Н.Травкина и A.É.Ôèëèïïåíêî (71) Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт по автоматизации угольной промышленности Гипроуглеавтоматизация (53) 681 ° 879.34 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
М 343043, кл. Е 21 С 47/00, 1967.
2.Новожилов М.Г. и др. Теория и практика бестранспортной системы открытой разработки месторождений.
Киев, Вища школа, 1973, с. 25..
З.Авторское свидетельство СССР
Ю 662820, кл. G 01 G 19/14, 1976 °
4.Авторское свидетельство СССР
В 327306, кл, E 02 F 03/26, 1969 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА
РАБОТЫ ВЫПОЛНЕННОЙ ЭКСКАВАТОРОМДРАГЛАЙНОМ, включающий определение количества горной массы, перемещенной в каждом цикле экскавации, путем измерения длин тягового и подъемного канатов, токов якорных цепей двигателей механизмов подъема и тяги ковша, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения за счет обеспечения раздельного учета работы, выполненной с верхним и нижним черпанием, измеряют ток якорной цепи двигателя механизма поворота, определяют в процессе заполнения ковша средние значения токов якорных цепей двигателей механизмов подъема, тяги и поворота, текущее значение проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось, задаюг границу между верхним и нижним черпанием, сравнивают
I ее с текущим значением проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось, определяют выполнение условий где 1, .„1 „- средний ток якорной цепи двигателя механизма тяги при загрузке ковша и номинальный соответственно;
Г„ „ — средний ток якорной
"йа цепи двигателя механизма подъема при загрузке ковша и номинальный соответственноу
1пов,р 1пов„,„- средний TQK якорной цепи двигателя механизма поворота платформы при sa.грузке ковша и номинальный соответственно, и если при этом текущее значение проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось не больше заданной границы между верхним и нижним черпанием, то цикл экскавации считают выполненным с верхним черпа нием, если текущее значение проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось больше заданной . границы между верхним и нижним черпанием, то цикл экскавации считают выполненным с нижним черпанием, а количество работы, выполненной экскаватором — драглайном, определяют .раздельно суммарной величиной горной массы, перемещенной в циклах экскавации с верхним и нижним черпанием.
1097765
1,p P (1 0
1 „,Рра (О, 1
< (О,1
1 i 5) 1 ном 1 — 0,3) l„„ .„ — 0i3) 1 пОЬ ном д ?„,т,„,„
55 ср lq мом
Изобретение относится к измерению параметров выполненной работы при проведении горных работ открытым способом с применением экскаваторовдраглайнов, а точнее к измерению количества перемещенной горной массы из забоя в отвал с учетом вида черпания.
Известны различные способы измерения основных параметров работы драглайнов, в том числе измерения количества перемещенной горной массы нз забоя в отвал.
Известен способ, обеспечивающий автоматический учет основных показателей работы, в том числе контроль 15 и учет количества горной массы, перемещенной в каждом цикле экскавации, который основан на контроле тока двигателя подъема ковша, угла поворота платформы, операции разгрузки ковша, .20 длиН тягоэых и подъемных канатов и сопо" ставления последних со значениями длин, соответствующих нахождению ковша на линии саморазгрузки. Способ обеспечивает учет нарастающиМ ито- р5 гом количества перемещенной горной массы из забоя в отвал (1)
Однако при этом не предусматривается дифференциация перемещенных объемов в зависимости от вида чер- . пания (с верхним или с нижним черпанием) .
В связи с тем, что производительность драглайна существенно зависит от вида черпания — производительность при нижнем черпании на 10-30%, выше, чем производительность при верхнем черпании 2), при определении количества перемещенной горной массы для обеспечения объективности учета необходимо учитывать вид черпа-40 ния.
Известен также способ (3), который обеспечивает определение веса ковша экскаватора-драглайна по величине усилий в тяговом и подъемном 45 канатах с учетом координат ковша в пространстве, определяемых измерением длины тягового каната по формуле п t р где Р— вес ковша; р, — усилия в подъемном и тяговом канатах;
- коэффициент пропорциональности.
В свою очередь со5Ж-pter- соб (Е i Ц н1
Щ с 9 (Юп q>) где E — угол наклона стрелы экскаватора к горизонту;
Yn - угол между подъемным канатом и стрелой экскаватора; с(т — угол между тяговым канатом и стрелой экскаватора.
Однако при этом также не учитывается вид черпания при определении количества перемещенной горной массы из забоя в отвал, что снижает объективность оценки выполненной работы.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ измерения количества работы, выполненной экскаватором драглайном, основанный на определении количества горной массы, переменной в каждом цикле экскавации, путем измерения длин тягового и подъемного канатов, токов якорных цепей двигателей механизмов подъема и тяги ковша (4)
Однако и этот способ не обеспечивает дифференцированного учета количества перемещенной горной массы в зависимости от вида черпания.
Цель изобретения - повышение точности измерения за счет обеспечения раздельного учета работы, выполненной с верхним и нижним черпанием. !
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу измерения количества работы, выполненной экскаватором-драглайном, включающему определение количества горной массы, перемещенной в каждом цикле экскавации, путем измерения длин тягового и подьемного канатов, токов якорных цепей двигателей механизмов подъема и тяги ковша, измеряют ток якорной цепи двигателя механизма поворота, определяют в процессе заполнения ковша средние значения токов якорных цепей двигателей механизмов подъема, тяги и поворота, текущее значение проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось, задают границу между верхним и нижним черпанием, сравнивают ее с текущим значением проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось, определяют выполнение условий средний ток якорной цепи двигателя механизма тяги при загрузке ковша и номинальный соответственно; средний ток якорной цепи двигателя механизма подъема при загрузке ковша и номинальный соответственно5
1097765 <
Действительно, из тригонометрических соотношений следует, что длина проекции свисающей части подъемного каната на вертикальную ось равна
", = 3„;.cog(90-<с- С;) .
Если Ь;-И, где Н= Ы о то ковш заполняется выше горизонтального положения тягового каната,т.е. имеет место заполнения ковша с верх-, ним черпанием, если h; k, то имеет место нижнее черпание. 35
Дополнительные условия гср (liO ) того<А (а)
1<<ср с (O z 1 0< 3) ><<<< <« (e) (в) позволяют надежно определить окончание процесса заполнения ковша путем использования принципа интегральной оценки, который нечувствителен к воз. мущающим Воздействиям случайного ха 45 рактера (кратковременные коммутации главных приводов экскаватора, колебания величины сопротивления резанию горной массы и т.п.) . Условие а фактически определяет окончание процесса заполнения ковша, условия 5
Ь .- ограничения, при которых осуществляется процесс заполнения ковша.
Таким образом, в каждом цикле экскавации может быть сформирован признак, характеризующий вид черпания.
Йа фиг. 1 показана схема для определения основных соотношений; на фиг. 2 - структурная схема устройства, реализующего способ измерения количества перемещенной горной массы 60 экскаватором-драглайном.
Устройство .содержит датчики длины тягового каната 1, длины подъемного каната 2, тока якорной цепи двигателя механизма тяги ковша 3, тока якор- 65 ной цепи двигателя механизма подъема ковша 4 тока якорной цепи двигателя механизма поворота платформы 5, вычислитель 6 и выходное устройство 7.
Датчики 1 и 2 связаны механически соответственно с валами редукторов тяговой 8 и подъемной 9 лебедок. Датчики 3-5 подключены входами к якорным цепям двигателей 10, ll и 12 механизмов тяги и подъема ковша и поворота платформы соответственно, а выхода- ми — к вычислителю 6. Выходы датчиков 1 и 2 подключены также к входам вычислителя 6, выход которого связан с выходным устройством 7.
Предлагаемый способ включает следующие основные операции:
1. Измерение длин свешивающихся частей подъемного Р ; и тягового Юг, канатов соответствующими датчиками, связанными, например, с валами редукторов подъемной и тяговой лебедок.
2. Измерение токов в якорных цепях двигателей механизмов подъема ковша 1<,, тяги I>,, поворота платформы гпов; °
3. Определение массы движущегося ковша по величине якорного тока двигателя механизма подъема с учетом положения ковша в:пространстве, режима работы двигателя и уровня динамической составляющей тока якорной цепи, являющейся следствием возмущающих воздействий выходных сигналов командо-аппарата управления двигателя механизмов подъема, т.е.Р; определяется
t««<
" г 1„;соэ(2к-е;-А;) соз(к- А;) j (1) с, n(t „-t где 4; — угол между струной тягового каната Рг, и прямой <, проведенной через точки схода тягового и подъемного канатов с направляющими шкивов, A. **2arctg — угол между струной подъемного каната < < и прямой, проведенной через точки схо да тягового и подъемного ка натов с направляющих шкивов, . С;-2arctg вс=const- острый угол наклона г7, ПРОведенный через точки схода тягового и подъемного кана1097765 тов с направляющих шкивов к горизонтальной IIJIocKocTHJ коэффициент пропорциональности между током якорной цепи двигателя механизма подъема ковша и массой ковша, завйсящий от. параметров двигателя и режима его работы.
При этом длительность интервала интегрирования1,п„- 1м принимается
0,1-1,0 c; n — число интервалов интегрирования, определяемое длительностью интервала интегрирования
1,п„-(,„„ и длительностью перемещения взвешиваемого ковша в пространстве.
Нахождение массы движущегося ковша Р; производится при условии
tm«
5, ) t„, ; dt
Е (6) т„— t повн
)
10 т.е. условия (4) †(6) обуславливают измерение соответствующих параметров при установленном уровне затухания переходных процессов.
7. Проверка выполнения условий (7), при их соблюдении считают, что в данном цикле экскавации имеет место верхнее черпание:
Ь; ..Ез,н
) ном
2() 1п (0,1 — 0,3)Гп tt (7)
Г„ .", (0,1 — 0,3) Г"„,", „" „ где h, — проекция свешиваюшейся части подъемного каната „; на вертикальную плоскость.
8. Проверка выполнения условий (8), при их соблюдении считают, что в данном цикле экскавации имеет место нижнее черпание:
b; )RStna
- 30 Гт ) (1 0 — 1к5) Гснам таким образом, в каждом цикле экс— кавации формируется признак вида черпания: нижнее или Верхнее.
Устройство работает следующим образом.
При заполнении ковша горной массой в забое датчики 1 и 2 формируют
4р сигналы, характеРизующие длины свисающих частей тягового 1, и подъемного 1„; канатов. На выходах датчиков
3-5 формируются сигналы, характеризующие загрузку якорных цепей двига45 телей механизмов тяги ?1, подъема ковша и поворота платформы 1„ .. Выходные сигналы датчиков 1-5 поступают в вычислитель 6, в котором вычисляются средние значения токов якорных цепей двигателей механизмов тяги ковша 1т ср — формула (4), подъема ковша Гп, — формула (5), поворота платформы1„,, -формула (6) .Проверяется выполненйе условий 7-8 и формируется соответствующий сигнал. После запол55 " нения ковша в процессе его перемещения из забоя в отвал вычислитель 6 определяет массу ковша — формулы (1) и (4) при выполнении условия (2).После разгрузки ковша вычислителем
60 обеспечивается повторная операция определения массы порожнего ковша формула (1) и определяется масса (нетто), перемещенная в цикле экскавации, по формуле (4), При соблю65 дении условий (7) формируется сиг(2)
«à cQ где допустимая величина изменения Гл на интервале
„-
При этом допустимая величина 8 изменения Г„; на интервале mt -(и принимается в пределах (0,05-0,2)Гп, Формирование сигнала Р; обеспечивается при перемещении груженого ков шаР„, и при перемещении порожнего ковша Рп,,, . Macca, перемещенная иэ забоя в отвал в цикле экскавации (масса нетто), определяется по форму ле (3) где (т« соэ(2а- С; - А, j
1. Jt пе сО5 (М- A; ) ср
4. Измерение среднего тока якорной цепи двигателя механизма тяги при заполнении ковша
tmt.t ,1 Г"d
Е (4). ь,„-(, q « „-
5. Измерение среднего тока якор" ной цепи двигателя механизма подъема ковша при его заполнении
«п, tm
j r„, dt (5)
%mug
6. Измерение среднего тока якор.. ной цепи двигателя механизма поворота платформы при заполнении ковша
1097765 нал, характеризующий верхнее черпа- ние, а при соблюдении условий (8) сигнал нижнего черпания, В процессе экскавации в вычислителе накапливаются данные об объемах, перемещенных из забоя в отвал, с указанием вида черпания, которые отображаются на выходном устройстве 7. с
Предлагаемый способ может быть реализован и при другой структуре технических средств. Например, при наличии на экскаваторе устройства записи на машинном носителе записываются в процессе экскавации в тече. л ние смены первичные данные п, к 4; ° )п, ° 1иоз, ° после окончания смены запись обрабатыва" ется на ЭВМ и по формулам (1)-(8) формируются соответствующие выходные показатели, 1
Для одного экскаватора типа
ЭШ-15/90 ликвидация возможных годовых потерь производительности при
10 работе в указанных условиях составляет значительный эФФект, а для отрасли экономический эффект исчисля.ется сотнями тысяч рублей.
1097765
Тираж 644,Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Заказ 5305
Филиал ППП Патент ., r.Óæãîðoä, ул,Проектная,4.
Составитель И.Назаркина
Редактор Л.Алексеенко Техред А. Кикемезей Корректор И.Эрдейи