Устройство для демпфирования колебаний вращающегося узла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ УЗЛА, содержащее располагаемые на валу узла диски и взаимодействующий с ними упругий элемент, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности гашения аксиальных колебаний, диски выполнены с расположенными на торцах друг напротив друга кольцевыми буртиками, внутренняя цилиндрическая поверхность которых покрыта фрикционным материалом, а упругий элемент выполнен в виде расположенной между дисками с аксиальным зазором втулки, имеющей на концах продольные прорези, образующие упругие лепестки, наружная поверхность которых покрыта фрикционным ма териалом и взаимодействует с внутренней поверхностью буртиков. (Л со | СХ) ;; со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1097843 зЮи F 16 F 15/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ! Л р-„.т-. ;ц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

И(ЦЯ0 1,:,;, (21) 3274463/25-28 (22) 16.01.8! (46) 15.06.84. Бюл. №. 22 (72) В. М. Абашев и Ф. П. Захарченко (71) Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (53) 621-567.1 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 377575, кл. F 16 F 15/12, 1973. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ УЗЛА, содержащее располагаемые на валу узла диски и взаимодействующий с ними упругий элемент, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности гашения аксиальных колебаний, диски выполнены с расположенными на торцах друг напротив друга кольцевыми буртиками, внутренняя цилиндрическая поверхность которых покрыта фрикционным материалом, а упругий элемент выполнен в виде расположенной между дисками с аксиальным зазором втулки, имеющей на концах продольные прорези, образующие упругие лепестки, наружная поверхность которых покрыта фрикционным ма териалом и взаимодействует с внутренней поверхностью буртиков.

1097843

Составитель А. Машкин

Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Тираж 913 Подписное

Редактор М. Циткина

Заказ 4184 32

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

-по делам изобретений и открытий! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, для гашения колебаний. праща кнци хся узлов, например турбокомпрессоров.

Известно устройство для демпфирования колебаний врашаюшсгося узла, содержашее располагаемые на валу узла диски и взаимодействуюШий с ними упругий элемент.

Один из дисков представляет собой маховик, а упругий элемент — пружинно-фрикцион- 10 ный узел, прижимаюшийся к маховику (1).

Однако известное устройство позволяет демпфировать только крутильные колебания и не позволяет демпфировать аксиальные колебания элементов вращающегося узла.

Целью изобретения является обеспечение возможности гашения аксиальных колебаний.

Указанная цель достигается за счет то- 2О го, что в устройстве для демпфирования колебаний вращающегося узла, содержащем располагаемые на валу узла диски и взаимодействующий с ними упругий элемент, диски выполнены с расположенными на торцах друг напротив друга кольцевыми буртиками, внутренняя цилиндрическая поверхность которых покрыта фрикционным материалом, а упругий элемент выполнен в виде расположенной между дисками с аксиальным зазором втулки, имеющей на концах продольные прорези, образующие упругие лепестки, наружная поверхность которых покрыта фрикционным материалом и взаимодействует с внутренней поверхностью буртиков.

На чертеже изображено устройство для дем пфирования колебаний вращающегося узла, продольный разрез.

Устройство содержит располагаемые на шлицах вала 1 диски 2 и 3, на торцовой по верхности которых друг напротив друга выполнены кольцевые буртики 4 и 5 соответственно. Между дисками 2 и 3 на валу 1 расположена распорная втулка 6, которая фиксирует положение дисков 2 и 3 в осевом направлении. Между дисками 2 и 3 с аксиальным зазором расположена втулка 7, имеюшая на концах продольные прорези, образуюшие упругие лепестки 8, взаимодействующие с внутренней цилиндрической поверхностью кольцевых буртиков 4 и 5. Взаимодействуюшие поверхности кольцевых буртиков 4 и 5 и лепестков 8 покрыты фрикционным материалом, например на основе износостойкой металокерамики. Диски 2 и 3 совместно с втулкой 6 поджимаются гайкой 9 к бурту 0 вала 1.

Устройство работает следующим образом.

При вращении вала 1 на упругие лепестки 8 действует центробежная сила, прижимающая их к внутренней цилиндрической поверхности буртиков 4 и 5. При возникновении аксиальных колебаний дисков 2 и 3 происходит взаимное смещение поверхностей лепестков 8 и буртиков 4 и 5. Возникающая в зоне контакта сила трения рассеивает энергию колебаний и уменьшает их амплитуду.

Предлагаемое устройство позволяет существенно снизить амплитуду аксиальных колебаний дисков (экспериментально получено снижение амплитуд колебаний в 2 — 3 раза).