Многополюсное соединительное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МНОГОПОЛЮСНОЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, состоящее из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах, и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки-расстыковки и привод, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости стыковки растыковки , одна из частей снабжена подпружиненной тягой и расположенными на ее концах карданными шарнирами, механизм стыковки - растыковки снабжен элементами взаимной ориентации частей устройства и выполнен в виде пространственного параллелограмма с двумя парами шарнирных рычагов, соединенных между собой стержнями, при этом указанные рычаги установлены попарно с каждой стороны одной из частей устройства, а вторая часть устройства соединена с другим из агрегатов тягой с карданными шарнирами с возможностью перемещения. g

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУ6ЛИН

| (19) (11) 8055 А

1(51) Н 01 R 1 3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ.ИЗО6РЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3567006/24-07 (22) 24.03.83 (46) 15.06.84. Бюл. Р 22 (72) О.С.Викторов, С.Б.Пастушков и Е.П.Карелин (53) 621.315.684(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 484594, кл, Н 01 R 13/54, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

9 838834, кл. Н 01 R 13/62, 1978. (54)(57) 1. МНОГОПОЛ10СНОЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, состоящее из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах, и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки-расстыковки и привод, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости стыковки растыковки, одна из частей снабжена подпружиненной тягой и расположенными на ее концах карданными шарнирами, механизм стыковки — растыковки снабжен элементами взаимной ориентации частей устройства и выполнен в виде пространственного параллелограмма с двумя парами шарнирных рычагов, соединенных между собой стержнями, при этом указанные рычаги установлены попарно с каждой стороны одной из частей устройства, а вторая часть устройства соединена с другим из агрегатов тягой с карданными шарнирами с возможностью перемещения.

1098055

З»

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что элементы взаимной ориентации выполнены в ниде

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в агрегатах различного назначения„ где необходима стыковка — расстыковка ответных частей разъемов для осуществления электрических связей между агрегатами, в том числе подвижными, а также, где возникает необходимость осуществления стыковки большого количества электрических связей.

Известен штепсельный разъем, состоящий,из двух частей, стыкуемых посредством винтовой пары с маховиком, В одной из частей разъема расположены направляющие трубы, внутри которых имеются стержни, снабженные фиксаторами. Соединение штепсельного разъема осуществляется вращением маховика при фиксированном положении стер>кней (11 .

Недостатком этого разъема является большая сложность и неделимость конструкции на две самостоятельные части при расстыковке. Кроме того, соединительный механизм предназначен ,для стыковки одиночного штепсельного разъема и не позволяет одновременно стыковать несколько электрических разъемов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является многополюсное соединительное устройство, состоящее из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах,,и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки — расстыковки и привод (2) .

Однако механизм стыковки — расстыковки не позволяет производить одновременную стыковку соединителей.

В случае трансформирования указанной конструкции в пакет требуется дополнительное операционное время на поиск и ориентацию соответствующих ответных частей, при этом не исключается вОЗМОжнОсть неправильнОй стыкОВКИ.

Невозможность одновременной стыковки — расстыковки многополюсных соединителей, как следствие, приводит к увеличению трудоемкости стыковки расстыковки.

Цель изобретения — снижение трудоемкости стыковки — расстыковки многополюсных соединителей. штырей и гнезд, расположенных на соОтветствующих частях устройстBB °

Поставленная цель достигается тем, что в многополюсном соединительном устройстве, состоящем из двух частей, установленных на соответствующих агрегатах, и содержащее корпусы с контактными элементами, направляющие элементы, механизм стыковки — расстыковки и привод, одна из частей снабжена подпружиненной тягой и расположенными на ее концах карданными шарнирами, механизм стыковки — расстыковки снабжен элементами взаимной ориентации частей устройства и выполнен в виде пространственного параллелограмма с двумя парами шарнирных рычагов, соединенных между собой стержнями, при этом указанные рычаги установлены попарно с каждой стороны одной из частей устройства, а вторая часть устройства соединена с другим из агрегатов тягой и карданными шарнирами с возможностью перемещения.

Кроме того, элементы взаимной ориентации выполнены в ниде штырей и гнезд, расположенных на соответствующих частях устройства.

На фиг. 1 изображено многополюсное соединительное устройство в расстыкованном положении, общин вид; на фиг. 2 — то же, в состыкованном положении; на фиг. 3 — вид Л на фиг.1> на фиг. 4 — вид Б на фиг. 1.

Многополюсное соединительное устройство состоит из корпуса 1 неподвижной части, закрепленного на агрегате 2, корпуса 3 перемещаемой части, установленного с возможностью перемещения на агрегате 4 с помощью подпру>киненной тяги 5, снабженной карданными шарнирами б, механизма стыковки — расстыковки H привода 7 в виде винтового домкрата.

Механизм стыковки — расстыковки выполнен в ниде пространственного параллелограмма и состоит из рычагов 8, имеющих прорези 9„ контактирующие с цапфами 10, и приводного вала 11. Рычаги связаны попарно стержнями 12, при этом нижние рычаги связаны между собой принодным валом.

Корпусы 1 и 3 снабжены направляюшими элементами и элементами взаимной ориентации в виде штырей 13 и гнезд 14. Многополюсные соединители

r. контактными элементами 15 закрепле1098055 ны на корпусе 1 неподвижной части, а их ответные части 16 установлены на корпусе 3 с воэможностью плавания по отношению к оси стыковки, при этом соединители и ответные их части снабжены ловителями 17 и отверстиягли 18 .

Многополюсное соединительное устройство работает следующим образом.

Для стыковки многополюсного соединителя корпус 3 устанавливают так, !О что цапфы 10 входят в соответствующие прорези 9 рычагов 8. При этом подпружиненная тяга 5, карданные шарниры 6 которой обеспечивают необходимую свободу перемещений корпуса 3 относительно агрегатов 2 и 4, воспринимает большую часть веса корпуса 3 и обеспечивает эту операцию. Затем с помощью винтового домкрата привода 7, усилие которого через вал 11 и стержни 12 посредством рычагов 8 с прорезями 9 передается на цапфы 10, производят параллельное сближение корпусов 3 и 1, при этом штыри 13 входят в гнезда 14, обеспечивая ори1 ентацию и направление корпуса 3 относительно корпуса 1.

При дальнейшем сближении ловители

17 входят в соответствующие отверстия 18, обеспечивая точную взаимную ориентацию многоконтактных соединителей, после чего происходит их окончательная стыковка.

Расстыковку многополюсного соединительного устройства производят в обратной последовательности, при этом винтовой домкрат переключают на обратный ход.

Таким образом, благодаря особенности выполнения предлагаемое многополюсное соединительное устройство сокращает необходимое технологическое время и трудоемкость стыковки и ,расстыковки.

Проведенной пооперационной проверкой технологического времени стыковки и расстыковки предлагаемого устройства установлено, что общее время, затрачиваемое на его стыковку (или расстыковку),не превышает 60 с.

1098055 вн