Жидкометаллическое токосъемное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ТОКОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее расположенные с возможностью взаимного поворота статор и ротор, статор выполнен в виде контактных колец с внутренней кольцевой канавкой, заполненной жидS;: :: i:;$iS : 4 ; S- лл .(-г - L ким металлом, и разделительных изоляционных колец, ротор выполнен в виде полого цилиндра с радиальными сверле-ниями , внутри которого жестко укреплены изолированные проводники, при этом концы проводников ротора выведены из полости цилиндра через радиальные сверления, отличающееся тем, что, с целью упрощения сборки с одновременным упрощением конструкции и уменьшением радиальных габаритов, упомянутые концы проводников ротора выполнены гибкими и упругими и помещены в соответствующие кольцевые канавки, при этом на поверхности разделительных изоляционных колец статора, обращенной к ротору, вы g полнены продольные сквозные пазы. tf от о tpuf.t

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

З(51) E 01 R 39 30

\ фу ° ъ )

А

И!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3559335/24-07 (22) 28.02.83 (46) 15.06.84, Бюл. У 22 (72) A.Ì.Ìàòâååâ (53) 621.3.047(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 150158, кл. H 01 R 39/30, Н 02 M:3/335, 1948.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 221373, кл. Н 01 R 39/30, G 01 Х 1/22, 1967 .(прототип) . (54) (57) ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ТОКОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее расположенные с возможностью взаимного поворота статор и ротор, статор выполнен в виде контактных колец с внутренней кольцевой канавкой, заполненной жид„„ЕИ„„1 О98056 ким металлом, и разделительных изоля ционных колец, ротор выполнен в виде полого цилиндра с радиальными сверле ниями, внутри которого жестко укреплены изолированные проводники, при этом концы проводников ротора выведены из полости цилиндра через радиальные сверления, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения сборки с одновременным упрощением конструкции и уменьшением радиальных габаритов, упомянутые концы проводников ротора выполнены гибкими и упругими и помещены в соответствующие кольцевые канавки, при этом йа поверх. ности разделительных изоляционных колец статора, обращенной к ротору, вы Я полнены продольные сквозные пазы.

1098056

ИзОбретение ОтнОсится к эi?BI< Tot< малогабаритных объектах. 5

Пзгecтно жидкометаллическое токоcúBF? ItoB устройство, содержащее разье??Иый ста lop > и кОльцевых канавках которого помещена ртуть и закреплень) токопередающие злемецты, а ротор со- Io держит токопрсводящие шпильки, укрепленные концентрично оси вращения в изоляционном материале, соединенные

c про.в одник<ами, уложенными внутри пустотелой оси, и с контактными коль- э ц<кми,. помещенными в кольцевых канавках статора (1) .

I. BдОстатком этого устройства является тихоходность и большие радиальные габарить, Объясняется это тем, что чем больше контак.?ных линий, тем на большем диаметре должны располагаться шпильки, тем больше диаметр

РОтOPc< а СЛЕДонатЕЛЬНО, И НаПРЯ>КЕ : ия от центробе>кных сил. из)) ест)10 также жидкометалли?еское 2->

ТGIкащее расположенныс с возможностью вэаим".ого поворота статор и ротор, статор выполнен в виде контактных колец с внутренней кольцевой канавкой, запал- 30 ненной жидким металлом„ и раздели1BJ1?.-HI x изоляционных колец, ротор выполнен в виде полого цилиндра с радиальными сверлениями, внутри которого жестко укреплены изолированные

t<0HUbt ПР<3ВОДНH

t<0H po TopB )35I. .) BQBны из полости цилинцра через радиальнье снерления и припая??ь) к контактным роторным кольц- л, 21. 4,, ВедостаTкОм этОГО тОкОсъемника я:зляется сложность сборки, большие радиаль:-:ые габариты и сложность конт)Рук ц??и . <:ложность сборк и объ яс н яется те ?. что для амальгамирования и

Х заме)?ы окислившейс, и загрязненной

) )

) тути необходим- полная р- а зборка ротQPc? и статОРа и к?ослеДУ)ошаЯ сбоРка, вк??ю.-?ающая пайку пронодо?3 ротора, =:а>щиту мест п-.éêè 0) паров ртути.

<.::ри ).?F?0?301

):.I-" .B и О?) е р >< н О с т и и з? 1 аш 1.1 в а ю т с я т е р я ется точ?-ость сборки. Большие радиа ))HI)ü)B < <3 ???? ???????? ?? ?? j10>I

?;Ип обусловлены необходимостью при1".BI<0Í".- .?< .:-РОМЕ 1?УСТОТЕЛОИ ОСИ ИЗОЛЯ-:

1)?ОИ<)) г.. —:)тулок, контактных ротор ых

1

)):.

1I

I<и с Одпоцременным у.".po<?BHèBì констрч. .Ии?) )1 > ечь)>?ек<ием ?3адиа??нных Га б;-.),и j: I„ )

) .c с 1 еi) .>BI)1?ая цель,цОстиГаетс я тем

1 "а в )1<??гко?,?еталлическогл Tot

У СTPGri <3:I) B c СОДЕРжа?1?ЕМ Рае OJIO>t

На фиг. 1 представлен участок >кидкометаллическогo To?

Жидкометаллическое токосъемное устройство содержит вращающиеся относительно друг друга статор и ротор.

<татор выполнен в ниде контактных колец 1 с внутренней кольцевой канавкой 2, заполненной жицким металлом и разделительных изоляционных колец

8 c Ftàçàìè 4 и пазами 5. Продольные сквозные пазы 5 выполнены на поверхности разделительных изоляционных колец 3, обращенной к ротору.

Ротор выполнен в виде полного цилиндра б с радиальными сверлениями 7, Внутри цилиндра б жестко укреплены, например залиты изолятором, изолированные проводники 8, при этом концы (участки) 9 проводников 8 ротора выведены из полости цилиндра через радиальные сверления 7, выполнены гибкими и упругими и помещены н соответствующие кольценые канавки 2, заполненные жидким металлом.

Токоподвод к кольцам ) статора осуществлен проводниками 10, которые припаяны к кольцам, уложены в пазы

4 и залиты изолятором.

Для сборки статора с ротором необходимо совместить пазы 5 с местами выхода оголенных участков 9 провоцников 8 и в этом положении вдвигать ротор внутрь статора. Участки 9 при этом изгибаются и располагаются н пазах 5, После достийения определенного взаимного осевого расположения ротора и статора производят их вза?лмный поворот, оголенные участки 9 выходят из пазов 5 и попадают н канавки 2. Для разборки необходимо совместить места выхода концов 9 цилиндра б с пазами

5 и вытащить ротор из статора. Разбирать статор и ротор при перезарядке устройства нет необходимости, поэf01098056

Составитель М.Кузнецова

Редактор Л.Авраменко Техред И.Метелева Корректор А.Дзятко

Заказ 4217/43 Тираж 591 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4 су нет износа посадочных поверхностей. Как на стоянке, так и при вращении ротора, электрический сигнал передается от проводников 8 к проводникам 10 через жидкий металл, смачивающий оголенный конец 9 проводников 5

8 и внутреннюю поверхность канавок 2 колец 1. Дозаправка и замена жидкого металла может производиться по пазам

5 без удаления ротора из статора.

При использовании ртути в качестве жидкого металла контактные статорные кольца 1 и проводники 8 могут быть изготовлены из бериллиевой брон.зы марки Бр. Б2, пружинящей, амальгамируемой ртутью и не подверженной разрушению, изоляционные кольца 3 из проваренного в масле текстолита марки ВЧ, обладающего хорошими электроизоляционными свойствами.

Проводники 10 и 8 могут быть залиты эпоксидным компаундом. Поверхности20 канавок 2 и оголенные концы 9 проводников 8 амальгамируются ртутью перег, сборкой, канав <и 2 заполняются ртутью.

Охлаждение деталей устройства может осуществляться прскачкой масл- по свободным пазам 4.

Преимуществом данного устройства по сравнению с прототипом является отсутствие на цилиндре ротора изоляционных и контактных колец, мест пайки, фиксаторов, благодаря чему радиальные габариты устройства уменьшаются, конструкция упрощается с одновременным упрощением сборки устройства.

Применение данного устройства позволит исследовать высокооборотные двигатели и механизмы, уменьшить время и затраты на экспериментальные и доводочные работы.