Зубцовая зона составного магнитопровода электрической машины и способ ее изготовления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Зубцовая зона составного магнитопровода электрической машины, выполненная из гофрированной магнитопроводящей ленты с радиальными ребрами гофр, образующими зубцы, шихтованные вдоль оси машины, о т л ичающаяся тем, что, с целью улучшения энергетических параметров машины и повышения технологичности изготовления,соседние гофры зубца соединены между собой на сторонах, обращенных к зазору и к ярму Ь дельными перемычками. 2. Способ изготовления зубцовой зоны составного магнитопровода электрической машины, включающий гибку ленты для образования гофр зубцового слоя, соединение соседних гофр зубцов между собой, формирование кольца зубцового слоя и удаление мест изгиба гофр, отличающ и и с я тем, что, с целью повыше-д НИН технологичности изготовления, S на вершинах зубцовых гофр до удале- -ния мест.изгиба наносятся перпенди- Jf кулярно ребрам гофр насечки с осажде fsmm нием материала на глубину 0,5-1,5 Wi. толщины ленты. СО 00 о: со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(5)) Н 02 K 1/06, 15/00, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВ (21) 3496584/24-07 (22) 06.10.82 (46) 15.06.84,Бюл. Р 22 (72) Е.Б.Нинбург, П.И.Меньшиков, А.З.Лесохин и. В.Л.Николаевский (53) 621.313.04(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 278836, кл. Н 02 К 15/04, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 672707, кл. Н 02 К 15/04, 1977 °

3. Авторское свидетельство СССР

9 584392, кл. Н 02 К 1/06, 1975. (54) ЗУБЦОВАЯ ЗОНА СОСТАВНОГО МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И

СПОСОБ ЕЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ (57) 1. Зубцовая зона составного магнитопровода электрической машины, выполненная из гофрированной магнитопроводящей ленты с радиальными ребрами гофр, образующими зубцы, шихтованные вдоль оси машины, о т л ич ающа яс я тем, что, с целью улучшения энергетических параметров машины и повышения технологичности изготовления, соседние гофры зубца соединены между собой на сторонах, обращенных к зазору и к ярму бтдельными перемычками.

2. Способ изготовления зубцовой зоны составного магнитопровода элект рической машины, включающий гибку ленты для образования гофр зубцового слоя, соединение соседних гофр зубцов между собой, формирование кольца зубцового слоя и удаление мест изгиба гофр, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления, на вершинах зубцовых гофр до удаления мест,изгиба наносятся перпендикулярно ребрам гофр насечки с осажде кием материала на глубину 0,5-1,5 толщины ленты.

1098069

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции магнитопровода электрической ма111инь1.

Известен неявнополюсный магнитопровод электрической машины, имеющий зубцовую зону, шихтованную вдоль оси.

Магнитопровод зубца в этой конструкции объединен ro стороной катушки(1) .

Известен способ изготовления магнитопровода зубцов с продольной ших- 1О товкой, включающий гибку ферромагнитной ленты по зигзагообразной форме с последующим соединением зубцов пластмассой и удалением ме т изгиба. 15

Такой магнитопровод может быть изготовлен практически без отходов ферромагнитного материала, а его изготовле11ие 11е требует вырубных штампов (2), :П

Недостатком такой конструкции является технологическая сложность сборки зубцовой зоны и соединения ее с ярмом. :75

Наиболее близкой к изобретению является зубцовая зона магнитопровода электрической машины, выполненная из гофрированной магнитопроводящей ленты с радиальны1ли ребрами гофр, образующими зубцы, шихтованные вдоль оси машины. В этой конструкции существенно упрощается технология изготовления магнитопровода и сохраняется практически беэотходное использование ферромагнитного материала 13).

Однако зубцовая зона из непрерывной ленты приводит к увеличению потерь в машине, что обусловлено вихревыми токами в зубцовой зоне. Зубцы, образованные вершинами гофр, имеют волнистые поверхности, сопряженные с рабочим зазором и с ярмом, что увеличивает магнитное сопротивление зазоров, а следовательно, и потери в сбмотках и ухудшает энергетические параметры. укаэанные причины ограничивают область применения малоотходной конструкции магнитопровода для малых электрических машин на частоту сети

400-1000 Ец и вызывают необходимость специальных мер по уменьшению, потерь, что угложняет техволо HIO изготовления.

Целью изобретения является улучше-.,ние энергетических параметров машины и повышение технологичности изготовления.

Укаэанная цель достигается тем, что 1з эубцовой эо 1e составного магнитопровода электрической машины, выполненной из гофрированной глагнитопроВОДЯЩЕЙ ЛЕНТЫ С РаД1ЛаЛЬНЫМИ РЕоРаМИ гэфр„ образующими зубцы, шихтованные вдоль оси машины, соседние гофры зубца соединены между собой на сто- 6 ронах, обращенных к зазору и к ярму отдельными перемычками.

Для изготовления зубцовой части составного магнитопровода электрической машины cITocoGoMi включающим гибку ленты для образования гофр зубцового слоя, соединение соседних гофр зубцов между собой, формирование кольца эубцового слоя и удаление мест изгиба гофр, на вершинах зубцовых гофр до удаления мест изгиба наносятся перпендикуляр 1о ребрам гофр насечки с осаждением материала на глубину 0 5-1,5 толщины ленты.

На фиг. 1 изображена зубцовая эона .составного магнитопровода электрической машины; на фиг. 2 — вид .Л на фиг. 1; на фиг. 3 - поперечный разрез зубца через 11еста насечек до удаления мест изгибов.

Зубцы 1 состоят из двух пластин 2 и двух пластин 3,, связанных между собой перемычками 4 и местами изгибов 5. Пластины 2 càëëü âàþò зубцы 1 между собой. Места изгибов 6 (фиг.3) удалены при изготовлении эубцовой зоны (на фиг. 1 и 2 не показаны).

Из магнитопроводящей ленты выполнена заготовка путем ее гофрирования по форме, образующей зубцы (фиг. 3) .

На места изгибов 6 нанесены, например, способом холодной штамповки насечки перпендикулярно оси магнитопровоца на глубину более толщины ленTbI. Затем хлеста изгибов 6 удаляются механической обработкой. Оставшиеся вне зоны обработки места насечек образовывают перемычки, связывающие пластины 2 и 3 между собой.

При необходимости насечки могут быть выполнены со стороны изгибов 5.

Места изгибов 6 и 5 могут быть удалены механической обработксй как до, так и после формирования зубцового кольца.

При удалении мест изгиба ленты„ например, путем шлифования, насечки оказываются вне зоны обработки и образуют перемычки, связйвающие пластины зубцов между собой„ обеспечивая тем са1лым прочность зубцовой зоны. . лубина насечек выбирается из условия сохранения перемычек при 1леханической обработке с учетом толщины снимаемого слоя и технологического допуска на обработку.

Возможность применения тонких пластин магнитопровода и исключение гоединения соседних пластин по всей длине позволяет снизить потери в зубцах от вихревых токов. Контуры вихревых токов замыкаются поперек пластин магнитопровода. Если соседние пластины соодинены между собой местом изгиба, то контур вихревых токов,, проходя через места изгиба, охватывает две пластины. Соединение пластин перемычкаь1и лишь в отдельных местах

1098069

Вид 4

Составитель Ф.Подольская

Редактор Л.Гулько Техред g.Кастелевич Корректор А.Дзятко

Заказ 4219/43 Тираж 667 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035., Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4 увеличивает электрическое сопротивление контуров вихревых токов и соответственно снижает потери в магнитопроводе. Соединение пластин перемычками позволяет применять более тонкую ленту (0,2 мм и менее), что 5 также обеспечивает снижение потерь в зубцах. Возможность удаления волнистых поверхностей в сопряжении зубцов с ярмом и зазором также позволяет улучшить энергетические параметры 1р ,"машины.

Указанные преимущества позволяют .расширить область применения малоотходной конструкции магнитопрово- 5 да для электрических машин с диаметром корпуса менее 100 мм и работающих от сети 400 и

1000 Гц.

Способ изготовления эубцоной зоны составного магнитопровода, при котором соединение пластин в зубцах производят путем нанесения насечек перпендикулярно оси магнитопровода на глубину 0,5-1,5 толщины ленты на места изгибов ленты до их удаления, позволяет упростить технологию сборки магнитопровода за счет исключения операции соединения пластин между собой и трудоемкой операции сборки зубцовой зоны из отдельных зубцов.

Предлагаемая конструкция зубцовой зоны составного магнитопровода и способ ее изготовления позволяют получить КПД на уровне КПД электродвигателей традиционной конструкции и расширить область применения малоотходной конструкции магнитопровода на малые машины.