Ротор гидрогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. РОТОР ГИДРОГЕНЕРАТОРА, содержащий шихтованный обод с полюсами и вентиляционными каналами, прикрепленный к остову посредством нераэборных дисков с клиновыми полосами , отличающийся тем, что, с целью Обеспечения транспортабельности , диски остова выполнены, по меньшей мере с двумя вырезами в виде сегмента, в которых расположены отъемные элементы, присоединенные к дискам через стыковые плиты. 2. Ротор поп. 1, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения торцовых частей, он снабжен вертикальными перегородками и горизонтальными полками, образуюгаими напорные распределительные зоны, .расположенные на остове и сообщающие g ся с крайними вентиляционными каналами обода. 00 -v8

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

1(5п Н 02 К 1/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ

% у

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ )3

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

ЬЬь.. . „

10 b 72 (21) 3509341/24-07 (22) 10.11.82 (46) 15.06.84 Вюл. Р 22, (72) E.Н.Виноградов, A.С.Папер, А.Ф.Новиков, 10.А.Дегусаров, Ю.М.Инюшин и С.А.Прутковский (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение" Электросила" им. С.М.Кирова (53) 621.313.32-82(088.8)

<(56) 1 ° Домбровский В.В. и др. Проектирование гидрогенераторов. Ч.l

ЛО, Энергия, 1968, с. 99, 110.

2. Алексеев А.E. Конструкция электрических машин. ГЭИ, 1958, с. 248, рис. 7-38. (54) (57) 1. РОТОР ГИДРОГЕНЕРАТОРА, содержащий шихтованный обод с полю„„SU„„1 1 А сами и вентиляционными каналами, прикрепленный к остову посредством неразборных дисков с клиновыми полосами, отличающийся тем, что, с целью обеспечения транспортабельности, диски остова выполнены, по меньшей мере с двумя вырезами в виде сегмента, в которых расположены отъемные элементы, присоединенные к дискам через стыковые плиты.

2. Ротор по и. l, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения охлаждения торцовых частей, он снабжен вертикальными перегородками и горизонтальными полками, образующими напорные распределительные зоны, .расположенные на остове и сообщающие а

С ся с крайними вентиляционными каналами обода.

1098071

Изобретение относится к электромашиностроению, касается конструкции ротора гицрогенераторов различной мощности и направлено на обеспечение возможности транспортировки остова ка железнодорожном транспорте в пределах л;елезнодорожных габаритов и внутри производственного предприятия со сварочного участка на участок механической обработки при минимальном

Объеме сварочно-разборочных операций и при обеспечении надежности сопряжения обода с остовом при сборке непосредственно на ГЭС.

Шихтованный обод собирают из отдельных штампованных сегментов и ук- 15 ладывают их по соответствующему IIDрядку (принципу), опирая на несущие уступы, имеющиеся на внешней стороне нижней части клиновых полос (ребра) остова. 7.0

Известек ротор гидрогенератора, СОдержащий шихтОВакный ОбОд с ЛОлюсами, прикрепленный к остову посредством спиц с клиновыми полосами.

Спицы являются переходной частью соединительным элементом между шихтованным ободом и центральной частью остова сварко-литой конструкции. укаэанное конструктивное решение относится к роторам звездообразной лучевой компоновки. В этом решении каждая из спиц, выполненная в виде радиального луча, является отъемной, а ее сопряжение с центральной частью остова может быть выполнено посредством стыковых плит и стяжных деталей(1) .

Наличие отъемных лучей обеспечивает возможность транспортировки остовов роторов данной конструкции в пределах допустимых габаритов подвижно- 40 го состава, но снижает жесткость кон.— струкции и ее надежность, а также увеличивает расход материала. и повышает труцоемкость.

Остовы роторов с отъемными лучами, как правило, применяются в тихоходных гидрогенераторах большой и средней мощности со значительными габаритами„ превышающими размеры габаритов перевозки на железнодорожном транспорте.

Наиболее близким к изобретению является ротор гидрогенератора, содержащий шихтованный обод с полюсами, прикрепленный к остову. посредством неразбОркых Дисков с кликОвыми пОлО " сами. Роторкая зве=- äà дис.кового исполнения может быть выполнена без о ;.ъемкых спиц в пределах габаритного

Окка подвижного состава 12, .

Недостатком описанной конструкции 60 япляетсл ее неприменимость по габаритам для гидрогенераторов средней и большои мощности, хотя oIIa и являет-. сл бслее предпочтительной, чем остовы роторов с Отъемными спицами. 65

Цель изобретения — обеспечекие транспортабельности для роторов гидрогенераторов средней и большой мощности, а также улучшение охлаждения торцовых частей.

Поставленная цель достигаетсл тем, что в роторе гидрогенератора, содер-жащем шихтованный обод с полюсами и вектиляционньми каналами, прикрепленный к Остову посредством неразборных дисков с клиновыми полосами, диски остова выполнены по меньшей мере с двумя вырезами в виде сегмента, в которых расположены отъемкые элементы, присоединенные к дискам через стыковые плиты.

Кроме того, ротор снабжен .вертикальными перегородками и горизонталь ными полками, образующими напорные распределительные зоны, расположенные на остове и сообщающиеся с крайними вентиляционными каналами обода.

На фиг. 1 представлен предлагаемый ротор, продолькыи разрез; на фиг. 2 — остов, общий вид в планер ка фиг, 3 — Остов с отъемкыми элементами.

Остов состоит из втулки 1, в верхней и нижней частях которой имеются диски 2 и 3. На наружном диаметре дисков 2 и 3 закреплены клиновые полосы 4 с уступами 5 в нижней части упомянутых полос„ ка которых зафиксирован обод б с полюсами. Между верхним 2 и нижним 3 дисками установлены ребра 7, присоединенные электросваркой к сопрягаемым деталям. Для обеспечения формирования охлаждаемого потока воздуха и рациональной циркуляции его внутри остова для подачи на активные части машины в верхнем и нижнем дисках сделаны заборные отверстия 8 и 9. Через отверстия 8 и 9 охлаждающий воздух потоками А и

Б поступает во внутренний объем В остова и далее через распределитель.— ные напорные зоны 10 и 11 — в крайние 12, 13 и средние 14. вентиляционные каналы.

Зоны 10 и 11 равномерно расположены по всей окружкости внешней части сстова, что способствует равномерному охлаждению активных частей машины.

Так как дисковый остов выполнен в размерах, больших чем габариты подвижного состава, то для возможности его тракспортировки по железной дороге и внутри предприятия с участка а участок в предлагаемой дисковый конструкции остова (фиг. 3) с двух противоположных сторон выполнены вырезы 15 и 16, н которых расположены два отъемных элемента 17 и 18, присоецинлемые к дисковой части остова через стыковые плиты 19 и 20. В элементах 17 и 18 также выполнены зоны

10 и 11 для циркуляции воздуха, обра1098071,9

10 11 зованные вертикальными перегородками и горизонтальными палками.

В процессе работы гидрогенератора величина вращающего момента в первую очередь сказывается на остове.

Предлагаемый остов обладает повышенной жесткостью и надежностью.

Технические преимущества изобретения состоят в том, что отъем двух элементов позволяет остову сохранить преимущества дисковой конструкции и 10 одновременно обеспечивает возможность транспортировки его по железной дороге. Преимущество дисковой конструкции заключается в достаточной механической жесткости, стабильности разме- 5 ров по наружному диаметру, что повышает качество сборки обода непосредственно на ГЭС. Кроме того, значительно сокращается расход материала за счет уменьшения количества стыковых плит со стяжными элементами, снижается общая трудоемкость за счет исключения изготовления спиц, плит и стяжных элементов, а также объем монтажно-сборочных работ на остове ротора.

Основная часть (полудисковая) может транспортироваться лодочкой, располагаясь вдоль хребтовой балки транспортера, вписываясь габаритами по стыковым плитам остова.

1О9ВО71

f8

Составитель Ф.Подольская

Редактор A.Гулько Техред С.Мигунова Корректор A.Äýëòêo

Заказ 4219/43 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä ул. Проектная, 4