Червячная трехзаходная фреза для обработки зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЧЕРВЯЧНАЯ ТРЕХЗАХОДНАЯ ФРЕЗА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, содержащая чередующиеся между собой по витку три типа зубьев - зубья с правосторонним уменьшением по толщине , зубья стандартного профиля и зубья с левосторонним уменьшением по толщине, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества обрабатываемого колеса и его прочности , зубья выполнены чередующимися по рейке фрезы в обратной последовательности , чем по витку, причем начало определенного типа зубьев на соседнем витке сдвинуто на один зуб по ходу витка.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (Н) 1(5)) В 23 F 21 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (?1) 3511559/25-08 (22) 27.08.82 (46) 23.06.84. Бюл. Р 23 (72) С.В.Львов и В.С.Сонягин (71) Горьковский автомобильный завод (53) 621.914..6 (088.8) (56) 1.авторское свидетельство СССР . М 167118, кл. В 23 F 21/16, 1963. (54)(57) ЧЕРВЯЧНАЯ ТРЕХЗАХОДНАЯ

ФРЕЗА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, содержащая чередующиеся между собой по витку три типа зубьев — зубья с правосторонним уменьшением по толщине, зубья стандартного профиля и зубья с левосторонним уменьшением по толщине, о т л и .ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьиаения качества обрабатываемого колеса и его прочности, зубья выполнены чередующимися по рейке фрезы в обратной последовательности, чем по витку, причем начало определенного типа зубьев на соседнем витке сдвинуто на один эуб по ходу витка.

1098697

Изобретение относится к металлообработке, а именно к металлорежущему инструменту для нарезания зубьев колес червячными фрезами.

Известна червячная трехзаходная фреза для обработки зубчатых колес, 5 содержащая чередующиеся между собой по витку три типа зубьев - зубья с правосторонним уменьшением по толщине, зубья стандартного .профиля и зубья с левосторонним уменьшением 10 по толщине (13

Однако при профилировании зубьев колеса участвует в два раза меньше режущих кромок, что приводит к увеличению огранки. Особенно значительная огранка возникает при эубофрезерованин колес с малым числом зубьев большого модуля. Кроме того, при нареэании эаубьев в галтелн зуба образуется уступ — концентратор напряжения, что снижает прочность нарезаемого зуба, а значит моторесурс зубчатого колеса и его качество.

Цель изобретения — повышение качества обрабатываемого колеса и его прочности.

Цель достигается тем, что в червячной трехзаходной фрезе для обработки зубчатых колес, содержащей чередующиеся между собой по витку три типа зубьев - зубья с правосторонним уменьшением по толщине, зубья стандартного профиля и зубья с левосторонним уменьшением по толщине, зубья выполнены чередующимися по рей- . ке фрезы в обратной:последовательнос-35 ти, чем по витку, причем начало определенного типа зубьев на соседнем витке сдвинуто на один зуб по ходу витка.

На фиг. 1 изображена червячная трехэаходная фреза с числом реек, кратным трем на фиг. 2 — типы зубьев фрезы на фиг. 3 — схема расположения типа зубьев фреэы по рейкам н виткам. червячная трехзаходная фреза име- 45 ет число реек, кратное трем, например, рейки 1-12. Кроме того, фреза имеет три типа зубьев: зубья с с правосторонними режущими кромками, зубья стандартного профиля и зубья

В с левосторонними режущими кромками, последовательно чередующимися между собой через два зуба как по витку, так и по рейке фрезы, причем чередование по рейке фрезы осуществляется в обратной последовательности, чем по витку, а начало определенного типа на соседнем витке сдвинуто на один эуб по ходу витка.

Фреза работает по схеме резания, согласно которой зубья а режут только вершинами и правыми боковыми кромками, зубья б работают всеми кромками, а зубья ь режут только вершинами.и левыми боковыми кромками. Так как фреза трехзаходная, то одновре.менно режут всегда три типа зубьев, например, в порядке а в и б, которые при переходе с рейки 1, 4, 7 и

10 на последующую рейку 2, 5, 8 и 11 меняются местами, располагаясь в порядке б, с и в, а затем с переходом на рейку 3, 6, 9 и 12 меняя места между собой, располагаются в порядке в, Б и a .

Таким образом, в процессе работы на одной рейке происходит одновременно формирование трех зубьев колесалевым профилем и вершиной, правым профилем и вершиной и полным профилем зуба, что создает более благоприятные условия схода стружки от режущих кромок и снижение нагрузки на зубья фрезы.

Обработка зубчатых колес предлагаемой фреэой увеличивает стойкость фрезы примерно в два раза за счет равномерного распределения усилия резания между зубьями, повышает чистоту обрабатываемой поверхности эвольвенты зуба за счет того, что число режущих кромок, участвующих в формообразовании зуба, увеличивается, повышает моторесурс шестерни за счет отсутствия разрыва геометрии зуба (отсутствие уступа во впадине зуба шестерни), а также внброустойчивость и жесткость- системы СПИД за счет улучшения условий нагружения на зубья фрезы (отсутствие энакопеременной ударной нагр ки).

109&697

Зинтобая

ДЮУ,/Г

2,5Я11

1,Ф,7, 10

Ьаюд

@мход д (з шкод

Заказ 430&/9 Тираи 1037 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитата СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д.4/5 .

Филиал ППП Патент, г.уигород, ул.Проектная,4

Составитель В.Слиткова

Редактор H.Øóëëà Техред .И.Метелева Корректор С.Шекмар