Подшипник качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, преимущественно тихоходных крупногабаритных опорно-поворотных устройств, содержапр1й кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, отличающийся тем, что, с целью повьвоения работоспособности и надежности путем снижения и стабилизации во времени момента сопротивления вращению, по меньшей мере на одной дорожке качения вьгполнено по меньшей мере одно местное углубление. О 10 D
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
ХЮЮВИ
PECflVSJNH
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ (21) 2904084/25-27 (22) 02.04.80 (46) 23.06.84. Бюл. В 23 (72) В.И.Седов, Б.А.Яхин и Л.М.Заитов (71) Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт подшипниковой промышленности (53) 621.822.6 (088.8) (56) 1. Каталог-справочник "Подшипни-. ки качения", НИИНавтопром, М., 1972, с. 8 (прототнп)., SU„, 1099130 .А уц .F 16 С 19/00 F 16 С 33/58 (54) (57) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, преимущественно тихоходных крупногабаритных опорно-поворотных устройств, содержащий кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, отличающийся тем, что, с целью повышения работоспособности и надежности путем снижения и стабилизации во времени момента сопротивления вращению, по меньшей мере на одной дорожке качения выполнено по меньшей мере одно местное углубление.
1ОЭЧ13О
Изобретение относится к машиностроению, в частности к тихоходным крупногабаритным опорно-поворотным устройствам.
Известен подшипник качения, содержащий кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения L1 7.
Недостатком известной конструкции является то, что по мере вращения подшипника в одну сторону при малой скорости момент сопротивления вращению его возрастает вплоть до заклинивания по мощности привода, появляется неизбежное различИе в кинематике каждого отдельного тела качения, рост контактного напряжения по дорожкам качения колец и в контакте с сепаратором,а также микропроскальзывание по дорожкам качения, которое 20 статистически накапливается по мере вращения без динамики этого процесса и тела качения оказываются во все возрастающем силовом зацеплении силами трения скольжения, тормозящими их свободное качение по дорожкам колец.
Целью изобретения является повышение работоспособности и надежности путем снижения и стабилизации во
30 времени момента сопротивления вращению, Указанная цель достигается тем, что в подшипнике качения, преимущественно тихоходных крупногабаритных опорно-поворотных устройств, содержащем кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, па меньшей мере на одной дорожке качения выполнено по меньшей мере одно местное углубление.
На фиг. 1 представлено сечение предлагаемого подшипника качения на фиг. 2 — возможные варианты исполнения по форме сечения местных углублений.
Подшипник качения включает наружное 1 и внутреннее 2 кольца, тела 3 качения, установленные в дорожках качения колец подшипника. По меньшей мере на одной дорожке 4 качения выполнено по меньшей мере одно местное углубление 5 глубиной h, большей, чем величина упругого сближения Г тела качения и кольца, т.е.
h — 1. Величина упругого сближения р К а рассчитывается по формулам контактной теории упругости.
Форма сечения углубления может быть овальной,. к!:углой, многогранной и выбирается в зависимости от формы тел качения. Углубление 5 имеет плавные сопряжения с дорожкой качения.
Подши:;ник качения работает следующим образом.
При действии на подшипник нагрузки Р тела 3 качения с кольца и 1 и
2 деформируются на величину Р . Наличие на дорожке качения местного углубления 5 позволяет поочередно каждому телу 3 качения, проходящему через углубление 5, освободиться от рабочей контактной нагрузки и o= заклинивающего усилия силовой связи с другими телами качения и прервать прогрессирующий рост сопр -.èâëeíêÿ вращению в подшипнике. Выпадение в накопленной силовой связи по меньшей мере одного тела 3 качения за оборот вращения колец или 2 возвращает годшипник к состоянию начала вращения без накопленн 1й силовой связи, не давая возможность прогрес— сивно возрастать сопротивлению вращению.
Использование изобретения обеспечивает высокую работоспособность, эксплуатационную надежность г то:;— ность вращения подшипника
Тира, 7 По писное
ВН-ццщ Заказ 4347/30
Ь»
Филиал ЙПП "Патент", г. Ужгород. ул.Проектная,4