Центробежная двухскоростная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ МУФТА, содержащая ведущую и две ведомые полумуфты и средства их соединения , а также два центробежных механизма включения малой и большой скоростей , размещенных на ведущей полумуфте , отличающаяся тем, что, с целью повьшения надежности и долговечности, средства для соедине7 5 НИН полумуфт выполнены в виде фрикционных дисков, закрепленных в ведущей и ведомых полумуфтах, а механизмы включения - в виде центробежных грузов, размещенных в сепараторе, и нажимных и упорных дисков с наклонными рабочими поверхностями, при этом сепаратор механизма включения мал1Лк скоростей вьтолнен со спиралеобразными гнездами, угол наклона рабочей поверхности нажимного диска механизма включения малых скоростей больше угла наклона рабочей поверхности нажимного диска механизма включения больших скоростей,а упорный диск последнего установлен с возможностью tt взаимодействия с центробежными грузами механизма включения малых скоростей .

союз советсних

МО /.

РЕСПУБЛИН (19) (11) зш F16D4314

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ l

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3561878/25-27 .(22) 04.03.83 (41 ) 23.06 84, Бюл, Р 23 (72) N.Ï. Шишкарев (53) 621. 825. 5 (088. 8) госуддрственный номитет ссср

f}0 делАм изОБРе п=ний и ОтнРытий, (56) 1. Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам. Л., "Машиностроение", 1979, с. 315, рис. У111.25 (прототип). (54)(57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ

МУФТА, содержащая ведущую и две ведомые полумуфты и средства их соединения, а также два центробежных механизма включения малой и большой скоростей, размещенных на ведущей полумуфте, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, средства для соединения полумуфт выполнены в виде фрикционных дисков, закрепленных в ведущей и ведомых полумуфтах, а механизмы включения — в виде центробежных грузов, размещенных в сепараторе, и нажимных и упорных дисков с наклонными рабочими поверхностями, при этом сепаратор механизма включения малык скоростей выполнен со спиралеобразными гнездами, угол наклона рабочей поверхности нажимного диска механизма включения малых скоростей больше угла наклона рабочей поверхности нажимного диска механизма включения больших скоростей,а упорный диск пос-". леднего установлен с возможностью Я взаимодействия с центробежными грузами механизма включения малых скоростей.

1099137

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращения.

Наиболее близкой к изобретению является центробежная двухскоростная 5 муфта, содержащая ведущую и две недомые полумуфты со средствами их соединения и два центробежных механизма включения малой и большой скоростей, установленные на ведущей полумуфте(13.10

Включение муфты происходит с ударами, что отрицательно сказывается на долговечности и надежности как самой муфты, так и соединяемых ею механизмов. Кроме того, при переключении механизмов необходима остановка ведущего вала, обусловленная зубчатым зацеплением.

Целью изобретения является повыше- 20 ние надежности и долговечности..

Поставленная цель достигается тем, что в центробежной двухскоростной муфте, содержащей ведущую и две . ведомые полумуфты и средства их. соеди-25 нения, а также два центробежных механизма включения малой и большой скоростей, размещенных на ведущей полумуфте, средства для соединения полумуфт выполнены в виде фрикционных дисков„ закрепленных в ведущей и ведомь|х полумуфтах, а механизмы вклю-. чения — в виде центробежных грузов, размещеннык в сепараторе, и нажимных и упорных дисков с наклонными рабочими поверхностями, при этом сепаратор механизма включения малых скоростей выполнен со спиралеобразными гнездами, угол наклона рабочей поверхности нажимного диска механизма включения 40 малых скоростей больше угла наклона рабочей поверхности нажимного диска механизма включения больших скоростей, а упорный диск последнего установлен с возможностью взаимодействия с цент- 4 робежными грузами механизма включения малых скоростей.

На фиг. 1 изображена центробежная двухскоростная муфта, общий вид в продольном разрезе; на фнг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Центробежная двухскоростная муфта содержит ведущую, 1 и две ведомые 2 и 3 полумуфты, выполненные в виде шкивов плоскоременных передач (ограничение от осевого перемещения полумуфт не показано). Все полумуфты установлены на валу 4. Полумуфты 2 и 3 установлены с возможностью вращения относительно вала. Полумуфта 2 соединена с полумуфтой 1 фрикционными дисками 5 и 6, входящими шлицами в пазы соответственно полумуфты 2 и циска 7, установленного на полумуфте

2, Полумуфта 3 соединена с полумуфтой 1 фрикционными дисками 8 и 9, входящими шпицами в пазы соответственно полумуфты 3 и диска 10. Диски 7 и

10 зафиксированы гайками 11, навинченными на реэьбовые концы полумуфты

На ведущей полумуфте на шпонке 12 установлены два центробежных механизма включения малой и большой скоростей. Один механизм малой скорости выполнен в виде центробежных грузов, например шариков 13, установленных в сепараторе 14; гнезда которого выполнены спиралевидными, между нажимный

15 и упорным 16 дисками. Нажимной диск 15 установлен подвижно в осевом направлении и подпружинен пружиной

17 к шарйкам 13, упорный диск 16 зафиксирован с одной стороны буртиком полумуфты 1, с другой — стопорным разрезным кольцом 18. Второй механизм большей скорости выполнен в виде центробежных грузов, также шариков 19, установленных в сепараторе 20 между нажимным 21 и упорным 22 дисками, установленными подвижно в осевом направлении и подпружиненными к шарикам 19 соответственно пружинами 23 и 24.

Упорный диск установлен с воэможностью взаимодействия с шариками 13.

На обращенных к шарикам 13 и 19 торцах нажимных дисков 15 и 21 рабочие поверхности выполнены конусными, на обращенных к шарикам 13 и 1Я торцах упорных дисков l6 и 22 рабочие поверхности также выполнены конусными. Угол наклона рабочей поверхности нажимного диска 15 к оси муфты превышает угол наклона рабочей конусной поверхности нажимного диска 21 к оси муфты. Рекомендуется также, чтобы усилие пружины 23 превышало усилие пружины 17, суммарный вес шариков

13 — суммарный вес шариков 19, ход нажимного диска 21 при включении— ход нажимного диска 15.

Эти соотношения приняты для повышения надежности включения полумуфты

2, так как при меньшей скорости шарики 13 должны развивать на нажимной диск 15 усилие, большее, нежели шари3 1099 ки 19 на нажимной диск 21. Крутящий момент с вала 4 на полумуфту 1 передается шпонкой 25.

Центробежная двухскоростная муфта работает следующим образом. 5

При разгоне ведущей полумуфты шарики 13 под действием касательных сил инерции смещаются на охватывающую поверхность гнезд сепаратора 14 и удерживается там. Шарики 19 при 1р этом развивают некоторую центробежную силу, перемещающую нажимной диск

21 вправо, а упорный диск 22 — влево.

При окончании разгона касательная сила инерции шариков 13 исчезает.

Если в этот момент скорость полумуфты

1 соответствует скорости включения полумуфты 2 (которая включается при меньшей скорости), шарики 13 благодаря наклону поверхности, охватывающей шарики 13, перемещаются вдоль этой поверхности и, воздействуя на нажимной диск 15, отжимают пакет фрикционных дисков 5 и 6, обеспечивая нагруз ки на полумуфту 2. Усилие пружины 24- 2 подобрано таким образом, что при этом упорный диск 22 не препятствует перемещению шариков 13 в момент включения полумуфты 2. Полумуфта 3 остается выключенной, так как усилие шариков 19 недостаточно для сжатия пакета фрикционных дисков 8 и 9 и передачи нагрузки.

При необходимости переключения муфты на ходу увеличивают скорость вра35 щения полумуфты 1. При этом шарики 19 под действием центробежной силы перемещаются в радиальном направлении и перемещают диск 21 вправо, а диск

22 — влево. Диск 22, перемещаясь вле- 40 во, воздействует на шарики 13 и отжимает их в направлении к оси муфты, при этом нажимной диск 15 под действием пружины 17 отходит вправо, и передача нагрузки на полумуфту 2 прекращается. Нажимной диск 21 сжима137 4 ет пакет фрикционных дисков 8 и 9, обеспечивая передачу нагрузки на полумуфту 3. При необходимости включения сразу после разгона полумуфты 3 в момент достижения скорости включения полумуфты 2 последняя не включается, так как шарики 13 под действием касательных сил инерции удерживаются на охватывающей поверхносги гнезд сепаратора 14, а после разгона до скорости включения полумуфты 3 полумуфта 2 также не включается из-за блокировки шариков 12 упорным дис ком 22. Таким образом, при переключении муфты на ходу одна из полумуфт включается, блокируя включение другой полумуфты, и муфта, в зависимости от скорости, передает нагрузку либо на одну, либо на другую ведомую полумуфты.

3а счет фрикционного сцепления вецущей и ведомых полумуфт включение на ходу осуществляется плавно, без ударов. Величина передаваемой нагрузки может достигать больших величин, так как дисковые муфты обладают большой нагрузочной способностью при относительно малых габаритах, особенно по диаметру. Кроме того, величина передаваемой нагрузки может изменяться за счет варьирования числа пар дисков, что существенно уменьшает номенклатуру муфт. Срабатывание муфт при перегрузке не сопровождается динамическими нагрузками в форме удара, как это происходит в известной муфте, а происходит плавно.

Кроме того, переключение механизмов или линий приводов можно осуществлять на ходу без остановки ведущего

1 вала.

Предлагаемое изобретение повышает долговечность и надежность муфт на

207. и соответственно долговечность двигателя и соединяемых муфтой механизмов — на 157.

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород. ул. Проектная, 4

1099137

4-Я

ВНИИПИ

Тираж 913

Закаэ 4349/31

Подписное