Механический привод поворотного пробкового крана с конической пробкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПОВОРОТНОГО ПРОБКОВОГО КРАНА С КОНИЧЕСКОЙ ПРОБКОЙ, содержащий заклинивающий пробку элемент из упруго деформируемо .го материала и механизм расклинивания пробки, состоящий из двух образующих передачу осевого перемещения соосных полумуфт, одна из которых закреплена на штоке привода с возможностью взаимодействия со шпинделем пробки, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности в работе, вторая полумуфта закреплена на шпинделе , а заклинивающий пробку элемент выполнен в виде стержней, закрепленных своими концами на полумуфтах. (Л со х
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (П) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВтО СКом СаиДСткЛьСтв
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3390773/25-08 (22) 11.02. 82 (46) 23.06.84. Бюл. М 23 (72) Б.Е.Батан и A.Н.Хихол (53) 621.646{088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 500398, кл. F 16 К 5/00, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 379799, кл. F 16 К 5/00, 1969 (прототип). (54)(57) МЕХАЙИЧЕСКИЙ ПРИВОД ГОВОРОТНОГО ПРОБКОВОГО КРАНА С КОНИЧЕСКОЙ ПРОБКОЙ, содержащий заклиниваю1(50 F 16 К 5/16; 1 16 К 31/52 щий пробку элемент из упруго деформируемого материала и механизм раскли ни вания пробки, состоящий из двух образующих передачу осевого перемещения соосных полумуфт, одна из которых закреплена на штоке привода с воэможностью взаимодействия со шпинделем пробки, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, вторая полумуфта закреплена на шпинделе, а заклинивающий пробку элемент выполнен в виде стержней, закреплен— ных своими концами на полумуфтах.
1099162
Изобретение относится к арматуростроению и может быть применено для привода пробковых кранов с конусной пробкой.
Известны приводы поворотного пробкового крана с жестким соединением пробки с валом привода (11, Недостатком таких приводов является большой износ пробки и корпуса вслед- ствие значительных сил трения между ними . 10
Известен также привод крана с конической пробкой, содержащий заклинивающий пробку элемент иэ упруго деформируемого материала и механизм расклинивания пробки„ состоящий иэ двух образующих кулачковую пару полумуфт, одна иэ которых закреплена на штоке привода с возможностью взаимодействия со шпинделем пробки (2) .
Недостатком известного устройства является низкая надежность работы, связанная с необходимостью снятия усилия с вала привода, для обеспечения его свободного проворота при заклинивании пробки.
Цель изобретения — повышение надежности привода в работе.
Укаэанная цель достигается тем, что н механическом приводе поворотного пробкового крана с конической ЗО пробкой, содержащем эаклинивающий пробку элемент из упругО деформируе-мого материала и механизм расклинивания пробки, состоящий из двух образующих передачу осевого перемещения соосных полумуфт, одна из которых закреплена на штоке привода с возможностьювзаимодействия со шпинделем пробки, вторая полумуфта закреплена на шпинделе, а заклини- 4О вающий пробку элемент выполнен в виде стержней, закрепленных своимИ концами на полумуфтах.
Кулачковая пара выполнена н виде реэьбоного соединения.
На фиг. 1 представлен общий вид 45 привода, разрез; на фиг. 2 — вариант выполнения привода с профилированными поверхностями в ниде реэьбоной нарезки.
Привод содержит электродвигатель
1 с редуктором 2 и налом 3. На валу закреплена полумуфта 4 с профилированной торцовой поверхностью 5, образующая передачу осевого перемещения с второй полумуфтой 6, закрепленной на шпинделе 7 конической пробки 8. На полумуфтах 4 и б эакреплены противоположными концами стержни 9 из упруго деформируемого материала, обеспечивающие заклинивания пробки, Принод работает следующим образом.
В исходном положении стержни 9 упруго изогнуты, эа счет чего пробка
8 прижата к корпусу в осевом напран— ленин с некоторым начальным усилием.
При включении электродвигателя 1 приходит во вращение полумуфта 4.
При этом; поскольку пробка 8 заклинена в корпусе, связанная с ней полумуфта б остается неподвижной, а стержни 9 начинают изгибаться. При этом полумуфта 4 перемещается (поворачивается) относительно полумуфты
6 и перемешает пробку 8 вверх, расклинивая ее относительно корпуса.
Как только пробка 8 выйдет иэ сцепления с корпусом, упругие стержни 9, стремясь распрямиться, поворачивают полумуфту б вместе с пробкой 8 в направлении вращения полумуфты 4. При этом вновь происходит заклининание пробки 8 н корпусе.
Этот цикл непрерывно повторяется вплоть до остановки выходного вала редуктора 2 с полумуфтой 4 в новом положении. Профиль поверхности 5 может быть выполнен симметричным, благодаря чему возможно вращение пробки 8 н любом направлении.
Таким образом, остановка и заклининание пробки может осуществляться в любом положеиии, что обеспечивает возможность плавной регулировки величины протекающего через кран потока и увеличение надежности работы.
1099162
Составитель М.Ермошина
Редактор И.Дербак Техред A.Áàáêíåö Корректор A.Çèìoêîñoâ
Заказ 4350/32 Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патенr", г. Ужгород, ул. Проектная,4