Система электропитания подвижных объектов на два уровня напряжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ДВА УРСЖНЯ НАПРЯЖЕНИЯ , содержащая генератор переменного тока и выпрямитель, трансформатор , первичная обмотка которого подключена к обмотке статора генератора , выпрямитель напряжения трансформатора , подключенный последовательно к выпрямителю генератора, два последовательно соединенных аккумулятора , подсоединенных к выпрямителям Генератора и тренсформатора, выключатель массы, один контакт которого соединен с массой подвижного об екта , а другой - с минусовым выводом аккумулятора,. подключенного к выпрямителю генератора, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности,,она снабжена переключающим устройством с исполнительной цепью и цепью управления, положительный вывод выпрямителя генератора подключен к общему соединению аккумуляторов через исполнительную цепь переключаю-j щего устройства, а его цепь управ (Л ления включена между плюсовым выводом одного нз аккумуляторов и массой. С 2,. Система по п. 1, отлич а ющ а я с я тем, что цепь управления переключгиощего устройства соединена s с массой через диод.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(ЮН 02 Т 7 36
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
f
Ъ
Ю
Ж
CO
СЮ
С
ЬФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3521032/24-07 (2?) 14.12.82 (46) 23,06.84. Бюл. В 23 (72) С.В.Акимов, Л.И.Корец . и Х.Ш.Клебанов (71) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автотракторного электрооборудования и автоприборов (53) 621.355(088.8) (56) l. Баранов B,E. и др, Электрооборудование тракторов и автомобилей. И., Колос, 1974, с. 316. 2. Схема электроснабжения автомобиля ЗИЛ-133ГЯ на два уровня напряжения. Сх-3700002, 1981. (54) (57) 1. СИСТЕИА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ДВА УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ, содержащая генератор переменного тока и выпрямитель, трансформатор, первичная, обмотка которого подключена к обмотке статора генератора, выпрямитель напряжения транс„.Я0„„1099352 А форматора, подключенный последовательно к выпрямителю генератора, два последовательно соединенных аккумулятора, подсоединенных к выпрямителям генератора и тренсформатора, выключатель массы, один контакт которого соединен с массой подвижного обьекта, а другой — с минусовым выводом аккумулятора,.подключенного к выпрямителю генератора, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности,,она снабжена переключающим устройством с исполнительной цепью и цепью управления, положительный вывод выпрямителя генератора подключен к общему соединению аккумуляторов через исполнительную цепь переключаю- ® щего устройства, а его цепь управления включена между плюсовым выводом одного из аккумуляторов и массой.
2,. Система по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что цепь управления переключающего устройства соединена с массой через диод.
1099352
Недостаток такой системы — также низкая надежность так как при отсоединении вывода Минус аккумулятора низкого уровня напряжения, питаемого от выпрямителя генератора, от 45 массы подвижного объекта с помощью выключателя массы, как требуется по правилам противопожарной безопасности на стоянках подвижного объекта, бортовая сеть объекта полностью не обесточивается, поскольку аккумулятор, питающийся от трансформатора и обеспечивающий на своем выводе Плюс высокий уровень напряжения, оказывается соединенным с массой че" 55 рез выпрямитель генератора, и при замыканиях на массу в цепи высокого уровня напряжения этот выпрямитель может выходить из строя..
Цель изобретения - повышение на- бО дежности системы электропитания.
Пост авлеин ая цель дости гаетс я тем, что система электропитания подвижных объектов на два уровня напряжения, содержащая генератор переменного тока б5
Изобретэние относится к электротехнике, а именно к системам электрооборудования подвижных объектов, главным образом автомобилей и тракторов, Известна система электропитания подвижных объектов на два уровня наПряжения, содержащая генератор переменного тока, выпрямитель, две аккумуляторные батареи, соединяемые последовательно при запуске подвижного объекта и параллельно при работе его двигателя, и выключатель мас.сы,один контакт которого соединен с массой подвижного объекта, а другой — с минусоным выводом аккумулятора $11 °
Недостаток такой системы — низкая надежность, так как переключение акхумуляторон с последовательной на параллельную работу связано с комму тацией больших величин токов, вызывающих подгар контактов коммутирующего устройства и выход его из строя, Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является сис.тема электропитания подвижных объектов на дна уровня напряжения, содержащая генератор переменнОго тока и выпрямитель, трансформатор, первичная обмотка которого подключена к обмотке етатора генератора, ныпря- 30 митель напряжения трансформатора, подключенный последовательно к выпрямителю генератора, дна последовательно соединенные аккумулятора, подключенные к выпрямителям генерато- 35 ра и трансформатора, ныключатель массы, один контакт которого соединен с массой, а другой — с минусовым выводом аккумулятора низкого уровня напряжения (2j.
40 и выпрямитель, трансформатор, первичная обмотка которого подключена к обмотке стаropa генератора, выпрямитель напряжения трансформатора, подключенный последовательно к выпрямителю генератора, два последовательно соединенных аккумулятора, подклюФ ченные к выпрямителям генератора и трансформатора, выключатель массы, один контакт которого соединен с массой подвижного объекта, а другой с минусовым выводом аккумулятора, подключенного к выпрямителю генератора, снабжена переключающим устройством с исполнительной цепью и цепью управления, причем положительный вывод выпрямителя генератора подключен к общему соединению аккумуляторов через исполнительную цепь переключающего устройства, а его цепь упран ления включена между плюсоным выводом одного из аккумуляторов и массой.
Причем цепь управления переключающего устройства соединена с массой через диод, На чертеже представлена схема системы электропитания, Система состоит из генератора 1 со статорной обмоткой 2 и выпрямителем 3 с положительным выводом 4, трансформатора 5 с перничной обмоткой 6, подсоединенной к обмотке статора, с вторичной обмоткой 7, работающей на выпрямитель 8 с подключенным через выводы 10 и ll к нему аккумулятором 9, последний объединен в общее соединение 12 с плюсоным выводом 13 аккумулятора 14, минусовой вывод 15 которого через контакты 16 и
17 выключателя массы 18 соединяются с массой подвижного объекта. Общая точка аккумуляторов соединяется с положительным выводом выпрямителя генератора через замыкающие контакты .
19 переключающего устройства 20 контактора„ цепь управлення которого, например, обмотка 21 контактора, соединена одним концом с плюсоным выводом аккумулятора, а другим — на массу. Возможно соединение управляющей цепи 21 на массу через диод 22, Система работает следующим oeipaэом, При включении выключателя массы
18 его, контакты 16 и 17 замыкаются и соединяют минусовой вывод 15 аккумулятора 14 с массой, При этом в управляющей цепи коммутатора, например, обмотке 21 переключающего уст; ройства 20 начинает протекать ток от аккумулятора 14 переключающее устройство 20 срабатывает и замыкает свой коммутатор например, контакты
19, соединяя общую точку соединения
12 аккумуляторов 14 и 9 и плюсовой вынод 4 выпрямителя генератора. Про исходит подсоединение аккумулятора
14 к выпрямителю 3 генератора 1, 1099352
Тираж 614 Подписное
ВНИИПИ 3 ак аэ 4 37 9/41
Филиал ППП "Патент", r.ужгород, ул.Проектная, 4
При работе двигателя подвижного объекта в обмотке статора генератора
1 появляется напряжение, подающееся через выпрямитель 3, контакты 19 переключающего устройства 20 на аккумулятор 14 и через трансформатор 5 5 и выпрямитель 8 на аккумулятор 9, к выводу 10 которого подсоединена нагрузка высокого уровня напряжения.
При остановке двигателя подвижного объекта и выключении выключателя ð массы 18 его контакты 16 и 17 размыкают цепь .между выводом Минус
15 аккумулятора 14, предотвращая воэможность возникновения аварийного режима при замыканиях на массу по це- пи низкого напряжения. Одновременно разрывается управляющая цепь 21 переключающего устройства 20, .его коммутатор (напримЕр, контакты 19) разь ыкается, разрывается цепь между положительным выводом 4 выпрямителя
3 генератора и общей точкой соединения аккумуляторов, чем предотвращается воэможность прохождения тока от аккумулятора 9 через выпрямитель 3 на массу и, следовательно, возможность возникновения аварийного режима при аамыканиях на массу по цепи высокого напряжения.
Диод 22 предотвращает возможность ложных срабатываний переключающего устройства 20 при замыканиях на массу в цепи высокого уровня напряжения, так как он не пропускает в этом случае ток от аккумулятора 9 через цепь управления, например, обмотку
21 переключающего устройства 20 в качестве которого может использоваться и полупроводниковое устройство.
Предотвращение возможности возникновения аварийных режимов при замыканиях по цепи высокого уровня напряжения на массу при неработающем двигателе .подвижного объекта и выключенном выключателе массы повыщает надежность системы электроснабжения путем полного ее обесточивания.