Устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИНХРОННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ВЕДУЩИХ НА- ПРАВЛЯКНЩК КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО С РЕДСТВА И ДЛИНЫ РУЛЕВОЙ ТЯГИ,содержащее шлицевую полуось, охваченную кожухом полуоси, которьй установлен с возможностью осевого перемещения в корпусе переднего моста и связан с меха- . низмом его выдвижения, выполненным.в виде червячного колеса, взаимодействующего с зубчатой рейкой на кожухе полуоси, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспече„ .1 .;., ния автоматического изменения угла сходимости колес при изменении ширины колеи, на внутренней поверхности корпуса переднего моста выполнена дополнительная зубчатая рейка, зацепленная с указанным червячным колесом , ось которого установлена в кожухе .полуоси и связана с приводом, выполненным в виде жестко с ним связанной червячным колесом и соосной ему шестерни, для взаимодействия с шестерней, которая установлена на шлицевой полуоси с возможностью осевого перемещения от автономного привода и подпружинена относительно нее, на наружной поверхности корпуса переднего моста и в рулевой тяге установлены шестерни, которые связаны между собой телескопическим кардаиньм валом и зацеплены соответственно с зубчатой рейкой на кожухе полуоси и с зубчатой рейкой,которая смонтирована с,возможностью осевого перемещения в трубчатой балке рулевой тяги и связана с ее вьщвижным кулаком. Jeff Т Cur. / /
11 Ф
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) g g В 60 В 35/10; В 62 D 7/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ 6 "-.:,,;,"
К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ а.„... " Я
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3552384/27-11 (22) 15.02.83 (46) 30.06.84. Бюл. N- 24 (72) И.Т.Агапов (71) Ленинградский ордена Трудового
Красного Знамени сельскохозяйственный институт (53) 629.11.011. 12(088,8) (56) 1. Тракторы Белорусь МТ3-80, МТЗ-80Л, МТ3-82, МТЗ-82Л. Минск, "Ураджай", 1981. с. 82 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИНХРОННОГО
ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ВЕДУЩИХ НА-
ПРАВЛЯЮЩИХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ДЛИНЫ РУЛЕВОЙ ТЯГИ, содержащее шлицевую полуось, охваченную кожухом полуоси, который установлен с возможностью осевого перемещения в корпусе переднего моста и связан с меха- . низмом его выдвижения, выполненным в виде червячного колеса, взаимодействующего с зубчатой рейкой на кожухе полуоси, отличающееся тем, что, с целью расширения функцйональных возможностей путем обеспече- ния автоматического изменения угла сходимости колес при изменении ширины колеи, на внутренней поверхности корпуса переднего моста выполнена дополнительная зубчатая рейка, зацепленная с указанным червячным колесом, ось которого установлена в кожухе полуоси и связана с приводом, выполненным в виде жестко с ним связанной червячным колесом и соосной ему шестерни, для взаимодействия с шестерней, которая установлена на шлицевой полуоси с возможностью осевого перемещения от автономного привода и подпружинена относительно нее, на наружной поверхностй корпуса ф переднего моста и в рулевой тяге установлены шестерни, которые связаны между собой телескопическим карданным валом и зацеплены соответственно с зубчатой рейкой на кожухе полуоси и с зубчатой рейкой, которая смонтирована с, возможностью осевого переме щения в трубчатой балке рулевой:тяги
О
; и связана с ее выдвижным кулаком.
1100153
Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств, а именно к устройствам для изменения ширины колеи ведущих направляющих колес трактора. 5
Известно устройство для синхронного изменения ширины колеи ведущих:, направляющих колес транспортного средства и длины рулевой тяги, содер жащее шлицевую полуось, охваченную кожухом полуоси, который установлен с возможностью осевого перемещения в корпусе переднего моста и связан с механизмом его выдвижения, выполненным в виде червячного колеса, взаимодействующего с зубчатой рейкой на кожухе полуоси (1) .
Недостатками данного устройства является необходимость подъема передней части трактора для изменения ширины колеи, .выполнение вручную монтажных и демонтажных работ и необходимость регулировки угла сходимости направляющих колес после каждого изменения ширины колеи.
Цель изобретения — расширение фун-. кциональных возможностей путем обеспечения автоматического изменения угла сходимости колес при изменении ширины колеи. 30
Для достижения поставленной цели в устройстве для синхронного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес транспбртного средства и длины рулевои тяги, содержащем шлицевую
35 полуось, охваченную кожухом полуоси,. который установлен с возможностью осевого перемещения в корпусе переднего моста и связан с механизмом его
40 выдвижения, выполненным в виде червячного колеса, взаимодействующего с зубчатой рейкой на кожухе полуоси, на внутренней поверхности корпуса переднего моста выполнена дополнитель45 ная зубчатая рейка, зацепленная с указанным червячным колесом, ось которого установлена в кожухе полуоси и связана с приводом, выполненным в виде жестко связанной с червячным колесом и соосной ему шестерни, для взаимодействия с шестерней, которая установлена на шлицевой полуоси с воэможностью осевого перемещения от автономного привода и подпружинена относительно нее, на наружной поверхности корпуса переднего моста и в рулевой тяге установлены шестерни, которые связаны между собой телескопическим карданным валом и зацеплены соответственно с зубчатой рейкой на кожухе полуоси и с зубчатой рей" кой, которая смонтирована с возможностью осевого перемещения в трубчатой балке рулевой тяги и связана с ее выдвижным кулаком.
На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, вид сверху, на фиг.2— то же, вид сбоку, на фиг.3 — вид А на фиг.1.
Устройство содержит шлицевую полуось 1,, на которой установлена с возможностью осевого перемещения шестерня 2, упорный подшипник 3, взаимодействующий с вилкой 4 управления.
Шлицевая полуось 1 охвачена кожухом
5 полуоси, на котором выполнена зубчатая рейка 6 и шпонка 7. В кожухе
5 полуоси установлена общая ось чер- . вячного колеса 8 и жестко с ним связанной шестерни 9.
Червячное колесо 8 находится в постоянном зацеплении с дополнительной зубчатой рейкой 10, выполненной на внутренней поверхности корпуса 11 переднего моста, на наружной поверхнос- ти. корпуса переднего моста и в рулевой тяге 12 установлены шестерни 13 и 14, связанные между собой телескопйческим карданным вапом 15.
В трубчатой балке рулевой тяги 12 смонтирована с возможностью осевого перемещения зубчатая рейка 16, которая связана с выдвижным кулаком 17 тяги l2 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 14.
Шестерни 13 и 14 (расположенная в трубе рулевой тяги), установленные на шлицах телескопического карданного вала 15, могут быть расположены в
Ф специальных корпусах, которые фиксируются в посадочных местах болтами.
В этих соединениях могут быть установлены регулировочные прокладки для регулировки правильности зацепления между шестернями 13 и 14 и зубча-. той рейкой 16 и зубчатой рейкои 6.
Для возврата шестерни 2 в исходное положение служит пружина 18.
Устройство работает следующим об" разом.
Трактор работает с постоянной колеей. В этом случае водитель не воздействует на вилку 4 управления. При работе трактора вращается шлицевая полуось 1, а заодно с ней и шестерня 2. Передача крутящего момента на
1100 червячную пару не происходит, и червячное колесо 8 в этом случае (самотормозящая система) осуществляет фик" сацию кожуха 5 полуоси в корпусе 11 переднего моста в определенном задан- ном положении.
Увеличение колеи осуществляется при движении трактора на малых скоростях вперед путем предварительного воздействия водителя на вилку 4, l0 которая, в свою очередь, воздейству-. ет на упорный подшипник 3 и переводит до. упора шестерню 2 по шлицевой полуоси 1, сжимая пружину 18 до зацепления с шестернями 9 привода чер-. 15 вячных колес 8. Полуось 1 при движении трактора обеспечивает вращение шестерни 2, шестерен 9 привода червячного колеса 8, а значит, и самих червячных колес 8. Червячные колеса 2б
8, находясь в постоянном зацеплении с дополнительной зубчатой рейкой внутренней поверхности корпуса 1) переднего моста, воздействуют.,на кожух
5 полуоси и обеспечивают его переме" р щение в корпусе 11 переднего моста, увеличивая ширину колеи. При переме- щении кожуха 5 полуоси обеспечивает- . ся вращение шестерни 13 карданного вала 15 и шестерни 14, расположенной в трубе рулевой тяги 12. В результате обеспечивается синхронное изменение общей длины рулевой тяги за счет выдвижения зубяатой рейки 16 из трубы рулевой тяги 12. Для обеспечения изменения длины карданного вала 15 при
35 .изменении направления движения веду-. щих направляющих колес трактора карданный вал снабжен телескопическим соединением. 40
Уменьшение колеи осуществляется аналогично, только с той разницей, что в тракторе включена передача заднего хода, обеспечивающая движение назад.
Для упрощения установки заданной ширины колеи (своевременного рассое- динения шестерни 2 с шестернями 9 привода червячных колес 8) на шлице" вой полуоси 1 установлена пружина 18, которая обеспечивает перемещение SO
153 4 .шестерни 2 по шпицевой полуоси 1 при прекращении воздействия водителя на вилку 4.
Для дополнительного ограничения перемещения кожуха 5 полуоси в корпусе 11 переднего моста при несвоевременной реакции водителя на вилку
4 или муфту сцепления трактора .в корпусе 11 переднего моста может оыть предусмотрен специальный ограничитель, например выступающий во внутреннюю часть рукава болт. На кожухе
5 полуоси для этого болта должен быть изготовлен паз. Длина данного паза должна составлять половину воз"
I можного изменения ширины колеи ведущих направляющих колес трактора. При срабатывании ограничителя в ту или другую сторону (несвоевременная реакция водителя при увеличении или уменьшении колеи) происходит увеличение усилия в зацеплении шестерен привода червяков. Когда это усилие достигнет величины большей, чем усилие, передаваемое предохранительной многодисковой фрикционной муфтой, встроенной в промежуточной опоре карданного вала привода переднего моста и ограничивающей крутящий момент, передаваемый на передний мост, пред. охранительная муфта сработает или направляющее колесо пробуксует.
Для изменения ширины колеи на ,стационаре, при неработающем двигателе, необходимо выключить передний мост и провернуть карданный вал привода переднего моста при воздействии .на вилку 4 или провернуть соответствующее направляющее колесо трактора.
Использование предлагаемого устройства,позволяет обеспечить автоматическое изменение ширины колеи ведущих направляющих колес транспортных средств без остановки агрегата, исключает ручные операции и обеспечи- вает сокращение времени на выполнение этих операций. Кроме того, отпадает необходимость в установке угла сходимости направляющих колес после каждого изменения ширины колеи и улучшаются условия труда водителя.
1700153
14 (joclg, ß
Составитель Т.Попова
Редактор В.Петраш Техред Т.Маточка Корректор Л.Пилипенко
Заказ 4473/15 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 е