Способ совместного управления винтом регулируемого шага и главным судовым двигателем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ СОВМЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВИНТОМ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА И ГЛАВНЫМ СУДОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ имеющим статический регулятор частоты, вращения, путем изменения тагу винта и воздействия на органы нзмонония подачи ronnviKd,-отличающийся тем, что, с целью выбода двигателя на режим с минимальным удельным расходом топлива без изменения крутящего момента, регулятору задают произвольную уставку, измеряют ее величину и частоту вращения, после чего изменяют таг винта в зависимости от измеренных значений уставки и частоты. (Л СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D В 63 Н 21/22 ф ,1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 н

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3490296/27-1 1 (22) 10.09.82 (46) 30.06.84. Бюл. № 24 (72) В. Г. Владимиров, Ю. Т. Никитюк и Ю. Н. Пушин (53) 629.12.014 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 383651, кл. В 63 Н 23/00, 07.09.70 (прототип) . (54) (57) СПОСОБ СОВМЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВИНТОМ РЕГУЛИРУЕМОГО

„„SU„„1100199 А

ШАГА И ГЛАВНЫМ СУДОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ; имеющим статический регулятор частоты, вращения, путем изменения щпга винта и воздействия на органы изменения подачи топлива,. отличающийся тем, что, с целью вывода двигателя на режим с минимальным удельным расходом топлива без изменения крутящего момента, регулятору задают произвольную уставку, измеряют ее величину и частоту вращения, после чего изменяют шаг винта в зависимости от измеренных значений уставки и частоты.

1100199

Составитель В. Жернов

Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 4489/18 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

i i 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и может найти применение для управления судовыми энергетическими установками с винтами регулируемого шага (ВРШ).

Известен способ совместного управления винтом регулируемого шага и главным судовым двигателем, имеющим статический регулятор частоты вращения путем изменения шага винта и воздействия на органы изменения подачи топлива !1).

Недостатком известного способа является то, что он не может обеспечить нагружение двигателя по заданной программе, в связи с чем работа двигателя на предельно-возможном режиме допускается только около точки его максимальной мощности, в

15 пределах 10% ресурса машины.

Цель изобретения — вывод двигателя на режим с минимальным удельным расходом топлива без изменения крутящего момента. 20

Указанная цель достигается тем, что согласно способу совместного управления винтом регулируемого шага и главным судовым двигателем, имеющим статический регулятор частоты вращения, путем изменения шага винта и воздеиствия на органы изменения

25 подачи топлива, регулятору задают произвольную уставку, измеряют ее величину и частоту вращения, после чего изменяют шаг винта в зависимости от измеренных значений уставки и частоты. 30

На чертеже показана система автоматизированного управления, реализующая предлагаемый способ.

Система содержит рукоятку 1 управления, систему дистанционного управления, регулятор 3 частоты вращения, двигатель 4, 35 измеритель 5 уставки регулятора, программное устройство 6, указатель . 7 величины уставки, измеритель 8 частоты вращения, указатель 9 частоты вращения, рукоятку

10 ВРШ, систему 11 дистанционного управления ВРШ, винт 12 регулируемого шага, 40 указатель 13 программы. В систему входит также оператор 14.

Система работает следующим образом.

Оператор. 14 устанавливает рукоятку в некоторое произвольное положение. Через 45 систему 2 регулятору 3 задается некоторая уставка, величина ее измеряется измерителем 5 и индицируется оператору указателем

7. В зависимости от величины уставки регулятора посредством программного устройства 6 и указателя 13 оператору 14 индицируется необходимое для данной уставки значение частоты вращения. Регулятор 3 частоты вращения выводит двигатель 4 на новый режим с некоторым значением частоты вращения, измеряемой измерителем 8 и индицируемой оператору 14 с помощью указателя 9. Оператор 14 сравнивает программное значение частоты вращения по указателю 13 и фактическое значение, индицируемое по указателю 9. Если последнее значение больше требуемого по программе по указателю !3, оператор изменяет положение рукоятки 10 ВРШ в сторону увеличения шага. Вследствие этого воздействия на объем состояние его изменится, а частота вращения понизится. Оператор 14 будет увеличивать шаг ВРШ 12 до тех пор, пока фактическая частота вращения не достигнет программного значения. Если после изменения положения рукоятки 1 окажется, что измеренное значение частоты вращения меньше программного, оператор

14 будет воздействовать на рукоятку 10 в сторону уменьшения шага ВРШ.12.

Точность поддержания программы по предлагаемому способу зависит от степени наклона характеристики зависимости крутящего момента от частоты вращения. Чем она меньше, тем точность выше. Если она вертикальна (при изменении момента сопротивления на валу двигателя частота не меняется, что соответствует оснащению. двигателя астатическим регулятором), способ неприменим, При больших наклонах (близких к вертикали) для сохранения требуемой точности поддержания программы необходима повышенная точность измерения частоты вращения и установки задания.

Изобретение может найти применение при автоматизации судовых энергетических уста но во к.

Применение предлагаемого способа обеспечивает упрощение управления установкой при осуществлении программного управления его, обеспечивающего, например, повышение экономичности работы установки в широком диапазоне скоростных режимов.