Дисковый тормоз с механическим приводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ по авт.св. № 669124, отличаю щи и ся тем, что, с цель,ю обеспечения автоматической компенсации износа фрикционных накладок, он содержит элемент стопорения шестерни привода при обратном ходе толкателя , вьтолненный в виде втулки, фрикционно установленной на толкателе между корпусом и шестерней. (Л 4 4
СОЮЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУВЛИК з(ю F 16 D 55/224
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЬИЫЫ0 в
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 669124 (21) 2889479/25-27 (22) 04.03.80 (46) 30.06.84. Бюл. 1Ф 24 (72) В.И.Забавский, В.С.Толстогузов и Г.И.Хаблак (71) Минский мотоциклетный и велосипедный завод (53) 62-592.611.7(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 669124, кл. F 16 D 55/224, 1977 (прототип).
„.Я0.„1100440 A (54)(57) ЛИСКОВЦЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ по авт.св. У 669124, о т л и ч а ю щ и й, с я тем, что, с целью обеспечения автоматической компенсации износа фрикционных накладок, он содержит элемент стопорения шестерни привода при обратном ходе толкателя, выполненный в виде втулки, фрикционно установленной на толкателе между корпусом и шестерней.
1 11004
Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам.
По основному авт.св. N- 669124 известен дисковый тормоз с механичес- 5 ким приводом для использования в тормозных системах транспортных средств, преимущественно мотоциклов.
Известный тормоз содержит установленный на ступице колеса тормозной 10 диск, зажимаемый расположенными в корпусе подвижной и неподвижной колодками с фрикционными накладками.
Толкатель, перемещающий подвижную колодку, вьяголнен в виде рейки, вхо- 15 дящей в зацепление с шестерней, установленной с возможностью вращения на расположенном в корпусе приводном валу. Кулачковая муфта, установленная на приводном валу на винтовых _#_ шлицах и связанная с корпусом посредством ленточной пружины, взаимодействует с шестерней при повороте рычага, жестко закрепленного на валу и связанного тросом с рычагом привода тормоза, установленным на руле(11. .При отводе подвижной колодки от тормозного диска толкатель каждый раз возвращается в исходное положение и по мере износа фрикционных накла- 30 док зазор между тормозным диском и накладками постепенно увеличивается, вследствие чего увеличивается и величина свободного хода рычага привода тормоза превышая в конце концов 35 допустимые пределы. Компенсация износа фрикционных накладок в таком тормозе может быть обеспечена лишь путем ручной регулировки, которая является операцией трудоемкои и тре- 40 бует высокой квалификации оператора.
Цель изобретения — обеспечение автоматической компенсации износа фрикционных накладок.
Поставленная цель достигается 45 тем, что дисковый тормоз с механическим приводом содержит элемент стопорения шестерни привода при обратном ходе толкателя, выполненный в виде втулки, фрикционно установленной на толкателе между корпусом и шестерней.
На фиг. 1 изображен предлагаемый дисковый тормоз, общий вид в разрезе( на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (элемент стопорения шестерни привода показан введенным в зацепление с зубом шестерни).
На ступице 1 колеса, например мотоцикла, установлен тормозной диск
40 1
2, по обе стороны которого в гнезцах корпуса 3 расположены подвижная 4 и 1 неподвижная 5 колодки с фрикционными накладками 6. К корпусу 3 примыкает коробка 7, в которой установлен приводной вал 8 со свободно посаженной шестерней 9, входящей в зацепление с рейкой 10, выполненной на толкателе 11, конец которого контактирует с подвижной колодкой 4.
На торце шестерни 9 ыполнены зубья
12, предназначенные для взаимодействия с зубьями 13 кулачковой муфты 14, посаженной на винтовых шлицевых канавках, выполненных на приводном валу
8. Ленточная пружина 15, охватывающая кулачковую муфту 14 и свободным концом закрепленная в прорези коробки 7, предотвращает самопроизвольное сцепление муфты 14 с шестерней 9. На сво— бодном конце вала 8 жестко закреплен рычаг 16, связанный тросом с рычагом привода тормоза, установленным на руле (не показан) °
Пружина 17 кручения, закрепленная одним концом в коробке 7, а другим концом на головке рычага 16, обеспечивает автоматический возврат рычага
16 в исходное положение после ослабления троса рычагом привода тормоза.
На толкателе 11 между шестерней
9 и стенкой 18 корпуса установлена втулка 19, фрикционно связанная с толкателем посредством резинового кольца 20.
Устройство работает следующим образом.
Усилие руки, приложенное к рычагу на руле, с помощью троса передается на рычаг 16, который поворачивает вал
8 и перемещает вниз по винтовым шлицам муфту 14, удерживаемую от вращения пружиной 15. Муфта входит в зацепление с торцовыми зубьями шестерни 9 и приводит ее во вращение. При этом перемещается связанный с шестерней посредством зубчатой рейки 10 толкатель 11, который давит на подвижную колодку 4, воздействуя на тормозной диск 2. Одновременно происходит смещение корпуса 3, подвижно связанного с опорой (не показана), в направлении, противоположном движению толкателя, В результате такого смещения корпус 3 оказывает давление на неподвижную колодку 5, воздействуя на тормозной диск 2 со второй стороны.
Составитель М.Стручков
Техред М.Надь Корректор А.Зимокосов
Редактор l0. Ковач
Заказ 4565/30 Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 11004
В процессе торможения фрикционные накладки 6 изнашиваются и в соответствии со степенью их износа увеличивается величина хода толкателя 11, прижимающего подвижную колодку 4 к тормозному диску. При этом втулка
19, перемещению которой препятствует стенка 18 корпуса, сдвигается по толкателю на величину износа накладок.
При снятии усилия с рычага приво- 1п да тормоза рычаг 16 под воздействием пружины 17 возвращается в исходное положение, в результате чего вал 8 и жестко связанная с ним через кулачковую муфту шестерня 9 начнут вращаться в обратном направлении, отводя толкатель и связанную с ним через пружину 21 подвижную колодку.4 от тормозного диска 2.
Во время обратного хода т лкателя перемещающаяся вместе с ним втулка
40 4
19 войдет в зацепление с зубом шестерHH 9, как это показано на фиг. 2, в результате чего вращение шестерни и связанной с ней муфты 14 прекращается и муфта 14, перемещаясь вверх по винтовым шлицам вследствие продолжающегося вращения вала 8, выйдет из зацепления с шестерней 9.
Величина обратного хода толкателя
11 вне зависимости от степени износа фрикционных накладок всегда равна зазору между венцом шестерни 9 и обращенным к ней торцом втулки 19. Величина же этого зазора задается в соответствии с той величиной зазора между тормозным диском и фрикционными накладками, которая признается оптимальной.
Использование изобретения позволяет обеспечить автоматичекую компенсацию йзноса фрикционных накладок.