Зубчато-рычажная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСГЮЬЛИН

09) (И) з(я) F 16 Н 1/28

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3394988/25-28 (22) 12.02.82 (46) 30.06„84. Бюл. М 24 (72) И.С.Бобович, В.М.Костюченко и Л.У.Ходжаев (71) Казахский ордена Трудового

Красного Знамени сельскохозяйственный институт (53) 621.833.6(088.8) (56) 1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. M. "Наука", 1980, т. 1У, с. 123, механизм 2285.

2. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. М., "Машиностроение", 1965, с. 277, рис. 3.231 (прототип). (54)(57) 1.ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая два быстроходных и тихоходHbIH валы, два кривошипа, соответственно установленные на быстроходных валах, шатун, установленное на нем зубчатое колесо, взаимодействующее с последним, центральное колесо, размещенное на тихоходном валу, и синхронизирующий механизм, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, синхронизирующий механизм выполнен в виде двух параллелограммных механизмов, кривошипы которых установлены на быстроходных валах и смещен., относительно основного по углу, а шатуны выполнены гибкими и предварительно напряжены.

2, Передача по и. 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повы,шения нагрузочной способности шатуны Е параллелограммных механизмов выполнены в виде зубчатых колес, зацепляющихся с центральным колесом.

f 11ОО4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении.

Известна зубчато-рычажная планетарная передача, содержащая два . 5 быстроходных вала с кривошипами равного радиуса и шатун-венец с внутренними зубьями, зацепляющийся с зубчатым колесом, расположенным на тихоходном валу (1 3. 10

Недостатком данной передачи является практически неизбежное его заклинивание в положении, когда центры шарнирньж соединений шатуна с кривошипами приближаются к межцентровой линии кривошипов. Заклиниванию способствуют усилия в зецеплениях зубчатых колес.

Наиболее близкой к предлагаемой является зубчато-рычажная передача, содержащая два быстроходньж и тихоходный валы, два кривошипа, соответственно установленные на быстроходных валах, шатун, установленное на нем зубчатое колесо, взаимодействующее с, 25 последним центральное колесо, размещенное на тихоходном валу, и синхронизирующий механизм (23.

Синхронизирующий механизм выполнен в виде трех зубчатых колес, два 30

1 из которых соосны кривошипам, а дру .ое — тихоходному валу. Синхронизирующая зубчатая передача сложна и Громоздка, так как ее габарит является определяющим для всего механизма.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение нагрузочной способности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в зубчато-рычажной передаче, 40 содержащей два быстроходных и тихоходный валы, два кривошипа, соответственно установленные на быстроходных валах, шатун, установленное на нем зубчатое колесо, взаимодействую- 45 щее с последним центральное колесо, размещенное на тихоходном валу, и синхронизирующий механизм, последний выполнен в виде двух параллелограммных механизмов, кривошипы которых 50 установлены на быстроходных валах и смещены относительно основного по углу, а шатуны выполнены гибкими и предварительно напряжены. 55

Кроме того, с целью повышения нагрузочкой способности передачи шатуны параллелограммных механизмов могут быть выполнены в виде зубчатых колес, ъацепляющихся с центральным колесом.

EIa фиг. 1 изображена зубчато-ры.чажная передача; на фиг. 2 — вариант этой передачи с числом быстроходных валов более двух, на фиг. 3 — зубчато-рычажная передача с шатунами, выполненными в виде зубчатых колес,на фиг. 4 — шатун-венец с гибким бандажом.

Зубчато-рычажная передача содержит быстроходные валы 1 и 2, один из которых, например вал 1, является ведущим. На валах 1 и 2 установлены соответственно кривошипы 3 и 4, соединенные шатуном 5 с установленным на нем зубчатым колесом 6. Последнее взаимодействует с центральным колесом

7, размещенным на тихоходном валу 8.

Быстроходные валы 1 и 2 связаны синхронизирующим механизмом, выполненным в виде двух параллелограммньж .механизмов, образованных кривошипами 9, 10 и 11, 12, установленными соот ветственно на быстроходных валах 1 . .и 2, и гибких предварительно напряженных шатунов 13 и 14, выполненных. в виде петель огибающих противовесы

15, 16 и 17, 18.

В случае исполнения зубчато-рычажной передачи, приведенной на фиг. 2, параллелограммные механизмы, синхронизирующие вращение быстроходных валов 1 и 2, образуются теми же дополнительными кривошипами 9 — 12, гибкими предварительно напряженными шатунами 19 — 22, а также кривошипами 23 и 24 быстроходного вала 25.

При выполнении всех шатунов в виде зубчатых колес передача имеет вид, изображенный на фиг. 3.

На фиг. 4 показан шатун-венец, снабженный гибким бандажом 26 с регулируемой стяжкой 27.

Зубчато-рычажная передача работает следующим образом.

При вращении одного из быстроходных валов, например, ведущего вала 1, получает синхронное вращение другой быстроходный вал 2, поскольку указанные валы связаны между. собой более чем одним параллелограммным механизмом, причем крипошипы 3, 9, 10 и 4, 11, 12 каждого из быстроходных валов имеют взаимное угловое смещение, нап.ример 120, а зазоры в шарнирных соединениях отсутствуют в связи с тем, что шатуны 13 и 14 выполнены предва1100446

Э рительно напряженными. Траектории всех точек шатунов 5, 13 и 14 являются окружностями, вследствие чего зубчатое колесо 6 обкатывает центральное колесо 7, вызывая вращение последнего, Для передачи, показанной на фиг. 2, принцип работы остается тем же, что позволяет передавать движение на большие расстояния между быстроход- 10 ным и тихоходным валами.

Передача, изображенная на фиг. 3, также работает аналогично указанным выше устройствам, она является многопоточной, что повышает ее нагрузочную способность.

Изготовление шатуна-венца (фиг.4) позволяет снизить требования к точности изготовления по расстоянию между центрами шарниров. Бандаж 26 с регулируемой стяжкой 27 позволяет в пределах малых упругих деформаций изменять это расстояние.

В целом предлагаемая зубчато-рычажная передача достаточно проста, надежна в работе и обладает высокой нагрузочной способностью.

Фиг.2

1100446

Составитель В.Апархов

Редактор 10.Ковач Техред М.Надь Корректор А.Зимокосов

Заказ 4565/30 Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4