Ротор турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА,содержащий бочку, обмотку с непосредственным охлаждением, выполненную со сквоз«|ыми отверстиями в витках, закрепленную в пазах бочки ротора с помо1цью клиньев с попарно чередующимися группами входных и выходных отверстий, соединенных с отверстиями в витках обмотки, причем выходные отверстия удалены от оси вращения ротора больше, чем входные отверстия, отличающийс я тем, что, с целью упрощения сборки ротора, клинья с выходными отвер- . стиями выполнены составными из двух разделенных по высоте частей, причем участки бочки ротора, предназначенные для установки клиньев с выходными отверстиями имеют гнезда для установки внешних частей клиньев . 2.Ротор по п. 1, отличающийся тем, что на участки бочки ротора, свободных от пазов для обi мотки, выполнены гнезда, в которых установлены дополнительные клинья, (Л выступанмцие над бочкой ротора. 3.Ротор по пп. 1 и 2, от л и§ чающийся тем, что внешние части клиньев и клинья, установленные на участках, свободных от пазов обмотки , размещены на периферии с образованием второй полости между соседними клиньями. Од Об СП

ИМОЗ СОВЕТСКИХ

СШkNNOIIIE

РЕОПУБЛИК (д) Н 02 К 1/32, 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

OllHGAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСИОМУ СЭИДВТЕ ЬСТВМ .

ИЬ:%:. (21) 3562115/24-07 (22) 05.03.83 (46) 30.06.84. Бюп. Ф 24 (72) Г.М. Хуторецкий, Г. П. Вартаньян, Э.И. Гуревич, Ю.Н.. Дубровин, Г.А. Загородная, И.Ф. Филиппов и В.М. Фридман (71) Ленинградское электромашиностро" ительное объединение "Электросила" ,им. С.М. Кирова (53) 621.313. 713(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 107473, кл. Н 02 К 9/16, 1956.

2. Глебов И.А., Мамиконянц Л.Г.

Синхронные генераторы. М., "Энергия", 1972. (54)(57) 1. РОТОР ТУРБОГКНЕРАТОРА,содержащий бочку, обмотку с непосредственным охлаждением,.выполненную со сквозиыми отверстиями в витках, закрепленную в пазах бочки ротора с помощью клиньев с попарно чере- дующимися группами входных и выходных отверстий, соединенных с отвар» стиями в витках обмотки, причем выSU„„11.00685 А ходные отверстия удалены от оси вращения ротора больше, чем входные отверстия, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения сборки ротора, клинья с выходными отвер- . стиями выполнены составными из двух разделенных по высоте частей, причем участки бочки ротора, предназначенные для установки клиньев с выходными отверстиями имеют гнезда для установки внешних частей клиньев.

2. Ротор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что на участки бочки ротора, свободных от пазов для обмотки, выполнены гнезда, в которых установлены дополнительные клинья, выступающие над бочкой ротора.

3. Ротор по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что внешние части клиньев и клинья, установленные на участках, свободных от пазов обмотки, размещены на периферии с образованием второй полости между соседними клиньями.

1100б85

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к устройствам газового охлаждения крупных турбогенераторов, Известен ротор турбогенератора с S непосредственным газозым охлаждением, котором имеются входные.и выходные отверстия для обеспечения прохода газа через обмотку, имеющую внутренние каналы в пазовой части, .причем входные и выходные отверстия для газа выполняются в пазовых клиньях, которые попарно чередуются по длине ротора, а сами клинья с указанными разноименными отверстиями являются источниками давления (на входе) и разрежения (на выходе )газа f1 j.

Известный ротор турбогенератора характеризуется сравнительно невысокой сокростью газа в каналах ротора и, в соответствии с этим„ недостаточно эффективным охлаждением обмотки возбуждения турбогенератора. Указанный недостаток проявляется в меньшей степени, когда в качестве дополнительного источника давления использован центробежный эффект, возникающий при размещении выходных отверстий на большем удалении от оси вращения, чем входных. 30

Наиболее близким к предлагаемому является ротор турбогенератора, содержащий бочку, обмотку с непосредственным охлаждением, выполненную со сквозными отверстиями в витках, закреплен-З5 ную в пазах бочки ротора с помощью клиньев с попарно чередующими группами входных и, выходных отверстий, соединенных с отверстиями в витках обмотки, причем выходные отверстия уда-4О лены от оси вращения ротора больше, чем входные отверстия, за счет применения насаживаемых на ротор металлических колец с отверстиями для выпуска газа (2 3.

Недостатками прототипа являются значительные технологические затруднения, связанные с повышенными требованиями к физико-механическими свойствами колец, насаживаемых на ротор, а также с обработкой колец и ротора-и сборкой ротора.

Цель изобретения — упрощение сборки ротора.

Указанная цель достигается тем, Б что в роторе турбогенератора, содержащем бочку, обмотку с непосредственным охлаждением, выполненную со сквозными отверстиями в витках, закрепленную в пазах бочки ротора с помощью клиньев с попарно чередующимися группами входных и выходных отверстий, соединенных с отверстиями в витках обмотки с выходными отверстиями, удаленными от оси вращения ротора больше, чем входные отверстия, клинья с выходными отверстиями выполнены составными иэ двух разделенных по высоте частей, причем участки бочки ротора, предназначенные для установки клиньев с выходными отверстиями, имеют гнезда для установки внешних частей клиньев.

На участках бочки ротора, свободных от пазов для обмотки, выполнены гнезда, в которых установлены дополнительные,клинья, выступающие над бочкой ротора.

Внешние части клиньев и клинья, установленные на участках, свободных от пазов обмотки, размещены на периферии с образованием арочной полости между соседними клиньями.

На фиг. 1 изображен ротор турбогенератора, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

В зубцах 1 ротора выполнены гнезда 2 для закрепления внешних частей клиньев 3 и гнезда 4 для закрепления внутренних частей клиньев 5, имеющих выходные отверстия 6. Внешняя часть клина освобождена от центробежных усилий обмотки 7. В каждом большом зубе 8 выполнены гнезда 9, . в которые установлены клинья 10 с увеличенным выступом в зазор. Внешние части клиньев 3 и клинья больших зубцов имеют арочный профиль 11, образующий с наружной поверхностью зубцов 1 и 8 полости 12. Бочка ротора в области установки клиньев 3 и 5 с выходными отверстиями имеет увеличенный диаметр 13 по сравнению с диаметром 14 в области клиньев 15 с входными отверстиями для размещения гнезд 2 для крепления вентиляционных внешних частей клиньев 3.

При вращении ротора сами. клинья являются источниками давления на входе газа и разряжения — на выходе газа. Удаление выходных отверстий от оси вращения по сравнению с входными способствует возникнове1100685

Составитель A. Воинов

Техред.И. Асталош Коректор А. Тяско

Редактор Н. Горват,Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4593/41

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 нию дополнительного источника давпения. Повышается скорость прохождения газа в каналах.

Технико-экономический эффект предлагаемого изобретения заключается в упрощении сборки ротора.