Двойная керноприемная труба

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ДВОЙНАЯ КЕРНОПРИЕМНАЯ ТРУБА, включающая корпус, керноприем ный патрубок с керноломом, опорный патрубок с центрирующими ребрами и элементы качения, отличающаяся тем, что, с целью увеличения диаметра получаемого керна при заданном диаметре бурения, в центрирующих ребрах опорного патрубка выполнены отверстия, а элементы качения размещены в отверстиях линейными группами параллельно оси опорного патрубка. 2. Труба поп,1, отличающаяся тем, что керноприемный патрубок выполнен по наружной поверхности с кольцевыми канавками по числу элементов качения в одной группе.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК..Я0.,11ЫЫД А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕJIAM ИЗОБРЕТЕНИЙ И OYHPblYHA

Ф

ОПИСЛНИК ИЗОТ ятСНИя Ц . !1

К ABTOPCHOIII4V СВИДЕТЕЛ :ТВУ (21) 3448995/27-03 (22) 07.06.82 (46) 07.07.84. Ьюл. № 25 (72) Э.Д.Мельник, А.Н.Пешков, В.Г.Кардыш, О.В.Смирнов, В.А.Зигман и А.С.Моргалин (71) Специальное конструкторское бюро Всесоюзного промышленного объединения "Союзгеотехника (53) 622.243.64(088.8) (56) 1. Патент США ¹ 3086602, кл. 175-404, опублик. 1963.

2. Кардыш В.Г. и др. Новое в технике и технологии бурения скважин двойной колонной бурильных труб с обратной циркуляцией очистного агента. M. ВИЭМС, 1979, с. 7-8 (прототип). (54) (57) 1. ДВОЙНАЯ КЕРНОПРИЕМНАЯ

ТРУБА, включающая корпус, керноприем ный патрубок с. керноломом, опорный патрубок с центрирующими ребрами и элементы качения, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью увеличения диаметра получаемого керна при заданном диаметре бурения, в центрирующих ребрах опорного патрубка выполнены отверстия, а элементы:качения размещены в отверстиях линейными группами параллельно оси опорного патрубка.

2. Труба по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что керноприемный патрубок выполнен по наружной В поверхности с кольцевыми канавками по числу элементов качения в одной группе. С:

11О1Ь1

Изобретение ат носится к бурению скважин с транспортировкой керна очистним агентом и призвана служить повышению качества опробования разведуемого полезного ископаемого. 5

Известна двойная керноприемная труба, содержащая корпус и патрубок для приема керна, снабженный керноломом. Выб,вбиваемый керн, достигая кернолома,отклоняется им от оси сква- 1О жины,скалывается и выносится на поверхность восходящим потоком очистного агента (1) .

Однако при совместном вращении патрубка с корпусом происходит частич ное разрушение керна керноломом и интенсивный износ лмого кернолома.

Наиболее близкой к предлагаемой является двойная керноприемная труба, включающая корпус, керноприемный патрубок с керноломом и опорный патрубок с центрирующими ребрами, содержащий узел подвески с элементами качения — шариковый подшипник.

При работе этого устройства патру->>

6оК с керноломом не вращается, а следовательно, исключается взаимное истирание столбика керна и кернолома )2) .

Однако такое решение влечет за

30 сооой необходимость увеличениу зазора между корпусом и патрубком, обус— ловленное наличием в этом зазоре подшипника . Таким образом, при заданном диаметребурения получаемый керн асегда меньше, чем в снаряде с вращающим 5 ся патрубком, т.е. отбираемая проба менее представительна.

Целью изобретения является увеличение диаметра получаемого керна при заданном диаметре бурения.

Поставленная цель достигается тем, что в двойной кернаприемной трубе, включающей корпус, керноприемный патрубок с керноломом, опорный патрубок с центрирующими ребрами и элеg5 менты качения, в центрирующих ребрах опорного патрубка выполнены отверстия, а элементы качения размещены в отверстиях линейными группами параллельно оси опорного патрубка.

Кроме тога, керноприемный патрубок выполнен па наружной поверхности с кольцевьп|и канавками по числу элементов качения в одной группе. 55

На фиг.1 изображена двойная керноприемнля труба; нл фиг.2 — сечение

А-А на фиг,1.

Лвойная керноприемная -.руба содержит корпус 1, имеющий резьбу 2 для присоединения к двойной бурильной колонне (не показана) и резьбу 3 для . соединения с буровой коронкой 4. Кон .,ентрично корпусу 1 размещены керноприемный патрубок 5 с керноломом 6 и опорный патрубок 7 с центрирующими ребрами 8. В центрирующих ребрах опорного патрубка выполнены отверстия 9, в которых размещены элемент 10 качения, (например шары) линейными группами параллельно оси опорного патрубка 7.

Кернаприемный патрубок 5 по наружной поверхности выполнен с кольцевыми канавками 11 по числу элементов качения в одной группе, в которых частично утоплены элементы 10 качения, Глубина канавок достаточна, чтобы надежно удержать керноприемный патрубок 5 от осевых перемещений. Между центрирующими ребрами 8 опорного патрубка 7 имеются полости 12, сообщающие кольцевой канал бурильных труб с забоем скважины для прохода .очистного агента.

При работе устройства нисходящий поток очистного агента из кольцевого канала бурильных труб через полос— ти 12 нагнетается в буровую коронку 4 и, смывая забой, поступает в полость керноприемного патрубка 5.

Столбик,ыбуриваемого керна отклоняется от оси скважины керноломом 6 и скалыв ется. При этом кернолом б за сч .т наличия в узле подвески рядов элементов 10 качения, не вращается, чем достигается повышение е "o ресурса и сохраняется от разрушения керн. В то же время расположение элементов 10 качения линейными группами параллельно оси опорного патрубка, т.е. тем самым параллельно направлению нисходящего потока очистного агента, позволяет сохранить зазор Н между корпусом 1 и опорным патрубком 7 практически равным тому, который имеется в известной двойной керноприемной трубе с вращающимся патрубком, т.е. значительно увеличить диаметр керна в сравнении с палуча— емым при использовании двойной керноприемной трубы с узлом подвески патрубка, содержащим шариковый подшипние. Технические преимущества данной керноприемной трубы заключаются в возможности получения более представительной пробы при заданном диаметВНИИПЯ Заказ 4743/22 Тираж 565 подписное финал ППП 4Пвуеит", г. Ужгород„ ул.Проектная,4

3 11016 ре бурения, что снижает объем заверочных работ. !

Технико-экономическая эффективность заключается в повышении надеж5 ности работы и получении более" качественного керна, так как после кон такта с керном исключается вращательное движение кернолома и их взаимное исзирание.