Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ , содержащее блок предъявления учебной информации, соединенный с электроакустическим преобразователем и логическим блоком, пульт испытуемых и счетчики числа переданных знаков, правильных и неправильных ответов, отличающр еся тем, что, с целью повышения точности оченки путем выявления степени концентрации слухового внимания, в него введены элемент задержки, блок сравнения и блок формирования пауз, вход которого соединен с выходом блока предъявления учебной информации, первый выход соединен со счетчиком числа переданных знаков и вторым входом логического блока, а второй вы- . ход через элемент задержки - с третьим входом логического блока, выходы которого соединены с входами блока сравнения, другие входы которого соединены с выходами пульта испытуемого, а выходы подключены к счетчикам правильных и неправильных ответов. СП 00 -vj
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11)
3(51) G 09 В 19/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
° М
° °
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3562600/18-24 (22) 10.03.8.3 (46) 07.07.84. Бюл, Р 25 (72) Н.И,Кудряшов и A.Ë.Öoé (53) 681.3.371,69 (088 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 943815, кл, G 09 В 19/26. 1980.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 907571, кл, 0 09 В 9/00, 1980. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее блок предьявления учебной информации, соединенный с электроакустическим преобразователем и логическим блоком, пульт испытуемых и счетчики числа переданных знаков, правильных и неправильных ответов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью повышения точности оченки путем выявления степени концентрации слухового внимания, в него введены элемент задержки, блок сравнения и блок формирования пауз, вход которого соединен с выходом блока предъявления учебной информации, первый выход соединен со счетчиком числа переданных знаков и вторым входом логического блока, а второй выход через элемент задержки — с третьим входом логического блока. выходы которого соединены с входами блока сравнения, другие входы которого соединены с выходами пульта испытуемого, а выходы подключены к счетчикам Я правильных и неправильных ответов.
11О1874
Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в учебных заведениях при отборе обучению специальности радиотелеграфиста и в тренажерах.
Известно устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов, содержащее Формирователь управляющих импульсов, информационное табло, блок задания программы, распределитель импульсов, блок 10 регистрации, формирователь кодов Морзе, блок ввода ответа, блок сравнения, блок элементов И и электроакустический преобразователь 13.
Это устройство определяет устой- 15 чивость слуховой памяти испытуемого, повышая качество отбора, но не дает возможности судить о степени концентрации внимания при приеме мелодии знака, что впоследствии сказывается 2п на результатах обучения (длительные тренировки для устранения допускаеМых ошибок вследствие неправильного определения последнего элемента знака ) из-за недостаточной точности от- 25 бора.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является тренажер операторов, содержащий последовательно соединенные узел предъявления учебной инФормации, связанный
:через блок изменения тональности с головными телефонами, узел оценина" ния ответов, вторым входом подключенный к блоку воздействия на клавиатуру, элемент ИЛИ, логический блок. другие входы которого соединены с блоком регулирования скорости предьявления информации, и счетчики f27, Однако известное устройство не выделяет отдельно ошибки, вызванные 4О неправильным различением обучаемым последнего элемента знака, что не дает воэможности судить о степени концентрации слухового внимания.
Наибольшее число ошибок допуска- 45 ют обучаемые при приеме знаков, одииаковых по структуре, но различающихся последним элементом, т.е. знаков, число элементов в которых одинаково, при этом все элементы эа 5(} исключением последнего сходны между собой. Эти знаки составляют половину знаков кода Морзе (ы — ц, ф — ю, з-щ,в-р,ш-ч,й-п,о-г, ь — б). 55
Целью изобретения является повышение точности оценки путем выявления степени концентрации слухового внимания в процессе восприятия принимаемого знака посредством определе- 60 ния по мелодии последнего элемента знака, Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок предъявления учебной инйорма- Я ции, соединенный с электроакустическим преобразователем и логическим блоком, пульт испытуемых и счетчики числа переданных знаков, правильных и неправильных ответов, введены элемент задержки, блок сравнения и блок
Формирования пауз, вход которого соединен с выходом блока предъявления учебной информации, первый выход соединен со счетчиком числа переданных знаков и вторым входом логического блока, а второй выход через элемент задержки - с третьим входом логического блока, выходы которого соединены с входами блока сравнения, другие входы которого соединены с выходами пульта испытуемого, а выходы подключены к счетчикам правильных и неправильных ответов.
На AH1".1 представлена функциональная схема устройства, на фиг.2 — временные диаграммы, поясняющие его работу.
Устройство содержит блок 1 предьявления учебной информации, состоящий из последовательно соединенных датчика 2 случайных чисел, блока 3 программ., шифратора 4 и датчика 5 кода Морзе (ДКМ ), в качестве блока
1 можно испольэовать также магнитофон, на магнитную ленту которого записаны все структурные знаки в заданной последовательности и тактовые импульсы. Кроме того, устройство содержит электроакустический преобра,зователь (ЭАП ) б (головные телефоны), элемент 7 задержки (выполненный на .Т- триггере), блок 8 формирования пауз, состоящий из инвертора 9, одновибратора 10 и элемента И 11, логический блок 12, имеющий регистр
13, первый (тактовый) и .второй("Установка 0"),входы которого являются соответственно первым и вторым входами блока, и два ключа 14 и 15, инФормационные входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам разрядов регистра
13, управляющие входи объединены и являются третьим входом, а выходысоответственно первым и вторым выходами блока, блок 1б сравнения. первый выход которого соединен со счетчиком 17 правильных ответов, второй выход — со счетчиком 18 неправильных ответов, а третий и четвертый входы - соответственно с первым и вторым выходами логического блока 12, пульт 19 испытуемого, состоящий иэ блока 20 формирования тире и точки (тире формируется из двух точек), первый и второй выход которого являются выходами пульта и подключены соответственно к первому и второму входам блока 16 сравнения, и кнопок 21 "Тире" и 22 "Точка", йодключенных к блоку 20, счетчик 23 чис-.
1101874 ла переданных знаков, соединенный с вторым выходом блока 8 °
Принцип работы предлагаемого устройства состоит в следующем.
Испытуемому для опознания предьявляют последовательный ряд знаков кода Морзе, состоящий иэ 3-4 элементных (структурных)знаков, формируемых в блоке 1 предъявления учебной информации. После прослушивания каждого -.знака испытуемый по мелодии 10 определяет каким элементом оканчивается знак: тире или точкой, и нажимает соответствующую кнопку 21 или 22 на пульте 19 испытуемого.
Число допущенных ошибок с учетом 5 пропуска знаков определяет степень концентрации слухового внимания в процессе восприятия, принимаемого по мелодии знака.
Устройство работает следующим 20 образом.
В блоке 1 предъявления учебной информации датчик 2 случайных чисел вырабатывает импульсы — случайную последовательность чисел, 25 которые поступают в блок 3 программ.
Выходные сигналы блока 3 программ поступают в шифратор 4, где преобразуются в сигналы кода Морзе и поступают на ДКМ 5 и на вход инвертора
9 (иг., 26) блока 8 формирования пауз, С выхода ДКМ 5 сигналы поступают в ЭАП 6, а с генератора тактовых импульсов (выход 2 ДКМ 5) — на синхронизирующий вход шифратора 4 и на счетный (тактовый)вход регистра З5
13 логического блока 12 (Фиг.2 и).
С выхода инвертора 9 инвертированный сигнал кода Морзе (фиг.2 В) подается на входы элемента 7 задержки (обеспечивающего задержку на один 40 такт), одновибратора 10 и элемента
И 11, второй вход которого подключен к инверсному выходу одновибратора 10. С выхода элемента 7 задержанный инвертированный сигнал 45 (аиг.2г) поступает на второй вход регистра 13. Тактовые импульсы; поступающие с выхода 2 ДКМ 5 (фиг.2а), поданные на первый вход регистра 13, появляются на выходах первого .и вто- 50 рого разрядов (иг.2 8 и е). Во время передачи элементов знака на управляю щие входы ключей 14 и 15 импульс управления не подается, на выходе ключей сигналы отсутствуют. При паузе между знаками с выхода элемента И 11 подается импульс "Паузы" (Фиг.2 ®l который, воздействуя на управляющие входы ключей 14 и 15, считывает информацию с первого и второго разрядов регистра 13 в блок 16 сравнения (Фиг.2з и к) соответственно на третий и четвертый входы, а поступая в счетчик 23, фиксирует число прослушанных испытуемым знаков, Если последний элемент знака — тире. то на обоих выходах разрядов регистра
13 сигнал, а если — точка, то сигнал только на первом разряде (фиг.2д и е), Испытуемый по мелодии распознает конец (последний элемент) знака и нажимает соответствующую кнопку. При правильном опознании на конце знака тире испытуемый нажимает кнопку
21 "Тире" и на первом выходе блока
16 сравнения появляется импульс, а счетчик 17 фиксирует правильный ответ (фиг.21. При неправильном опознании(испытуемый нажимает кнопку
22 "точка") на втором выходе блока
16 сравнения появляется импульс и счетчик 18 фиксирует неправильный ответ. Если же испытуемый во время паузы между знаками не успел нажать кнопку (21 или 22), то зафиксируется как пропуск знака, что указывает на неразличение конца знака или медлительность реакции испытуемого .
Использование предло аемого изобретения позволя-т повысить качество (точность) отбора и сократить сроки обучения за счет отказа в приеме в учебное заведение лиц, обладающих низкой концентрацией слухового внимания при приеме телеграфных сигналов кода Морзе.
Известное устройство не позволяет различать маловероятные ошибки, ошибки, допускаемые в начале знака,и ошибки, допускаемые в конце анака, при этом для выявления причин неправильного опознания требуется построение графы ошибок каждого знака.
Предлагаемое изобретение упрощает анализ ошибок и повышает точность устройства эа счет фиксации ошибок, связанных с неправильным различением конца знака (последнего элемента в знаке) .
1101874
Фиг2
Составитель О.Болдырев
Редактор Л,Гратилло Техред Т.,Цубицчак Корректор С.Шекмар
Р I ее е ееееемю маааее
Заказ 4773/35 Тираж 447 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г ° Ужгород, ул. Проектная, 4