Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, заполненная плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащая статор с обмоткой, ротор с валом, подшипниковые узлы с уплотнениями по валу, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности машины путем улучшения ее стартовых характеристик, указанное вещество имеет при 20°С предел прочности на сдвиг не более 3000 Па, вязкость не более 500 Па-с при скорости деформации 10 и состав преимущественно на основе сплава петролатума и церезина с минеральным маслом . 12If L/ ////////// ////////////////)f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН

З 511 Н 02 К 9/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

А0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 2 (21) 3478978/24-07 (22) 10. 08. 82 . (46) 07.07.84. Бюл. И - 25 (72) В.N. Петров, А.К. Кальман, В.Е. Коркин, Ф.К. Макаров, Э.А.Мотин, Я.Б. Тубис и Б.А. Ульянов (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621.313.713(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N- 771806, кл. Н 02 К 9/22, 1980.

2. Петров В.М. и др. Электротехническая промышленность — Сер. "Электрические машины", 1980, вып. 8, с. 6-7..„Я0„„1101974 А (54) (57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, заполненная плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащая статор с обмоткой, ротор с валом, подшипниковые узлы с уплотнениями по валу, о т л н ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности машины путем улучшения ее стартовых характеристик, указанО ное вещество имеет при 20 С предел прочности на сдвиг не более 3000 Па вязкость не более 500 Па-с при скорости деформации 10 с и состав преимущественно на основе сплава петролатума и церезина с минеральным маслом.

1101974

Изобретение относится к электромашиностроению и может найти применение для охлаждения электрических маший переменного и постоянного тока, например машин, предназначенных для работы в кратковременном режиме.

Известна электрическая машина, в ,которой используется парафин для интенсивного охлаждения ротора и лобовых частей обмотки статора (1), 1О

Наибрлее близкой к предлагаемой является электрическая машина, заполненная плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащая статор с обмоткой, ротор с 15 валом и подшипниковые узлы с уплотнениями на валу. При этом парафин заполняет весь внутренний объем машины, включая и зазор между пакетом статора и ротором. Для уменьшения меха- 20 нических потерь при вращении ротора он выполнен без вентиляционных лопаток. Зля предотвращения утечек жидкой фазы плавящегося вещества из машины со стороны привода установлена 25 шайба с уплотнительным резиновым манжетом f23 °

Недостатком известного устройства является снижение его надежности прн применении парафина ввиду ухудшения стартовых характеристик, т.е. значительного увеличения продолжительности разгона ротора с момента пуска до приобретения им номинальной скорости вращения и быстрого роста

35 температуры обмотки эа этот период.

Торможение ротора при разгоне вызывается механическим воздействием вещества путем проникания его частиц в микровпадины на поверхности ротора. Для того, чтобы ротор начал движение, к нему должно быть приложено определенное усилие для преодоления сопротивления вещества, обу-. словленного силами вязкости и необхо45 димостью сдвига отдельных слоев.

Таким образом, стартовые характеристики машины, т.е. Продолжительность разгона ротора и скорость нагрева обмотки, находятся в прямой зависимости от величины таких свойств

50 вещества, как предел прочности на сдвиг и вязкость., Цель изобретения — повышение надежности машины путем улучшения ее стартовых характеристик, Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине, заполнен-* ной плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащий статор с обмоткой, ротор с валом, подшипниковые узлы с уплотнениями на валу, указанное вещество имеет при 20 С предел прочности на сдвиг о не более 3000 Па, вязкость не более

500 Па с при скорости деформации

10 с " и состав преимущественно на основе сплава петролатума и цереэина с минеральным маслом.

В качестве плавящегося вещества можно использовать .пластичную консервационную смазку, имеющую состав, 7: сплав петролатума 60 — 70, масло базовое 25-35, цереэин 3-5 с антикоррозионной присадкой 0,9-1,1.

Кроме того, в качестве плавящегося вещества можно испольэовать пластичную смазку из сплава церезина (45Ж), вазелинового медицинского и парфюмерного масел (85:15), а также пластичную смазку иэ сплава церезина (26-307), приборного масла (60-70Z) с аитикорроэионной присадкой (1-1,47).

На чертеже изображена предлагаемая машина.

Электрическая машина содержит корпус 1, статор 2 с обмоткой, ротор 3 ,с валом. Подшипниковые щиты 4 имеют уплотнение 5 по валу в виде шайбы с резиновым манжетом. Ротор 3 выполнен без вентиляционных лопаток. Весь внутренний объем машины, включая зазор между статором и ротором, заполнен предлагаемым веществом 6.

Были изготовлены и испытаны опытные образцы электрических машин, работающих в кратковременном режиме.

Для интенсификации их охлаждения использованы парафин и пластичная консервационная смазка, имеющая состав, Х; сплав петролетума 60-70, масло базовое 25-35 и церезин 3-5 с антикоррозионной присадкой 0,9-1,1. Парафин и смазка заполняли весь внутренний объем машины (фиг. 1).

В ходе испытаний измерялись: продолжительность разгона ротора до синхронной скорости (с учетом маховой массы балансирного динамометра), температура обмотки в конце разгона, длительность рабочего периода до перегрева обмотки 100 С.

При этом установлено, что, если при парафине продолжительность разгона ротора возрастает почти в 7 раз

1101974

Составитель Л. Карцева

Редактор О. Юрковецкая Техред Ж.Кастелевич Корректор М. Демчик

Заказ 4778/40 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 и температура обмотки достигает величины, превышающей в 3 раза ее значение при отсутствии вещества в машине, то при использовании смазки продолжительность разгона остается практически без изменений, а температура обмотки даже снижается. Улучшение стартовых характеристик приводит к повышению надежности машины. 10

У двигателей, специально спроектированных для кратковременного режима работы и заполненных плавящимся веществом, отсутствует оребрение станины, вентиляционный узел, лопатки на роторе. В результате таких мер расход материалов на один двигатель высотой оси вращения 100 мм снижается по чугуну 0,75 кг, по алюминиевому литью 0,25 кг.