Лыжное шасси снегохода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
Ю
РЕСПУБЛИН
gyes. В 62 В 13/00; В 62 И 27/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЬП ИЙ
/ ®С ;у, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3584831/27-11 (22) 27.04.83 (46) 15.07.84 Бюл. У 26 (72} В.Г;Анопченко (71) Красноярский политехнический институт (53) 629. 1(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке У 3552357, 15.02.83 (прототип). (54) (57) ЛЫЖНОЕ ШАССИ СНЕГОХОДА, содержащее П-образную раму, на которой смонтированы рычаги рулевого управления, а ее вертикальные стойки связаны с поддерживающими лыжами, носовая часть которых изогнута в вертикальной плоскости, а боковые кромки выполнены по дугам окружности постоянного радиуса, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью упрощения управления при движении по криволиней-. ной траектории, снабжено несущей лыÄÄSUÄÄ 1102700 А жей, которая установлена между поддерживающими лыжами и связана с вертикальными стойками П-образной рамы с возможностью качания в вертикальной поперечной плоскости, рычагами, каждый из которых одним концом шарнирно закреплен на льпке, другим— шарнирно на стойке, а с горизонтальной полкой П-образной рамы несущая лыжа связана с возможностью качания в вертикальной продольной плоскости рычагами рулевого управления, кото.» рые шарнирно закреплены на лыже и шарнирно связаны тягами с горизонтальной полкой при этом боковые кромки несущей лыжи выполнены в плане рас- I ходящимися к концам лыжи, а боковые кромки поддерживающих лыж выполнены в плане сходящимися по дугам окружностей постоянного радиуса с центром, совпадающим с центром поворота, за- сз данным кривизной боковых сторон несущей лыжи.
1 t 102
Изобретение относится к зимним транспортным средствам и может быть использовано при создании моторных снегоходов с движителями различного типа. 5
Известно лыжное пасси снегохода, содержащее Il-образную раму, на которой смонтированы рычаги рулевого управления, а ее вертикальные стойки связаны с поддерживающими лыжами, 10 носовая часть которых изогнута в вертикальной плоскости, а боковые кромки выполнены по дугам окружности постоянного радиуса (1) .
Недостатком известного устройства является сложность управления.
Цель изобретения — упрощение управления при движении по криволинейной траектории, Поставленная цель достигается тем, о что лыжное шасси снегохода, содержащее П-образную раму, на которой смонтированы рычаги рулевого управления, а ее вертикальные стойки связаны с поддерживающими.лыжами, носовая часть кото2 рых изогнута в вертикальной плоскости, а боковые кромки выполнены по дугам окружности постоянного радиуса, снаб— жено несущей лыжей, которая установлена между поддерживающими лыжами и связана .с вертикальными стойками
П-образной рамы с воэможностью качания в вертикальной поперечной плоскости, рычагами, каждый из которых одним концом шарнирно закреплен на лыже, другим — шарнирно на стойке, 35 а с горизонтальной полкой П-образной рамы несущая лыжа связана с возмож, ностью качания в вертикальной продольной плоскости рычагами рулевого
40 управления, которые шарнирно закреплены на лыже и шарнирно связаны тягами с горизонтальной полкой, при этом боковые кромки несущей лыжи выполнены в плане расходящимися к кон45: цам лыжи, а боковые кромки поддерживающих лыж выполнены в плане сходящимися по дугам окружностей постоянного радиуса с центром, совпадающим . с центром поворота, заданным кривизной боковых сторон несущей лыжи.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема общего вида лыжного шасси, вид сбоку; на фиг. 2 и 3 — то же, вид сверху и спереди соответственно 55 (без рулевого управления); на фиг.4 и 5 - схемы сил, действующих иа щасси в поперечной плоскости при пря700 2 молинейном движении и повороте соответственно. . Лыжное шасси снегохода (фиг. 1) содержит несущую лыжу 1 с рычагами
2 и 3 управления и рычагами 4 и 5 подвески, П-образную раму 6 с поддерживающими лыжами 7 и 8, при этом рычаги 4 и 5 подвески установлены с возможностью качания в поперечной вертикальной плоскости и шарнирно связаны с вертикальными стойками 9 П-образной рамы 6, а рычаги 2 и 3 управления установлены с возможностью качания в продольной вертикальной плоскости и шарнирно связаны тягами 10 и 11 с горизонтальной полкой 12 П-образной рамы. Боковые кромки 13 (фиг. 2) изогнутых в вертикальной плоскости носовой и пяточкой частей несущей лыжи 1 выполнены расходящимися к ее концам по дугам постоянного радиуса К,, а боковые кромки 14 и 15 поддерживающих лыж 7 и 8 выполнены в плане сходящимися по дугам окружнос- тей соответственно с радиусами 82è 3 имеющими центр, совпадающий с центром 1„.
Устройство работает следующим образом.
Для обеспечения прямолинейного движения рычаги 2 и 3 управления устанавливают в крайнее нижнее положение (фиг. 1), при этом несущая лыжа
1 и поддерживающие лыжи 7 и 8 размещаются параллельно опорной поверхнбсти. Стабилизация прямолинейного движения может дополнительно осуществляться общеизвестными техническими решениями: прямолинейными продольной канавкой (желобом) или подрезом, т.е. выступающим элементом (не показаны).
Для обеспечения поворота шасси (например влево) рычаг 3 переводят в верхнее положение, при этом правая сторона несущей лыжи 1 посредством тяги 10 подтягивается к горизонтальной полке 12, а левая боковая кромка
13 львки 1 (фиг. 2) совмещается с опорной поверхностью, формируя криволинейную траекторию движения,,заданную радиусом кривизны боковой кромки 13.
Йод действием центробежной силы возрастает нагрузка (нормальная реакция дороги) на правую. поддерживающую лыжу 8, которая, в случае скольжения по рыхлому снегу, формирует колею и выполняет функции не только опорного, но и управляющего элемента, так к к
1102700 ее внешняя боковая кромка 14 выполнена дугообразной в плане с радиусом
Радиусы кривизны боковых кромок
-несущей лыжи 1 и поддерживающих лыж
7 и 8 задают минимальный радиус пово- 5 рота шасси снегохода лишь при наклоне лыжи 1 на угол а (фиг. 3), т.е. до совмещения всей боковой кромки с опорной поверхностью. В случае необ-; ходимости незначительной корректиров- 10 ки.траектории движения достаточно частично наклонить лыжу 1 (на угол в пределах (О -oP) в сторону поворота.
Использованйе предлагаемого устройства в качестве шасси моторного снегохода позвоЛяет получить устойчи„вое.,маневреиноеи компактное транспорт. ное средство со сравнительно малым зна- 2О чением коэффициента использования массы
, показывающим, какая часть массы снегохода приходится на единицу перевозимого груза.. ПосЛеднее достигается за счет Совмещения в несущей лыже 25 функций опорного, управляющего и несущего элементов, при этом криволинейные в плане боковые стороны несу-. щей и поддерживающих лыж снижают сопротивление скольжению при поворотах, т.е. улучшают топливную экономичность транспортного средства . Предложенная конструкция подвески несущей лыжи значительно улучшает распределение сил и моментов, действующих ка шасси при криволинейном движении. В частности,при переходе с прямолинейной траектории (фиг. 4).на криволинейную (фиг. 5) подвеска лыжи, выполненная в виде трапеции, снижает нагрузку на внешнюю (относительно центра поворота) поддерживающую лыжу 7, так как увеличивается плечо между нормальны-.. ми реакциями, действующими на поддерживающую 7 и несущую 1 лыжи, на величину смещения Х от вертикальной оси симметрии и за счет смещения центра масс водителя s сторону поворота, в результате чего появляется восстанавливающий момент (4в у ), противоположный по знаку опрокидывающему моменту от центробежной силы Р>
1 102700 ср ж 5
Составитель Т.Попова
Редактор H.Воловик Texpep A.Áàáèíåö 1 орректор « р
Заказ 4891/11 Тираж 626 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул. Проектная, 4