Якорь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЭВЯЮ
РЕСПУБЛИК (19) (И) ЗСЮ Е 21 В 33 06 ф(ф 4 Ю, .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTQPCNOMV,ÑÂ ÄÅÒÂÚÑÒÂÓ
1 ю. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3595017/22-03 (22) 23. 05. 83 (46 ) 15. 07. 84. Вюл. 9 26 (72) В. Р.Сильвестров и В.В. Пустов (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических методов исследований испытания и контроля нефтегазоразведочных скважин (53) 622. 245. 4 (088. 8) (56 ) 1. Авторское свидетельство СССР
В 911009, кл. Е 21 В 23/06, 1980.
2. Сухоносов Г.Д. Испытание необсаженных скважин. И., Недра", 1978,,с.60-62 (прототип). (54)(57) 1. ЯКОРЬ, включающий корпус с выступом, жестко связанный с корпусом конус с плашками, установленный с возможностью взаимодействия с выступом корпуса фонарь, связанный с фонарем патрубок с окнами под плашки и взаимодействующие с втулкой пальцы, размещенные в пазах корпуса, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы при испытании скважин с герметизированным устоем, фонарь и патрубок тепескопически связаны левой резьбой-, а на 1 взаимодействующих поверхностях корпуса н фонаря выполнены соответственно пазы и выступы.
2. Якорь по п. 1, о т л и ч а ющ н и с я тем, что выступы фонаря и пазы корпуса имеют наклонные скосы. Е
1102891
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к якорным устройствам, используемым при испытании нефтяных и газовых скважин.
Известен якорь, содержащий корпус 5 с радиальньми каналами и фиксаторами, подпружиненный патрубок, выполненный в виде дифференциального поршня.(1).
К недостаткам устройства относится необходимость сбрасывания с по- 10 верхности груза для перевода якоря из транспортного положения в рабочее.
Известен также якорь, включающий корпус с выступом, жестко связанный с ним корпус с плашками, установлен- 5 ный с воэмощностью взаимодействия с .выступом корпуса фонарь, связанный с фонарем патрубок с окнами под плашку и взаймодействующие с втулкой пальцы, размещенные в пазах корпуса Е23.
Однако известный якорь недостаточно надежен, так как в случае испытания скважины в комплексе с геофизическими исследованиями установка якоря должна проводиться йри спущенных на каротажном кабеле внутри устройства геофизических приборах и загерметизированном устье. При этом для установки якоря необходимо совершить одновременно вращение и
30 осевое перемещение труб, что требует установки на устье специального обоРудования.
Цель изобретения — повышение надежности при испытании скважин с 35 герметизированным устьем.
Поставленная цель достигается тем, что в якоре, включающем корпус с выступом, жестко связанный с корпусом конус с плашками, установленный 40 с возможностью взаимодействия с выступом корпуса фонарь, связанный с фонарем патрубок с окнами под плашки и взаимодействующие с втулкой пальцы, Размещенные в пазах кор у а, фонарь 45 и патрубок телескопически связаны левой резьбой, а на взаимодействующих поверхностях корпуса и фонаря выполнены соответственно пазы и выступы.
При этом, выступы фонаРя и пазы корпуса имеют наклонные скосы.
На фиг. 1 показан общий вид якоря в процессе спуска в скважину; на фиг. 2 — Развертка фигурного паза корпуса.
Чкорь состоит из корпуса 1 с конусом 2, на котором установлены плашки 3. На корпусе 1 выполнен замкнутый фигурный паз 4, в котором установлен палец 5, закрепленный во втулке б, концентрично расположенной на корпусе 1, что образует замковый механизм.
На корпусе установлен фрикционный фонарь 7, связанный с патрубком 8 левой резьбой 9, который имеет окна для размещения плашек 3 и в котором 65 размещена втулка 6. В верхней части фонаря 7 имеются выступы 10, а на выступе корпуса в месте взаимодействия с фонарем-пазы 11, в которые при спуске входя выступы фонаря. Фигурный паэ 4 корпуса 1 имеет нижний и и верхний d íàêëîííûå скосы и удлиненную прорезь
Якорь работает следующим образом. ,В процессе спуска якорь находится в транспортном положении,.при этом плашки 3 чуть смещены вверх, но спрятаны в окнах патрубка 8, препятствующего их смещению вверх. Патрубок 8 связан с фонарем 7; который упирается в головку корпуса 1. Поворот труб в процессе спуска не выводит якорь из транспортного положения, так как.корпус 1 связан с фонарем 7 и через плашки 3 с патрубком 8.
По достижении заданной глубины для перевода якоря в Рабочее положение его смещают вверх на несколько сантиметров, при этом фонарь 7 смещается вниз относительно корпуса T u выступы 10 и пазы 11 выходят из зацепления, затем вращают трубы вправо. При .этом фонарь 7 смещается вниз относительно корпуса 1 и патрубка 8, образуя зазор между ними. Величина этого зазора Регламентирует максимальный выход плашек 3.
Дальнейшее управление якорем проводится только с перемещениями труб, при этом, когда палец 5 находится в положении 1,якорь свободно перемещается вниз, а при последовательных . перемещениях якоря сначала вверх, а затем вниз палец 5 попадает в длинный паз,патрубок: 8 смещается вверх относительно корпуса 1 и выдвигает плашки 3 до зацепления со стенками скважины.
-Для перестановки якоря проводится натяжка инструмента, при этом плашки выходят из зацепления со стенками скважины, после чего плашки 3, удерживаемые фонарем 7 на месте, полностью втягиваются, а палец 5 выходит из длинной прорези 8 фигурного паза, затем попадает в следующий наклонный скос паза и устанавливается в следующем промежуточном положении. Якорь при этом свободно идет вверх.
При движении вниз палец переходит в следующее транспортное положение, что позволяет переставить его на нижний объект. Последующая установка производится сначала натяжкой, а затем посадкой инструмента. Для исключения самопроизвольного перехода якоря из транспортного положения в рабочее на пазах корпуса и выступах фонаря выполнены наклонные скосы, компенсирующие незначительный случайный поворот якоря в скважине, что повышает надежность работы.
1102891 д Q Ю Q
Фи .2
Составитель И:.Кепке
Редактор К.Волощук Техред О. Неце Корректор А,. Дзятко (Заказ, 4918/20 Тирвк 565 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий .
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r.Ó êãîðîä, ул.Проектная, 4