Способ отсоединения бурильных труб от секции обсадной колонны в левом резьбовом соединении

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОТСОЕДИНЕНИЯ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ ОТ СЕКЦИИ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В ЛЕВОМ РЕЗЬБОВОМ СОЕДИНЕНИИ, включающий .осевое перемещение бурильных труб для разгрузки резьбового соединения ,, контроль разгрузки по индикатору веса и последунзщее отсоединение, отличающийся тем, что, с целью повьвиения надежности отсоединения за счет упрощения контроля оазгоузки левого оезьЛлвого соединения , контроль разгрузки по индикатору веса осуществляется по стабилизации веса на крюке при непрерывном движении бурильных труб. (Л ю оо со О)

Oc9 OB

СО 03 СОВЕТСНИХ

hN4N

РЕСПУБЛИН

3Д) Е 21 В 33/14, 43 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ )3

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3474240/22-03 (22) 21.07,82 (46) 15.07.84. Бюл. Р 26 (72) О.A,Ëåäÿìîâ и A.Â.Ñìèðíîâ (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт по креплению скважин и буровым растворам "ВНИИКРнефть" (53) 622.245.1(088.8) (56) 1. Булатов A.È. Справочник по креплению неФтяных и газовых скважин.

M., "Недра", 1977, с.120.

2. Гончаров A.Н. Испытание резьбового разгруженного разединителя.

PHTC «Бурение", 1980, М 7 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ОТСОЕДИНЕНИЯ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ ОТ СЕКЦИИ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ

В ЛЕВОМ РЕЗЬБОВОМ СОЕДИНЕНИИ. включающий .осевое перемещение бурильных труб для разгрузки резьбового соединения, контроль разгрузки по индика-. тору веса и последующее отсоединение. отличающийся тем. что. с целью повышения надежности отсоединения за счет упрощения контроля оазгочзки левого оезьоового соединения, контроль разгрузки по индикатору веса осуществляется по стабилизации веса на крюке при непрерывном движении бурильных труб °

С:

CO

Ю

00 с©

1102896

Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть применено при секционном креплении скважин обсадными колоннами.

Известен способ отсоединения бурильных труб от секции обсадной колонны, предусматривающий расчет усилия на крюке от действия "собственного веса бурильных труб в скважине. плавное перемещение труб вниз для уменьшения усилия на крюке до расчетной величины с целью разгрузки левого реэьбового соединения, контроль разгрузки по индикатору веса, размыкание ротора и поворот бурильных труб толчками вправо с подсчетом числа оборотов, проверку факта страгивания резьбы по величине холостого хода обратного вращения ротора, отвинчивание резьбы при одновременном приподнимании бурильных труб до полного вывода резьбы из зацепления (11.

Определение расчетным путем "собственного веса" бурильных труб, т.е. усилия на крюке от их массы вызывает большие затруднения, Нестабильность плотности жидкости в трубах и эатрубном пространстве, сложность учета потерь на трение, частичная разгрузка колонны на стенки в искривленных 30 скважинах и другие причины не позволяют выполнять расчет с надлежащей точностью, причем величина ошибки для глубоких и искривленных скважин может быть очень значительной. 35

Для более точной оценки "собственного веса . в сложных скважинах практикуют спуск бурильных труб до глубины установки разъединителя с записью соответствующих показателей 40 индикатора веса.

Наиболее близким к изьбретениЮ является способ отсоединения бурильных труб от секции обсадной колонны в левом реэьбовом соединении, вклю- 45 чающий осевое перемещение бурильных труб для разгрузки резьбового соединения, .контроль разгрузки по индикатору веса и последующее отвинчивание (21.

Недостатком известного способа при подвешивании секции на цементном камне является действие на ее верхнюю часть осевых. а при потере устойчивости бурильных труб и радиальных усилий. что может привести к снижению качества крепления скважины.

Обычно, достаточно РаэгРузить бурильные трубы на 3-5 т. Однако в сложных скважинах иэ-за неточностей в

Расчетах и контроле веса бурильных 60 труб для гарантии развинчивания нагрузка на упорный подшипник может достигать 10-15 т. Под действием такой нагрузки возможна потеря продольной .устойчивости "головы" сек-.у ции обсадной колонны, а также разрушение неокрепшего цементного камня в затрубном пространстве, увод в сторону "головы" секции и, как следствие, затруднение при последующей стыковке.

Пель изобРетения — повышение надежности отсоединения за счет vnpoщения контроля разгрузки левого резьбового соединения. Указанная цель достигается тем, что согласно способу отсоединения бурильных труб от секций обсадной колонны в левом резьбовом соединении, включающему осевое перемещение бурильных труб для разгрузки реэьбового соединения, контроль разгрузки па индикатору веса и последующее отсоединение, контроль разгрузки по индикатору веса осуществляют по стабилизации веса на крюке при непрерывном движении бурильных труб.

На фиг.1 и 2 показаны устройства, с помощью которых осуществляется способ; иа фиг.3 - устройство в момент разгрузки левого резьбового соединения, на фиг.4 — график изменения показателей индикатора веса при перемещении вниз бурильных труб.

tI р и м е р 1. Устройство (фиг.1) соцтоит из левого резьбового переводника, корпус которого закреплен на обсадной трубе 6, а ниппель 1 расположен на несущем стволе 2, закрепленном на бурильных трубах 3. Между ниппелем и несущим стволом имеется скользящее соединение 4. Величина свободного осевого хода несущего ствола 2 относительно ниппеля 1 принимается не менее 3-4 кратной длины резьбового ниппеля.

Такая величина осевого хода обеспечивает четкий и безошибочный контроль полной РазгРУзки левой Резьбы от осевых усилий.

П р и м е p 2. УстРойство (фиг.2) состоит из несущего ствола, выполненного разъемами 1 и 2, в Разъеме котоРого Расположено соединение в виде корпуса 3 с Размещенными в нем кулачковыми полумуфтами 4. закрепленными на обеих частях несущего ствола с воэможностью осевого пеоемещения. KoprrYc левого Резьбового.пе-. реводника 5 соединен с обсадной колонной 6, ниппель 7 закРеплен на нижней части несущего ствола 1. а верхняя часть 2 соединена с бурильными трубами. Такая KoHCTPYRQHH НЕСУщего ствола обеспечивает независимое вращение его частей относительно друг друга, а при осевом перемещении позволяет передать через муфтовое соединение крутящий момент для отвинчивания ниппеля. Длину перемещения кулачков в зацеплении принимают не менее 3-4 кратной длины левого реэьбового переводника.

110289б фиг.2

Для плавного и беспрепятственного ввода кулачков в зацепление послед-ние выполнены с двумя гранями, одна из которых параллельна оси устройства, а другая выполнена по винтовой линии. Выполнение несущего ство- 5 ла разъемным позволяет. при необходимости, вращать бурильные трубы вниз и ввести кулачки в зацепление.

Способ отсоединения буридьных труб с использованием предлагаемых 10 устройств осуществляют следующим образом.

Вурильные трубы плавно перемещают вниз с контролем по индикатору веса за плавностью изменения на крюке без учета количественных показателей индикатора. Определяют полную разгрузку в левом реэьбовом соединении по стабилизации веса на крюке при непрерывном .движении буриль- 20 ных труб. Осуществляют раэвжкание ротора и развинчивание левой резьбы.

Для наглядного представления о работе устройства при осуществлении способа рассмотрим график (фиг.4) изменения показаний индикатора веса при перемещении бурильных труб вниз.

В начальный момент на крюк действует сила Q ат массы секции обсадочной колонны и бурильных труб (точка а на графике ) с+ бт

По мере перемещения бурильных труб нагрузка на крюке уменьшается за счет подвешивания секции на цементный камень.,(линия с -Ь). В точке

Ъ бурильные трубы освободятся от массы секции, а индикатор веса будет показывать только усилие от массы бурильных. труб.

Йри дальнейшем перемещении показания индикатора веса изменяться не будут. Участок Ъ-,c на диагРамме соответствует величине свободного" осевого хода несущего ствола, равного 1 (фиг, 1 и 2), В точке с выступ несущего ствола упрется в нип- . пель (фиг,2), а кулачки муфты (фиг. 3) полностью войдут в зацепление, и начнется разгрузка бурильных труб на ".голову" секции. это соответствует линии с-d,÷eãî допускать нельзя. на практике, после момента остановки стрелки индикатора следует перемещать бурильные трубЫ тольКо на величину Р-И =(1,5-2) Ь, где Ъдлина левой резьбы соединения.

Использование предложенного способа позволяет исключить затраты, связанные с необходимостью дополнительного спуска бурильных труб.

° елею филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4

1102896

Фис.4

ВНИИПИ Эаййэ 4918/20

Тираж 565 Подписное