Приводной механизм стартера для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ПРИВОДНОП МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРА НИЯ, содержащий вал с упорами и уста новленные между упорами шестерню и муфту свободного хода с торцовыми храповиками, поджатыми с помощью пру жин, причем ведущий торцовый храповик связан винтовыми шпицами с валом а ведомый вьтолнен за одно целое с шестерней, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструк ции повышения ее надежности и долговечности , на наружной поверхности ведомого торцового храповика выполней буртик с продольными пазами, а пружины вьшолнены ленточными, причем одни концы пружин закреплены в пазах буртика ведомого храповика, а другие концы изогнуты по дуге и прижаты к наружной поверхности ведущего торцового храповика, которая выполнена конусной. 2.Приводной механизм по п. 1, отличающийся тем, что концы пружин отогнуты за буртик ведомого храповика, а на буртике дополнительно установлено кольцо для крепления отогнутых концов пружин. 3.Приводной механизм по п. 1, отличающийся тем, что на конце вала со стороны шестерни размещен упругий упор, вьтолненный в виде пакета тарельчатых пружин.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
A (1% (И) З(51) Р 02 N 15/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3576993/25-06 (22) 08.04.83 (46) 15.07.84. Бюл. № 26
,72) В.И. Крупский и В.Ф. Мальцев (71) Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М.В. Ломоносова (53) 621.43.04(ОВ8.8) (56) 1. Патент Великобритании
¹ 1069600, кл. F 1 К, опублик. t969. (э4)(57) 1. ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий вал с упорами и установленные между упорами шестерню и муфту свободного хода с торцовыми храповиками, поджатыми с помощью пружин, причем ведущий торцовый храповик связан винтовыми шпицами с валом, а ведомый выполнен за одно целое с шестерней, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции повышения ее надежности и долговечности, на наружной поверхности ведомого торцового храповика выполнен буртик с продольными пазами, а пружины выполнены ленточными, причем одни концы пружин закреплены в пазах .буртика ведомого храповика, а другие концы изогнуты по дуге и прижаты к наружной поверхности ведущего торцового храповика, которая выполнена конусной.
2. Приводной механизм по п. 1,отличающийся тем, что концы пружин отогнуты за буртик ведомого храповика, а на буртике дополнительно установлено кольцо для креп- g ления отогнутых концов пружин.
3. Приводной механизм по п. 1, отличающийся тем, что на конце вала со стороны шестерни размещен упругий упор, выполненный в р виде пакета тарельчатых пружин.
1!03009
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в стартерах для двигателей внутреннего сгорания, например, в электрических стартерах. 5
Известен приводной механизм для двигателя внутреннего сгорания, содержащий вал. с упорами и установленные между упорами шестерню и муфту свободного хода с торцовыми храповиками, 1О поджатыми с помощью пружин. Ведущий торцовой храповик связан винтовыми шпицами с валом через промежуточную втулку, а ведомый храповик выполнен .эа одно целое с шестерней (1) .
Однако известный приводной механизм сложен по конструкции, так как имеет большое количество деталей слож" ной конфигурации, что приводит к затруднениям при его изготовлении, 20 сборке и разборке.
Бель изобретения — упрощение конструкции приводного механизма стартера, повышение ее надежности и долговечности, 25
Поставленная цель достигается тем, что в приводном механизме стартера для двигателя внутреннего сгорания, содержащем вал с упорами и установленные между упорами шестерню и муфту свободного хода с торцовыми храповиками, поджатыми с помощью пружин, при чем ведущий торцовой храповик3связан винтовыми шпицами с валом, а ведомый выполнен за одно целое с шестерней, 35 на наружной поверхности ведомого торцового храповика,выполнен буртик с продольными пазами, а пружины выполнены ленточными, причем одни концы пружин закреплены в пазах буртика ве-.
40 домого храповика, а другие концы изогнуты по дуге и прижаты к наружнои поверхности ведущего торцового храповика, которая выполнена конусной.
Концы пружин отогнуты за буртик
45 ведомого храповика, а на буртиках дополнительно установлено кольцо для крепления отогнутых концов пружин.
На конце вала со стороны шестерни размещен упругий упор, выполнен50 ный в виде пакета тарельчатых пружин.
На фиг.1 показан приводной механизм, продольный разрез, на фиг. 2— то же, поперечный разрез по буртику ведомого храповика.
Приводной механизм содержит вал 1 стартера, на котором между упорами 2 и 3 установлены шестерня 4 и муфта 5 свободного хода с торцовыми храповиками 6 и 7. Ведущий торцовый храповик 6 связан с валом 1 винтовыми шлицами 8, а ведомый храповик 7 выполнен за одно целое с шестерней 4.
На наружной поверхности 9 ведомого храповика 7 выполнен буртик 10 с продольными пазами 11. В пазах 11 ус тановлены ленточные пружины 12. Один конец 13 каждой пружины 12 закреплен в пазу 11, причем конец 13 имеет часть 14, отогнутую sa буртик 10..
На буртик 10 установлено кольцо 15 для крепления отогнутых частей 14 пружин 12. Кольцо 15 закреплено на буртике 10 при помощи стопора 16. Другие концы 17 пружин 12 изогнуты по дуге и прижаты к конусной поверхности 18 ведущего храповика 6. На конце вала 1 со стороны шестерни 4 размещен упругий упор 19, выполненный в виде пакета тарельчатых пружин 20. Муфта 5 свободного хода и шестерня 4 перемещаются вдоль вала 1 в сторону зубчатого венца маховика двигателя посредством рычага 21.
Приводной механизм работает следующим образом.
Вал 1 при включении стартера начина. ет вращаться в направлении движения часовой стрелки (вид со стороны шестерни 4) . Благодаря правой нарезке винтовых шлицев храповик 6 перемещается вправо и шестерня 4 находится в постоянном зацеплении с венцом маховика пускаемого двигателя. Идет процесс нормального прокручивания коленчатого вала двигателя. При появлении первых вспышек в цилиндрах двигателя и постепенном выходе его на рабочий режим шестерня 4, вращаемая вместе с ведомым храповиком 7, разгоняющимся маховиком, приобретает ско-, рость, большую, чем скорость ведущего храповика 6. Начинается режим обгона в муфте. Зубья храповика б и 7 отталкиваются друг от друга. Гарантией полного разобщения храповиков и бесшумной работы муфты в режиме обгона являются пружины 12, которые посредством сил трения отводят по винтовым шлицам 8 храповик б до упора 2, надежно обеспечивая зазор между зубьями °
Концы пружин при этом скользят вдоль отодвигающегося храповика 6 и перемещаются на его цилиндрическую часть, но не сползают с храповика полностью. Храповик 7, удерживаемый ры103009 фие.2
Составитель В. Чекмазов
Техред М. Тепер Корректор И.Муска
Редактор -И. Касарда
Тираж 524 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4924/26
Филиал ППП "Патент",. r. Ужгород, ул. Проектная, 4.3 1 чагом 21, остается в рабочем положении и вращается с шестерней 4 от маховика.
Центробежные силы, действующие на пружины 12, при достаточно большой скорости вращения храповика 7 после разобщения муфты отводят их от храповика 6 и исключают трение и износкак пружин, так и храповиков. (По окончании пуска двигателя стартер выключается и рычаг 21 возвращает храповик в исходное положение.
Храповики .6 и 7 под действием рычага опять состыковываются, и приводной механизм готов к новому пуску двигателя.
При повторном включении стартера, еще до начада вращения его якоря, рычаг 21 начинает перемещать привод в рабочее положение. Храповик 6, поворачиваясь по винтовым шлицам относительно храповика 7, правильно смыкается с ним. Этому способствуют и пружины 12, нажимающие на конусную поверхность 18 храп вика 6 и удерживаюшие ее в постоянном контакте. с храповиком 7. Последующее относительное движение элементов механизма
10 также направлено на хорошее смыкание зубьев храповикоз.
Предлагаемый приводной механизм более прост по конструкции, чем изве,стные, облегчены его сборка и раз15 борка. Кроме того, он обеспечивает мягкую, безударную работу сгартера за счет своевременного соединения и разъединения зубьев храповиков муфты свободного хода, что обуславлива20 ет большую ее долговечность.