Многоголосный клавишный электромузыкальный инструмент
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 110378
Класс 51f, 2„.1
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
И. Д. Симонов
МНОГОГОЛОСНЫЙ КЛАВИШНЪ|Й ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЪ|Й
ИНСТРУМЕНТ
Заявлено 23 мая 1956 г. за ¹ 1037/455774 в Главное управление радиоинформации
Министерства культуры СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 4 за 1958 г.
Современные клавишные музыкальные инструменты лишены возможности тембрового выделения мелодии B пределах одной клавиатуры, которое более интересно, чем динамическое.
Тембровое выделение мелодии можно получить на органе, играя, например, правой рукой мелодию на одном мануале, а левой — аккомпанемент на другом.
Однако в этом случае нельзя полноценно использовать правую руку.
Звуки сопровождающих голосов, исполняемые этой рукой, звучат тем же тембром, что и мелодия. Л это неизбежно приводит к снижению эффекта ее воздействия на слушателя.
Предлагаемый инструмент имеет целью обеспечить возможность выделения крайних голосов (мелодии и басы) в многоголосном клавишном музыкальном инструменте, имеющем электронные генераторы для воспроизведения звуков и контактные группы, управляемые клавишами и осуществляющие включение устройств, обеспечивающих мягкое (без щелчков) возникновение звука.
Предлагается выделение мелодии и баса как по тембру, так и по динамике осуществлять с помощью одной клавиатуры, для чего под клавишами располагаются дополнительные контактные группы, служащие для подключения генераторов, соответствующих крайним клавишам, к отдельным усилителям, характеристики которых отличаются от характеристики основного усилителя.
На фиг. 1 показана электрическая схема, обеспечивающая выделение мелодии; на фиг. 2 — схема для выделения баса.
Цифрой 1 обозначены генераторы звуковых частот, настроенные соответственно 12-ступенной равномерно темперированной шкале, В цепи катода каждого генератора имеется нагрузка, образованная омическим сопротивлением 2. Под клавишами расположены контактные группы 8, обеспечивающие мягкую атаку, а также необходимое затухание звука
Два верхних контакта каждой группы замыкаются в начале хода клавиши. В конце ее хода, при полном нажиме клавиши, зажим 4, на который подан от источника питания плюс, присоединяется к нижнему контакту. № 110378
Предмет изобретения
Многоголосный клавишный электромузыкальный инструмент с применением электронных генераторов для воспроизведения звуков и контактных групп, управляемых клавишами и осуществляющих включение устройств, обеспечивающих мягкое (без щелчков) возникновение звука, отличающийся тем, что, с целью выделения при нажатии нескольких клавиш крайних голосов (баса" и мелодии), под клавишами расположены дополнительные контактные группы, служащие для подключения генераторов, соответствующих крайним клавишам, к отдельным усилителям, характеристики которых отличаются от характеристики основного усилителя.
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Редактор Л. А. Блатова Гр. 219
Информационно-издательский отдел.
Объем 0,34 п. л. Зак. 3596
Подп. к печ. 28Х-59 г.
Тираж 780 Цена 50 коп.
Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Петровка, 14.
Замыкание верхней пары контактов вызывает появление тока в цепи левого диода соответствующей лампы, причем установление режима зависит от постоянной времени, определяемой сопротивлением 5 и емкостью 6.
Переключатель, образуемый нижними тремя контактами, действует в конце хода клавиши. Однако в отличие от операции, производимой верхними двумя контактами, он работает так, что при нажатии на ряд клавиш осуществляется включение лишь одного из правых диодов, соответствующего крайней правой из нажатых клавиш, На фиг. 1 показаны только три клавиши, их число может быть увеличено. Из схемы видно, что на переключатели клавиш, лежащих левее нажатой, плюс не подается. Переменные напряжения, появляющиеся на сопротивлениях 7, через конденсаторы 8 подаются на зажимы 9 и далее к усилителю мелодии.
Переменные напряжения, появляющиеся на сопротивлениях 10, подаются через конденсаторы 11 на зажимы 12 и далее на усилитель аккомпанемента. Тембры и относительные уровни громкости мелодии и аккомпанемента формируются в усилительных каскадах независимо.
При этом тембр мелодии рекомендуется делать более ярким за счет пропускания более широкой полосы частот.
В случае необходимости может быть выполнено пространственное выделение мелодии путем включения ее усилителя на отдельный громкоговоритель. Необходимая разница в тембрах мелодии и аккомпанемента может также достигаться путем управления режимом диодов.
Разница в уровнях громкости мелодии и аккомпанемента обеспечивается регулировкой коэффициентов усиления.
На фиг. 2 представлена схема для выделения крайнего нижнего голоса (баса) . Она отличается от схемы выделения мелодии тем, что на усилитель баса подаются напряжения, соответствующие крайней левой из нажатых клавиш, Предполагается, что зона выделения баса не должна простираться выше середины малой октавы, а зона выделения мелодии соответственно ограничивается внизу. Таким образом, играя на одной клавиатуре, можно получить одновременное звучание трех тембров. На двух клавиатурах число одновременно звучащих тембров доходит до шести.