Дроссель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДРОССЕЛЬ, содержащий полый корпус, фланцы, установленные в корпусе подвижный и неподвижный диски с каналами и поворотную вилку, отличающийся тем, что, с целью повьнвения надежности рабо-ты путем снижения усилия вращения подвижного диска, последний выполнен в виде ступенчатой втулки, а в корпусе вьполнена ступенчатая кольцевая проточка для установки втулки и дополнительный канал, причем втулка образует с корпусом камеру низкого давления, связанную с атмосферой, и разгрузочную камеру, связанную дополнительным каналом с полостью корпуса.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК, SU „„1 1042 .«Ъ47,«q
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3527270/22-03 (22) 09.-11.82 (46) 23.07.84. Бюл. ¹ 27 (72) А.А. Нежельский и А.Л. Волик (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт по креплению скважин и буровым растворам (53) 622.245.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 723105, кл . Е 21 В 33/03, 1976 .
2. OiI und Gas > 1981, 9XI, ч. 79, ч 45,с.164 (прототип), (54)(57) ДРОССЕЛЬ, содержащий полый корпус, фланцы, установленные в кор3(59 E 21 В 33/03 Е 21 В 43 12 пусе подвижчый и неподвижный диски с каналами и поворотную вилку, отличающийся тем, что, с целью повьипения надежности рабо-ты путем снижения усилия вращения подвижного диска, последний выполнен в виде ступенчатой втулки, а в корпусе выполнена ступенчатая кольцевая проточка для установки втулки и дополнительный канал, причем втулка образует с корпусом камеру низкого давления, связанную с атмосферой, и разгрузочную камеру, связанную дополнительным каналом с полостью корпуса.
Поставленная цель достигается тем, что в дросселе, включающем полый корпус, фланцы, установленные в 4> корпусе подвижный и неподвижный диски с каналами и поворотную вилку, подвижный диск выполнен в виде ступенчатой втулки, а в корпусе выполнена ступенчатая кольцевая проточка 50 для установки втулки и дополнительный канал, причем втулка образует с корпусом камеру низкого давления, евязанную с атмосферой, и разгрузочную камеру, связанную дополнительным 55 каналом с полостью корпуса.
На чертеже показан дроссель, общий вид.
1 1 1042
Изобретение относится к противовыбросовому оборудованию для нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для регулирования давления в системе скважина — пласт, называемым дросселями или регулирующими штуцерами, и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин, а также для управления работой фонтанных скважин. 10
Известен дросс ель, включающий корпус и шибер, приводимый в движение приводом, шибер передвигается между входными и выходными седлами f1).
Надежность работы дросселя снижа- 15 ется из-за трения шибера о седла и необходимости уплотнения соприкасающихся поверхностей.
Известен также дроссель, включающий полый корпус, фланцы, установлен- 20 ные в корпусе подвижный и неподвижный диски с каналами и поворотную вилку t2) .
Недостатком известной конструкции является невозможность ручного 2S управления дросселями при повышенном перепаде давления, поскольку усилия одного рабочего недостаточно для поворота диска в требуемое положение.
Этот недостаток усугубляется при отключении электроэнергии или отказе гидравлического привода дросселя, особенно в холодное время года, что приводит к отказу всей системы уп35 равления скважиной при ликвидации гаэонефтеводопроявлений и может привести к неуправляемому фонтану.
Целью изобретения является повыHGgeKHotTH работы ppoccBJIH Hg 40 тем снижения усилия вращения подвижного диска.
39 2
Дроссель состоит из корпуса 1 с центральным 2 и входным 3 каналами, неподвижного диска 4, подвижной втулки 5, поворотной вилки 6 и фланцевых соединений (фланцев) 7 и 8.
В корпусе 1 выполнен кольцевой карман 9 и дополнительный канал 10, связывающий полость корпуса с разгрузочной полостью 11, образованной внутренней проточкой корпуса, поверхностями диска 4 втулки 5 и торцом фланца 7.
Между средним торцом 12 подвижной втулки 5 и торцом второй проточки корпуса 1 образована полость 13 низкого давления, сообщ-чная с атмосферой каналом 14. Это сделано для удобства монтажа подвижной втулки 5 в корпусе 1 и для контроля работы пар, Карман 9 отделен от центрального канала 2 эластичной диафрагмой 15, что исключает попадание бурового раствора в карман и разгрузочную полость 11.
Карман 9 канал 10 и разгрузочная полость 11 заполнены незамерзающей жидкостью через клапан 16. Герметичность поверхностей обеспечивается уплотнительными кольцами 17.
Неподвижный диск 4 и подвижная втулка 5 (их твердосплавные вставки) выполнены с эксцентричными овальными каналами 18, взаимное перекрытие которых обеспечивает дросселирование жидкости. В полости 13 установлена пружина 19.
Дроссель работает следующим образом.
При глушении скважины пластовый флюид или буровой раствор проходит через входной канал 3 и канал 2 и через каналы 18 выходит в полость фланца 7 на выход.
Вращением подвижной втулки 5 через поворотную вилку 6 осуществляется взаимное перекрытие каналов 18 и дросселирование бурового раствора.
Втулка 5 вращается до установления заданного перепада давления или до полного перекрытия каналов 18. Привод поворотной вилки может быть ручной и дистанционный от гидравлики или пневматики, но с обязательной воэможностью ручного управления.
В дальнейшем при пропуске бурового раствора через дроссель вращением втулки 5 поддерживается заданный перепад давления. Под действием это1104239 го перепада втулка 5 прижимается к неподвижному диску 4. Создавшееся в центральном канале 2 давление раствора через диафрагму 15, карман 9 и канал 10 передается в разгрузочную 5 полость 11 и действует на торцовую поверхность подвижной втулки 5, отжимая ее от диска 4. Таким образом, осуществляется разгрузка втулки 5, и она прижимается к диску 4 с усилием, равным разности усилия со стороны канала 2 и полости 11. Это усилие выбирается достаточным, чтобы исключить неплотность стыка втулки 5 и диска 4.
В результате этого в несколько раз (2-3) уменьшается усилие, необходимое для вращения подвижной втулки 5, что облегчает управление дросселем. Поэтому упрощается и удешевляется привод дросселя,обеспечивается воэможность его ручного управления при максимальном перепаде давления с иеобходимой точностью его регулировки.
1104239
Составитель И. Кепке
Техред А. Бабинец Корректор А. ТЯско
Редактор В. Данко
Тираж 565 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5175/22
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул . Проектная,4