Передвижной электродинамический источник сейсмических импульсов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1104450 А

3(5П G 01 V 1 143

ПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О,:6:

Фк4-":дЯ Д уд

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA, (21) 2803765/18-25 (22) 01.08.79 (46 ) 23. 07. 84. Бюл. У 27 (72) С. Г.Осятинский, Ю. A. Бару, И. П. Лобас, И. Т. Зайцев, С. M. Геккер, И. 3. Гонтовой и К. С. Гасиловский (53) 550. 83 (088. 8) (56 ) 1. Генератор сейсмических колебаний ГСК-4. Проспект ВДНХ. "Недра", 1974.

2. Проспект Электродинамический источник сейсмических импульсов.

"Сейсмодин". 9 8071СТ, Проспект

ВНИИТоргиэдат, 1977 (прототип). (54)(57) ПЕРЕДВИЖНОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ, содержащий пульт управления, связанный кабельным подводом с накопителем энергии, соединенным кабельным подводом с электромеханическим преобразователем, связанным с механизмом подъема с возможностью ориентирования преобразователя перпендикулярно к платформе транспортного средства направляющим механизмом и удерИ живания в транспортном положении механизмом фиксации, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повыаения эффективности передачи силового импульса в землю, расширения диапазона регулирования длительности сейсмических импульсов и их скважности, в него введен второй электродинамический преобразователь, а механизм подъема каждого преобразователя выполнен в виде имеющего привод от двигателя транспортного средства гидроцилиндра, кинематически связанного с преобразователем и стойкой, установленной на платформе транспортного средства, с воэможностью ориентирования преобразователя направляющим механизмом, выполненным в виде uMaL. закрепленных на корпусе преобразователя и эксцентрично установленных в стойке катков, имеющих конические образующие поверхности и центрирую.щие штанги, и удержания его в транс- портном положении бесприводным меха- низмом фиксации.

1104450

Изобретение относится к невзрывным источникам для возбуждения сейсмических колебаний.

Известны невзрывные источники сейсмических колебаний, монтируемые на транспортных средствах, в частно- 5 сти газодинамические источники, работающие по принципу создания импульса за счет сжигания газовой смеси в закрытой камере. Такие источники состоят из газового накопителя, излу- 10 чателя энергии, механизма подъема и фиксации, гидравлического привода, входящего в гидросистему механизма подъема и фиксации (13.

Недостатками источника являются невозможность работы при низкой температуре окружающей среды из-за сжижения при этом горючего газа, сложность регулировки и контроля длительности и амплитуды импульсов, а также разрушение поверхностного слоя грунта из-за значительной амплитуды импульса.

Наиболее близким к изобретению является электродинамический источник сейсмических импульсов "Сейсмодин", содержащий пульт управления, накопителя энергии, кабельными подводами связанные с пультом управления и с электромеханическим преобразова" телем.

Электромеханический преобраз ователь подвешен через полиспастную систему блоков на гибкой связи к П-образной стойке, установленной на конце платформы транспортного средства. Зэ

Подъем преобразователя осуществляется механизмом подъема, представляющим собой электромеханическую лЕбедку, ориентирование его перпендикулярно к платформе транспортного средст- 40 ва — пневмомеханическим механизмом фиксации, а удерживание в транспортном положении - опорным устройством (2 3.

Недостатком известного устройства 4 является ограничение размеров опорной поверхности, передающей усилие земле, размерами транспортного средства, что снижает возможности реализации полной амплитуды механического импульса, уменьшает эффективность его передачи в,землю и ограничивает диапазоны регулирования длительности и скважности импульсов при работе на разных грунтах.

Кроме того, отмечаются большая металлоемкость из-за наличия в качестве подъемного устройства механической лебедки с приводом, системы полиспастов, а в качестве механизма фиксации - сложного цепного пневмоме-4Ю ханического механизма фиксации, сложвость управления спуско-подъемными операциями и операциями фиксации электромеханического преобразователя из-за наличия нескольких электрических и пневматических приводов. Управление несколькими приводами для исключения поломок требует строгого соблюдения очередности включений.

Целью изобретения является повышение эффективности передачи силового импульса в землю, расширение-диапазона регулирования длительности сейсмических импульсов и их скважности.

Указанная цель достигается тем, что в передвижной электродинамический источник сейсмических импульсов, содержащий пульт управления, связанный кабельным подводом с накопителем энергии, соединенным кабельным подводом с электромеханическим преобразователем, связанным с механизмом подьема с возможюостью ориентирования преобразователя перпендикулярно к платформе транспортного средства направляющим механизмом и удерживания в транспортном положении механизмом фиксации, введен второй электродинамический преобразователь, а механизм подъема каждого преобразователя вы" полнен в виде имеющего привод от двигателя транспортного средства гидроцилиндра, кинематически связанного с преобразователем и стойкой, установленной на платформе транспортного средства,с воэможностью ориентирования преобразователя направляющим механизмом, выполненным в виде штанг, закрепленных на корпусе преобразователя и эксцентрично установленных в стойке катков, имеющих конические образующие поверхности и центрирующие штанги, и удерживания его в транспортном положении бесприводным механизмом фиксации.

Выполнение механизма подъема преобразователя в виде связанного со стойкой и имеющего привод от двигателя транспортного средства гидроцилиндра, а направляющего механизма— в виде штанг, закрепленных на корпусе преобразователя и эксцентрично установленных в стойке катков, позволяет разместить на транспортном средстве второй электродинамический преобразователь. Причем суммарная площадь опорных поверхностей больше максимально возможной при размещении одного. преобразователя на этом транспортном средстве, что повышает эффективность передачи силового импульса в землю. Кроме того, эа счет последовательной передачи импульсов или со сдвигом возможно расширение регулирования длительности сейсмических импульсов и их скважности.

На фиг. 1 показан предлагаемый источник, вид сбоку; на фиг. 2 — то же,вид в плане,на Фиг.З - сечение

А-А на фиг. 1 (по стойке и направляющему катку) у на Фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3 (вид на каток). 1104450

Источник сейсмических импульсов установлен на транспортном средстве

1, например автомобиле, на платформе которого смонтирован пульт 2 управления, подающий сигналы на зарядразряд накопителя 3 электрической энергии.

Накопитель 3 выполнен в виде шкафа,. в котором находятся конденсаторы с системой, управляющей их зарядом и разрядом, и связан кабелем 4 с 10 пультом 2 и кабелем 5 с электромеханическим преобразователем 6.

Преобразователи 6 преобразовывают электрическую энергию, накопленную в накопителе 3, в механическую работу, Передаваемую земной поверхности через определенные промежутки временипо мере накопления ее в накопителе 3.

Каждый преобразователь 6 соединен пальцами 7 с гидроцилиндром 8, кото- рый, в свою очередь, связан с траверсой 9,. на которой установлен механизм 10 фиксации.

С преобразователем 6 жестко связаны штанги 11, находящиеся с беэзазор- ном соприкосновении с катками 12, вращающимися на осях 13. Причем оси

13 эксцентрично расположены относи-! тельно оси опор 14, имеющих возмож,ность при поворотах в гнездах стоек 15 регулировать зазор между катками 12 и штангами 11 ° Гидросистема 16 св я з а на с насосом 17, имеющим привод от транспортного средства 1.

Устройство работает следующим образом. 35

При перемещении транспортного средства с электродинамическим источником сейсмических импульсов к месту проведения сейсморазведки преобразователи 6 находятся в поднятых положе-40 ниях и зафиксированы механизмом 10 фиксации.

Для приведения преобразователей 6 в рабочее положение насосом 17 подается масло гидросистемы 16 в гидро- 45 цилиндры 8. Штоки гидроцилиндров 8, втягиваясь, приподнимают преобразователи 6, а с ними приподнимаются И штанги 11, имеющие в конце отверстия, в которые входят штыри механизма 10 щ фиксации. При расфиксации освобождения штанг 11 от связи с механизмом

10 фиксации преобразователи 6 опускаются на землю.

Включается электРопитание, представляющее собой синхронный генератор, приводимый во вращение от двигателя транспортного средства 1.

Командой с пульта 2 управления включаются зарядные цепи накопителя 3 энергий.

Начинается процесс заряда накопителя 3, по окончании которого на разрядную цепь подается управляющий сигнал,. В результате токи разряда из накопителя 3 через систему кабелей 4 и 5 протекают по обмоткам преобразователей 6. Возникающая при этом электродинамическая сила подается на по-. верхность земли, возбуждая в земной коре упругие сейсмические волны., После Регистрации отраженных колебаний источник их возбуждения передвигается на новое место. Преобразователи 6 устанавливаются в транспортное положение. При этом штанги 11, опираясь на образующие конические поверхности катков 12, центрируют штанги 11 по осям стоек 15, а в месте с ними и преобразователи 6 .

При необходимости регулирования положения преобразователей 6 по осям стоек 15 опоры 14 поворачиваются в опорном гнезде стоек, изменяя положе-, ние оси 13, а следовательно, и катка 12.

Преобразователи 6 в верхнем положении фиксируются механизмами 10 фиксации, удерживающими преобразователи 6 через штанги 11 в поднятом положении, причем механизмы фиксации . срабатывают от движения штанги 11, т.е. не имеют своего специального привода.

Предлагаемый электродинамический источник сейсмических импульсов имеет более простую конструкцию за счет ликвидации комбинированных приводов механизмов подъема и фиксации, улучшает передачу силового импульса поверхности земли за счет увеличения суммарной излучающей (опорной ) по1 верхности преобразователей, получают олее широкий диапазон длительности силовых импульсов за счет регулирования момента подачи управляющего сигнала в разрядную цепь каждого преобразователя. Крсме того, изобретение не позволяет работать автономно любым преобразователем, в случае вы хода из строя одного из них, повысить надежность в эксплуатации за .счет упрощения схемы управления спуско-подъемными операциями.

1104450

ВНИИПИ Заказ 5205/32 Тираж 711 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. УжгоРод, ул.Проектная, 4