Источник сейсмических сигналов ударного типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА, состоящий из транспортного средства, груза, размещенных на платформе транспортного средства системы управления, механизма подъема и сбрасывания груза, вклгочгиощего силовой гидроцилиндр и трособлочную систему с полиспастом, связывающую шток силового гидроцилиндра с грузом, и гидростанции, соединенной гидролиниями напора и слива через распределитель с силовым гидроцилиндром , отличающийся тем, что, с целью повышения КПД источника , силовой гидроцилиндр вьшолнен в виде дифференциального гидроцклиндра двустороннего действия, у которого штоковая и поршневая полости выполнены с возможностью соединения между собой и с гидролинией напора, а поли G спаст - в Йиде двухступенчатого ба- g рабана, у которого посредством троКЛ сов большая ступень соединена с грузом , а меньшая - со штоком силового гидроцилиндра.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВ ЛИК

uS0 0 01 Ч 1/147

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3585501/18-25 (22) 28.04.83 (46 ) 23.07. 84. Вюл. 9 27 (72) А.С.Шагинян, A.Г.Асан-Джалалов, A.È.Ñâèíèí, Е.A.Ýïøèöêèé, Е.Х.Насыбуллин и В.A.Òåïëèöêèé (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550 ° 83(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 556395, кл. G 01 Ч 1/147, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

9 851301, кл. G 01 ч 1/147, 1979.

3 ° Патент CIA М 2897907, кл. G 01 V 1/14, опублик. 1959 (прототип). (54)(57) источник сейсмических сигнАЛОВ УДАРНОГО ТИПА, состоящий из транспортного средства, груза, размещенных на платформе транспортного сред„„SU„„1104452 А ства системы управления, механизма подъема и сбрасывания груза, включающего силовой гидроцилиндр и трособлочную систему с полиспастом, связывающую шток силового гидроцилиндра с груз ом, и гидростанции, соединенной гидролиниями напора и слива через распределитель с силовым гидроцилиндром, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД источника, силовой гидроцилиндр выполнен в виде дифференциального гидроцилиндра двустороннего действия, у которого штоковая и поршневая полости выполнены с возможностью соединения между собой и с гидролинней напора, а полиспаст — в виде двухступенчатого ба- Ж ра бана, у которого посредством тросов большая ступень соединена с грузом, а меньшая - co штоком силового гидроцилиндра.

1104452

Изобретение относится к сей< мической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ. 5

Известно устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, состоящее из лебедочного механизма подъема-сбрасывания с электромагнитными муфтами, соединенного с грузом 10 тросом, пропущенным через шкив, закрепленный на перемещающейся опоре, взаимодействующий с фиксатором заданной длины троса. Лебедка лебодочного механизма снабжена дополнительным приводом, и к ней непосредственно присоединены электромагнитные муфты(1 1.

Недостатком устройства является относительно длинная кинематическая цепь от муфт до вала. При этом все резкие колебания момента на валу барабана передаются на вал двигателя, а в кинематической цепи возникают крутильные колебания, дополнительно нагружающие вал двигателя, в связи с чем двигатель работает в неблагоприятном режиме. Кроме того, наличие дополнительного механического привода существенно снижает КПД устройства.

Известно также устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, состоящее из приводного двигателя и лебедочного механизма поъема-сбрасывания с тормозными и пусковыми электромагнитными муфтами и барабаном, на который наматывается трос, прикрепленный к грузу. Лебедоч. ный механизм выполнен в виде редуктора, входной вал которого соединен клиноременной передачей с валом дви- гателя, а барабан расположен на выход-40 ном валу редуктора, причем электромагнитные муфты соединены с выходным валом-барабаном редуцирующими передачами, чем обеспечивается благоприятный режим работы приводного двигате- 45 ля. (2).

Однако этот источник обладает значительной сложностью и недолговечнОстью вследствие наличия редуктора и электромагнитных муфт, в которых5 возникают большие динамические нагрузки при работе. Кроме того, применение механической трансмиссии снижает КПД установки.

Наиболее близким к изобретению

;является источник сейсмических сигна,лов ударного типа, состоящий иэ транспортного средства, груза, размещенных на платформе транспортного средства системы управления, механизма подъема и сбрасывания груза, включаю-60 щего силовой гидроцилиндр и трособлочную систему с полиспастом, связывающую шток силового гидроцилиндра с грузом, и гидростанции, соединенной гидролиниями напора и слива через65 распределитель с силовым гидроцилиндром. Силовой гидроцилиндр механизма подъема и сбрасывания выполнен одностороннего действия и снабжен выпускным клапаном с дифференциальным золотником, а скоростной полиспаст выполнен в виде нескольких шкивов, размещенных на штоке силового гидроцилиндра и платформе транспортного средства, через которые пропущен трос, соединенный с грузом.

При подъеме груза силовой гидроцилиндр через распределитель соединяется с гидростанцией, при этом выпускной клапан закрыт за счет перепада давлений на торцах дифференциального золотника. Применение скоростного полиспаста позволяет уменьшить длину рабочего хода силового гидроцилиндра, необходимую для подъема груза на заданную величину, и время подъема.

По достижений заданной высоты подъема груза по команде от системы управления распределитель переключается в нейтральное положение и груз зависает.

При сбрасывании груза распределитель переключается в положение, при котором осуществляется открытие выпускного клапана путем подачи давления к торцу дифференциального золотника. При этом силовой гидроцилиндр соединяется со сливом, груз начинает

,падать и, воздействуя на шток силового гидроцилиндра через трос и шкивы, вытесняет рабочую жидкость из силового гидроцилиндра. После осуществления воздействия на грунт распределитель переключается на подъем груза, и цикл повторяется (33.

Однако известный источник обладает пониженным КПД в результате того, что часть потенциальной энергии груза, накопленной при его подъеме расходуется на вытеснение рабочей жидкости из силового гидроцилиндра, а скоростной полиспаст может быть выполнен только с кратностью, равной четному числу, и определяется числом шкивов, которых в устройстве несколько со своими парами трения.

Целью изобретения является повышение КПД источника.

Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов ударного типа, состоящем иэ транспортного средства, груза, размещенных на платформе транспортного средства системы управления, механизма подъема и сбрасывания груза, включающего силовой гидроцилиндр и трособлочную систему с полиспастом, свяэываюшую шток силового гидроцилиндра с грузом, и гидростанции, соединенной гидролиниями напора и слива через распределитель с силовым гидроцилиндром, последний выполнен в виде

1104452

Составитель Н. Чихладзе

Редактор О.Юрковецкая Техред Т. Дубинчак

Корректор С.Черни

Ф,Заказ 5205/52 Тираж 711 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 диФференциального гидроцилиндра двустороннего действия, у которого штоковая и поршневая полости выполнены с воэможностью соединения между собой и с гидролинией напора, а полиспаств виде двуступенчатого барабана, у которого посредством тросов большая ступень соединена с грузом, а меньшая — co штоком силового гидроцилиндра.

На чертеже представлен источник сейсмических сигналов ударного типа.

Источник состоит из транспортного средства 1 с платформой 2, на которой размещены системы 3 управления, силовой гидроцилиндр 4, шток которо- 15

ro посредством трособлочной системы со скоростным полиспастом 5 связан с грузом 6, и гидростанция 7, соединенная гидролиниями напора 8 и слива 9 через распределитель 10 с силовым гидроцилиндром 4. Силовой гидроцилиндр выполнен в виде дифференциального гидроцилиндра двустороннего воздействия, причем штоковая 11 и поршневая 12 полости его при сбрасывании груза соединены между собой и с гидролинией 8 напора. Скоростной поли†спаст 5 трособлочной системы выполнен в виде двуступенчатого барабана

13, большая ступень 14 которого соединена посредством троса 15 с грузом

6, а меньшая ступень 16 посредством троса 17 через шкив 18 — co штоком силового гидроцилиндра 4. Распределитель 10 при работе переключается в положения 19-21.

Источник работает следующим образ ом.

При подъеме по команде системы 3 управления распределитель 10 переключается в положение 19, при этом штоко4О вая полость 11 силового гидроцилиндра 4 соединяется с гидростанцией

7 гидролинией 8 напора, а поршневая полость 12 - гидролинией 9 слива. Шток силового гидроцилиндра 4 45 перемещается влево, осуществляя через шкив 18 и трос 17 вращение двухступенчатого барабана 13. При этом . трос 17 разматывается с меньшей ступени 16, а трос 17 наматывается на 5П большую ступень 14, поднимая груз 6.

По достижении грузом б заданной высоты подъема распределитель 10 по команде системы 3 управления переключается в положение 20 и груз 6 зависает.

При сбрасывании груза 6 по команде системы 3 управления распределитель 10 переключается в положение 21, при этом штоковая 11 и поршневая 12 полости силового гидроцилиндра 4 соединяются между собой и с гидролинией

8 напора. Шток силового гидроцилиндра 4 перемещается вправо, причем скорость его перемещения больше отношения средней скорости падения груза 6 к кратности полиспаста 5 трособлочной сист мы. Груз 6 падает, при этом трос 15 разматывается с большей ступени 14 двуступенчатого барабана 13, а трос 17 наматывается на меньшую ступень 16.

После осуществления воздействия на грунт грузом 6 по команде системы

3 управления распределитель 10 переключается в положение 19, и цикл повторяется.

Опережающее движение штока силового гидроцилиндра по сравнению с отношением средней скорости паданиягруза к кратности полиспаста трособлочной системы устраняет потери потенциальной энергии груза на вытеснение рабочей жидкости, т.е. увеличивается количество энергии, передаваемой в rpyнт,,при прочих равных условиях. При этом соединение между собой штоковой и поршневой полостей силового гидроцилиндра при сбрасывании груза и с гидролинией напора позволяет значительно уменьшить требуемую производительность гидростанции для обеспечения опережающего движения штока силового гидроцилиндра. Кроме того, выполнение полиспаста трособлочной системы в виде двухступенчатого барабана позволяет полу.чить любую требуемую кратность полиспаста, которая определяется отношением диаметров большей и меньшей ступеней, и, соответственно, уменьшить количество пар трения. Все это дает возможность увеличить КПД источника.