Способ регенерации алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АЛЮМОМОЛИБДЕНОВОГО КАТАЛИЗАТОРА ГИДРОКРЕКИНГА ШЩКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ путем, обработки отработанного катализатора кислородсодержащим газом при повьшенной гемперат гре, отличающийся тем, что, с целью интенсификации процесса , обработку ведут в поле высокочастотной плазмы кислорода при 100300°С и остаточном давлении 100200 мм рт.ст.

„„SU„„ I 105224 Д

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

NIOW

РЕСПУБЛИН

g gg В 01 J 23/92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3571899/23-04 (22) 27. 12.82 (46) 30.07.84. Бюл. Н 28 (72) Э.И,Эльберт и Б.Г.Трясунов (71) Кузбасский политехнический институт (53) 66.097.38(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 446301, кл. В 01 J 23/94, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР

Ф 882596, кл. В 01 J 23/02, 1979 (прототип). (54) (57) СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АЛЮИОИОЛИБДЕНОВОГО КАТАЛИЗАТОРА ГИДРОКРЕКИНГА ЖЩКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ путем.обработки отработанного катализатора кислородсодержащим газом при повьппенной температуре о т л и ч а ю 4 H и с я тем, что, с целью интенсификации процесса, обработку ведут в поле высокочастотной плазмы кислорода при 100300 С и остаточном давлении 100200 мм рт.ст.

1 1105

Изобретение относится к способам, регенерации окисных катализаторов, в частности к способу регенерации алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов.

Известен способ регенерации алюмокобальтмолибденового катализатора гидрокрекинга, заключающийся в обработке отработанного катализатора кислородсодержащим газом в присутсто вии двуокиси углерода при 540-580 С и давлении 10 атм. Углекислый газ вводят в реактор дифференцированно по его высоте с целью увеличения ин, тенсивности выжига углеродистых отложе-1 ний, сохранения фазового и химического составов катализатора (1 J.

Однако известный способ характеризуется недостаточно полным восстановлением активности, так как степень превращения н-гептана в присутствии регенерированного по этому способу катализатора составляет только 60 .

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- >> . мому результату является способ регенерации алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов, заключающийся в обработке отработанного катализатора кислородсодержащим газом в присутствии сернистого ангидрида в количестве 0,02-0,5 об. и температуре 450-540 С (2 ).

Однако данный способ регенерации характеризуется достаточно продолжительным временем (60 ч) и высокой температурой (450-540 С), что приводит к локальным перегревам катализатора и снижению производительности как процесса регенерации, так и процесса гидрокрекинга жидких углеводородов, Цель изобретения интенсификация процесса регенерации.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу регенерации 4 алюмомолибденового катализатора гидрокрекинга жидких углеводородов, заключающемуся в обработке отработанного катализатора кислородсодержащим газом при повышенной температуре, об- работку ведут в поле высокочастотной плазмы кислорода при 100-300 С и ос. таточном давлении 100-200 мм рт.ст.

При регенерации катализатора в поле высокочастотной плазмы кислорода Ы происходит поверхностное горение образовавшихся в процессе гидрокрекин га углеродистых отложений с одновре224 менным окислением компонентов катализатора при снижении вероятности локальных перегревов.

В процессе регенерации, осуществляемой в токе ионизированного газа, не происходит рекристаллиэации подложки катализатора (А1 0з) и не агломерируется промотирующйй компонент—

Мо О . При интенсивном горении в плазме сохраняется высокой концентрация восстановленных форм Мо в основном, Мо . Кроме того, в результате направленной регенерации за счет сохранения части углерода в отложениях сохраняется механическая прочность катализатора, что дает возможность многократно и эффективно его использовать.

Продолжительность регенерации сокращается до 1,5 ч.

Пример 1. Проводят гидрокрекинг сырой бенэольно-толуольной фрако ции при 480 С, объемной скорости

0,5 ч "и давлении 10 атм, в присутствии промышленного алюмомолибденового катализатора. После 1500 ч работы катализатора степень превращения н-гептана снижается с 75 до 30, катализатор содержит углеродистые отложения в расчете на С эл. 8 вес. и 5 эл.

0,6 вес. .

Отработанный катализатор в количестве 100 r помещают в реактор иэ кварцевого стекла. Затем из реактора откачивают воздух до остаточного давления 10 мм рт.ст., после чего в реактор подают кислород из баллона со скоростью 200 мл/ч. По достижении в реакторе давления 100 мм рт.ст. подачу кислорода прекращают и реактор помещают в промышленную установку

ЛГЕ-ЗБ с реконструированным источником высокочастотного поля. Температуру в зоне горения поддерживают о

200 С. По истечении 1,5 ч, достаточных по предварительным расчетам для удаления отложений с катализатора, образец катализатора выгружают иэ реактора и исследуют его .физико-химические свойства. Активность регенерированного катализатора оценивают на ищпульсной установке реактор-хроматограф по степени превращения н-гептана.

Для этого регенерированный катализатор в количестве 1 г помещают в реактор, нагретый до 550 С, и пропускают водород со скоростью 60 мл/мин, затем вводят н-гептан импульсно по

3 мкл. Степень превращения н-гептана

05224 4 в примере 1 при различных температу ре и давлении в реакторе. Испытания образцов катализатора проводят в условиях, аналогичных описанным в примере 1. Физико-механические свойства регенерированного катализатора пред-, ставлены в таблице.

Регенерация

Показатели известным способом предлагаемым способом

Температура в реакторе, С о

300

200

530-540 100

Давление в реакторе, мм рт.ст.

150

t00

200

Продолжительность pere— нерации, ч

1,5

1,5

1,5

Интенсивность горения отложений, кг.м ° ч

150

24-34

130

100

Удельная поверхность, м2 /г

200

210

193-201 180

156

Механическая прочность, кг/табл

4,2-5

5,6

Конце нтр а ция Мо (данные ЭПР),спин/г

2 .10 1,4 "10 " - 2 10 1,4 10" 2 .10"

-1,4 1018

Степень превращения н-гептана, Е

99,95

99,0 99,98

78-99

Как видно из таблицы, предлагаемый способ позволяет сократить время 4> регенерации катализатора в 40 раз по сравнению с известным способом за шаются.

Составитель Н.Путова

Редактор Т.Митейко Техред Ж.Кастелевич Корректор Е.Сирохман

Заказ 5414/5 Тираж 533 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

3 1! оценивают после 15 импульсов, когда активность катализатора достигает постоянного значения. Результаты испытания катализатора представлены в таблице.

Пример 2. Проводят регенерацию отработанного катализатора как

Исходный алюмомолибденовый катализа1 ор счет повышения интенсивности горения отложений. При этом физико-механические свойства катализатора не ухуд