Способ контроля упругой линии судна на плаву

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ УПРУГОЙ ЛИНИИ СУДНА НА ПЛАВУ, включающий установку на поперечных переборках судна контрольных элементов, выверку их относительно баз судна и измерение взаимоположения контрольных элементов, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей при измерениях упругой линии судна на плаву, устанавливают с каждой стороны переборки контрольные элементы в виде зеркал, выверяют их относительно диаметральной плоскости и центральной контрольной площадки судна, а затем устанавливают угломерный прибор поочередно на прямых, соединяющих базовые точки зеркал двух соседних переборок, и измеряют им наклоны зеркал относительно этих линий.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(5D В 63 В 900 Ъ е. ) у

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ра 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3580082/27-11 (22) 18.04.83 (46) 30.07.84. Бюл. № 28 (72) Л. П. Гаврилюк, В. Г. Прокофьев, В. П. Федулин и С. Д. Сокол (53) 629.12.002.011:621.751(088.8) (56) 1. Гарилюк Л. П. Анализ погрешностей существующих методов и средств контроля упругой линии судна на плаву, «Технология судостроения», № 7, 1981 (прототип). (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ УПРУГОЙ

ЛИНИИ СУДНА НА ПЛАВУ, включающий установку на поперечных переборках судна контрольных элементов. выверку их относительно баз судна и измерение взаимоположения контрольн bIx элементов, отличаюи(ийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей при измерениях упругой линии судна на плаву, устанавливают с каждой стороны переборки контрольные элементы в виде зеркал, выверяют их относительно диаметральной плоскости и центральной контрольной площадки судна, а затем устанавливают угломерный прибор поочередно на прямых, соединяющих базовые точки зеркал двух соседних переборок, и измеряют им наклоны зеркал относительно этих линий.

1105368

Составитель В. Жернов

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Заказ 5103/12 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к судостроению, а именно к технологии контроля упругой линии судна на плаву.

Известен способ контроля упругой линии судна на плаву, включающий установку на поперечных переборках судна контрольных элементов, выверку их относительно баз судна и измерение взаимоположения контрольных элементов (1).

Недостатками известного способа являются невозможность контроля изменений упругой линии судна в плоскости, параллельной его основной плоскости, невысокая точность, зависимость от параметров качки, крена и дифферента судна.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей при измерениях упругой линии судна на плаву.

Указанная. цель достигается тем, что согласно способу контроля упругой линии судна на плаву, включающему установку на поперечных переборках судна контрольных элементов, вы верку их относительно баз судна и измерение взаимоположения контрольных элементов, устанавливают с каждой стороны переборки контрольные элементы в виде зеркал, выверяют их относительно диаметральной плоскости и центральной контрольной площадки судна так, чтобы базовые точки зеркал на каждой из двух соседних переборок находились на прямых, параллельных диаметральной плооскости и центральной контрольной площадке судна, а при измерениях взаимоположения зеркал устанавливают угломерный прибор поочередно на прямых, соединяющих базовые точки зеркал двух соседних переборок, и измеряют им наклоны зеркал относительно этих линий.

На фиг. 1 представлена схема установки контрольных элементов согласно предлагаемому способу; на фиг. 2 — схема измерения углов между отрезками прямых, заключенных между соседними переборками.

На судне 1, на его поперечных переборках 2 с каждой стороны устанавливают контрольные элементы в виде зеркал 3. Далее на стапеле выверяют зеркала 3 перпендику5

f5 го

25 зо

4О лярно диаметральной плоскости и центральной контрольной площадке судна так, чтобы базовые точки зеркал а, в, в,, с, с,, д,, е, е,, 1, <, g, g,, Ь находились на прямых, параллельных диаметральной плоскости и центральной контрольной площадке судна.

На плаву устанавливают угломерный прибор 4, например автоколлимационный теодолит, на прямых ав, в, с и т. д., соединяющих базовые точки зеркал 3 двух соседних переборок, и измеряют автоколлимационным теодолитом наклоны зеркал 3 относительно линий ав, в, с и т. д.

Сумма углов d, и d, определяет угол между линиями ав и в,с и т. д. Измерение углов между отрезками указанных прямых осуществляют в двух плоскостях — параллельных диаметрали и центральной контрольной площадке судна. Зная длину отрезков прямых между переборками и углы между этими отрезками несложно построить упругую линию судна графически или определить ее аналитически. При необходимости, установив вместо автоколлимационного теодолита систему фотоэлектрических автоколлиматоров, измеряют упругую линию непрерывно, в том числе и на волнении.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ имеет следующие технические преимущества: возможность измерения упругой линии в двух плоскостях; более высокую точность, обусловленную как применяемым автоколлимационным методом, так и исключением влияния местных деформаций переборок, что весьма существенно; независимость от параметров качки, крена и дифферента судна.

Расширение технологических возможностей контроля упругой линии судна на плаву позволяет влиять на трудоемкость монтажных и наладочно-регулировочных работ, повышать качество монтажа и надежность работы оборудования судна в эксплуатации.

Ориентировочная потребность народного хозяйства в объектах с использованием предлагаемого способа составляет 5 — 10 судов в год.