Стопор для якорной цепи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения цепи при положении якоря «По-походном у и отдачи стопора под нагрузкой, в. рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи , а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

В 63 В 21/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

6 ф 1т f 1. а11(р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ц -„,:, ."., :, ц, К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3353ggy 1 „ (21) 3576836/27-11 (22) 08.04.83 (46) 30.07.84. Бюл. № 28 (72) Г. И. Владинец, С. Я. Немеровский и Г. П. Надточий (53) 629.12.015.64.04.24 (088.8) (56) 1. Патент Норвегии № 139775, кл. В 63 В 21/18, опублик. 06.06.79 (прототип). (54) (57) СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих

„„SU„„1105376 A пазах корпуса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности стопорения цепи при положении якоря «По-походному» и отдачи стопора под нагрузкой, в. рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через д середину опорной поверхности упора парал- ® лельно оси желоба.

1105376

Изобретение относится к судостроению, в частности к якорному устройству.

Известен стопор для якорной цепи, включающий корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом стопора и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса (1).

Недостатком указанного стопора для якорной цепи является невозможность стопорения цепи при положении якоря «Попоходному» и отдачи стопора под нагрузкой.

Цель изобретения — обеспечение возможности стопорения цепи при положении якоря по-походному и отдачи стопора под нагрузкой.

Цель достигается тем, что в стопоре для якорной цепи, включающем корпус с желобом для этой цепи, двумя вертикальными стенками и направляющими пазами, упор, стопорящий элемент, связанный с помощью шарнирного соединения с рычагом, установленным на корпусе с возможностью поворота, соединенным с приводом и взаимодействующим с ползунами, размещенными в направляющих пазах корпуса, в рычаге выполнен продольный паз, в котором размещена ось стопорящего элемента, направляющие пазы корпуса выполнены параллельными опорной поверхности упора, которая расположена под углом к вертикали, равным углу трения, упор смонтирован с возможностью перемещения вдоль якорной цепи, а стопорящий элемент выполнен с возможностью взаимодействия с упором своей нижней частью, имеющей цилиндрическую поверхность, образующая которой параллельна оси вращения стопорящего элемента и пересекается с линией, проходящей через середину опорной поверхности упора параллельно оси желоба.

На фиг. 1 изображен стопор, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4— разрез Б — Б на фиг. 3.

Стопор для якорной цепи состоит из корпуса 1 с желобом для цепи и двумя вертикальными стенками, расположенными по обе стороны желоба, на которых на оси 2 шарнирно установлен рычаг 3, жестко связанный с приводом 4. Второй конец рычага 3 имеет паз С, в котором расположена ось 5. На оси

5 установлены два ползуна 6, которые размешены в пазах D стенок корпуса 1. Кроме того, на оси 5 шарнирно установлен стопорящий элемент 7, который имеет проем Е (фиг. 3) для прохода вертикальных звеньев цепи 8. Наружная поверхность F стопорящего элемента спрофилирована по форме огона буксирного или швартовного каната 9

5 !

О

f5

2 (фиг. 4). Противоположный оси 5 конец стопорящего элемента 7, примыкающий к упору 10 (фиг. 2), имеет цилиндрическую поверхность G с осью цилиндра, параллельной оси вращения стопорящего элемента и пересекающейся с линией, проходящей через середину опорной поверхности Н упора 10 параллельно оси желоба, и размещен в рабочем положении в проеме Э корпуса 1.

Упор 10 установлен в проеме J с возможностью продольного перемещения посредством ручного привода (не показан). Плоская опорная поверхность Н упора 10 наклонена к вертикальной оси под углом, примерно равным углу трения, а продольные пазы D в стенках корпуса выполнены параллельными опорной поверхности Н. В вертикальных стенках корпуса 1 выполнены проемы К (фиг. 4), параллельные оси цепи для прохода огона. буксирного или швартовного каната 9. Рукоятка 4 стопора имеет фиксатор 11.

Стопор для якорной цепи работает следующим образом.

Упор 10 устанавливается в крайнее носовое положение (к якорю), стопорящий элемент 7 опускается посредством рукоятки 4 и рычага 3 в крайнее нижнее положение таким образом, что вертикальное звено цепи

8 располагается в проеме Е, а стопорящий элемент располагается между двумя горизонтальными звеньями и в проеме Л корпуса

1. Рукоятка 4 стопорится фиксатором 11.

Для отдачи стопора рукоятка 4 переводится в кормовое положение поворотом против часовой стрелки, при этом ось 2 разворачивает рычаг 3, который перемещает ось 5 в пазах D корпуса 1 и поднимает стопорящий элемент 7 в крайнее верхнее положение. Расположение наклона пазов D и опорной поверхности Н под углом, близким к углу трения, позволяет стопоряшему элементу 7 выходить из зацепления с упором 10 при действии незначительного по величине усилия на рукоятке 4 даже при значительных усилиях в цепи 8, действующих на стопорящий элемент 7. При отдаче стопора стопорящий элемент перемещается поступательно, так как пазы D и поверхность N имеют одинаковый наклон, что исключает «закусывание» стопорящего элемента цепью и способствует уменьшению усилия отдачи стопора на рукоятке 4, При выходе стопорящего элемента из зацепления с упором он разворачивается вокруг оси 5 и освобождает цепь.

Крепление цепи в положении якоря «Попоходному» выполняется аналогично. Однако при втягивании якоря в клюз звенья цепи занимают различные положения относительно корпуса стопора, при этом может оказаться, что при контакте с упором 10 стопорящий элемент 7 не касается горизонтального звена цепи, т.е. цепь имеет возможность сместиться до контакта со стопоря1105376 щим элементом, что приводит к недопустимому зазору между якорем и клюзом. Для исключения этого упор l0 перемещается в сторону кормы до тех пор, пока стопорящий элемент не прижимается плотно с одной стороны к горизонтальному звену цепи, а с другой стороны — к упору. Отдача стопора производится в указанном порядке.

Стопор для якорной цепи может быть использован также для крепления огона буксирного или швартовного каната. Для это о го в вертикальных стенках корпуса стопора выполнены проемы, параллельные оси цепи, а поверхность стопорящего элемента, не соприкаса ющаяся с упором, спрофилирована по форме огона буксирного или швартовного каната. Огон каната располагается на поверхности Е стопорящего элемента и проемах К корпуса. Стопор закрывается и надежно удерживает канат с усилием, близким к разрывному усилию каната. Отдача каната производится указанным способом.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает возможность стопорения цепи при положении якоря «По-походному» и отдачи стопора под нагрузкой. Его можно использовать для стопорения буксирного или швартовного каната.

1105376

Составитель В. Огарков

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Заказ 5104/13 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4