Устройство для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕО.МЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОМАШЙНЫ, содержащее основание и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей , опорные плоскости фланца и пляты расположены горизонтально, причем опорная плоскость плиты снабжена разметочными линиями установки шаблонов и оси плиты. (Л ел С5 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1105681 зад F 03 В 11/00; F 04 D 29/64

C 4

L

OIlHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3449242/25-06 (22) 23.04.82 (46) 30.07.84. Бюл. № 28

Ф с0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) А. Г. Еременков, Ф. Х. Махмудов и А. С. Семенычев (71) Среднеа зиатски и ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский институт ирригации им. В. Д. Журина (53 ) 621.224-252.6 (088.8) (56) 1. Ковалев Н. Н. Гидротурбины, Л., «Машиностроение», 1971, с. 428.

2. Авторское свидетельство СССР № 415409, кл. F 04 D 29/64, 1971. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОМАШИНЫ, содержащее основание и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, опорные плоскости фланца и плиты расположены горизонтально, причем ! опорная плоскость плиты снабжена разметочными линиями установки шаблонов и оси плиты.

110568!

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины, содержащем основание и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов, опорные плоскости фланца и плиты расположены горизонтально, причем опорная плоскость плиты снабжена разметочными линиями установки шаблонов и оси плиты.

На фиг. 1 изображено устройство контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сверху

Устройство контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины содержит основание 1 и расположенные на нем поворотный стол 2 с фланцем 3 и плиту 4, последние из которых имеют горизонтальные опорные плоскости 5 и 6 для установки ссютветственно втулки 7 рабочего колеса с лопастями 8

1

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при изготовлении и ремонте рабочих колес осевых пропеллерных гидромашин, турбин и насосов.

Известно устройство для контроля профиля лопасти осевой турбины, содержащее шаблоны для рабочей и тыльной поверхностей пера лопасти (1).

Однако это устройство не позволяет контролировать угол установки и шаг между лопастями при их монтаже на втулке рабочего колеса гидромашины.

Наиболее близким к изобретению является устройство для установки и контроля угла установки лопастей на втулку рабочего колеса гидромашины, содержащее ос- 15 нование и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов (2) .

Однако известное устройство не позволяет контролировать профиль лопастей и шаг между ними. Кроме того, оно неудобно для контроля геометрических параметров рабочих колес больших габаритов, так как вертикальное расположение опорной плоскости фланца требует жесткого крепления к нему втулки рабочего колеса, для чего необходимо совмещать отверстия под крепежные элементы на фланце и втулке. Консольное расположение втулки рабочего колеса на поворотном столе требует массивной конструкции устройства.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины и шаблонов 9, причем опорная плоскость

6 плиты 4 снабжена разметочными линиями

10 установки шаблонов 9 и оси 11 плиты 4.

Поворотный стол 2 снабжен шкалой 12 отсчета для определения шага между лопастями 8, а фланец 3 — кольцевым буртиком 13 для центрирования устанавливаемой на опорную плоскость 5 втулки 7 рабочего колеса. Плита 4 снабжена отверстиями 14 и штырями 15 для фиксации шаблонов 9 вдоль разметочных линий 10.

Контроль геометрических параметров рабочего колеса производят следующим образом.

Втулку 7 рабочего колеса с лопастями

8 устанавливают в положении, перевернутом на 180 по отношению к рабочему для вертикальных гидромашин и на 90 для горизонтальных на опорной плоскости 5 фланца 3 и центрируют посредством кольцевого буртика 13, входящего по скользящей посадке в выточку втулки 7. Поворотный стол 2 поворачивают так, чтобы горизонтальная проекция оси вращения лопасти

8 на плиту 4 совпала с ее осью 11. Совмещение горизонтальной проекции оси вращения лопасти 8 с осью 11 производят, например, с помощью цилиндрической скалки, вставляемой во втулку 7 вместо лопасти

8, и угольника, устанавливаемого на расстоянии половины диаметра скалки от оси

11. По шкале 12 отсчета определяют угловое положение оси лопасти 8 в плане.

Для контроля профиля рабочей поверхности пера лопасти 8 под ней на плите 4 устанавливают нижние половины шаблонов

9 вдоль разметочных линий 10 и фиксируют их штырями 15 в отверстиях 14. Для контроля профиля тыльной поверхности пера лопасти 8 либо устанавливают верхние половины шаблонов 9 и скрепляют их с нижними половинами, либо стенкомерои измеряют толщину лопасти в контрольных точках. Зазор между шаблонами 9 и лопастью 8 измеряют линейкой или щупом.

При контроле угла установки лопасти 8 ее разворачивают на различные углы и добиваются наилучшего совпадения поверхностей пера лопасти 8 с шаблоном, соответствующий угол разворота фиксируется нанесением меток на лопасть 8 и втулку 7 рабочего колеса.

Для возможности контроля профиля следующей лопасти 8 шаблоны 9 снимают с плиты 4, а поворотный стол 2 поворачивают до совпадения горизонтальной проекции оси вращения лопасти 8 с осью 11 плиты 4. Разность углов установки осей двух смежных лопастей 8 определяет шаг между ними.

Для контроля перпендикулярности осей отверстий во втулке 7 под цапфы лопастей

8 оси втулки 7 в них вставляют цилиндрические скалки и проверяют штанген-рейсмусом параллельность осей отверстий опорной поверхности 6 плиты 4.

1105681

Использование данного изобретения позволяет расширить функциональные возможности устройства для контроля геометfg 10

Составитель М. Классон

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 465 Г1одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Долинич

Заказ 5118/28

13

3 рических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины, а также упростить его конструкцию.