Электродинамический источник сейсмических импульсов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ, смонтированный на транспортном средстве., содержащий пульт управления, связанный кабельным подводом с накопителями энергии , соединенными кабельными подводами с электромеханическим преобразователем , подвешенным на стойке и связанным с механизмом подъема гибкой связью через систему блоков, с возможностью ориентирования преобразователя перпендикулярно платформе транспортного средства, механизмом фиксации и удерживания в транспортном положении , пневматическим опорным устройством , связанным с пневмосистемой транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повывения надежности эксплуатации источника, электромеханический преобразователь снабжен бесприводным механизмом его фиксации и связан с гидравлическим механизмом подъема гибкой связью через систему неподаижных блоков, за (Л крепленных на полой Г-образной стойке , причем механизм подъема шарнирно установлен в стойке, а привод его связан с пневмосистемой транспортного средства. о СП 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (И) З(59 С 01 V 1/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2783921/18-25 (22) 22.06.79 (46) 30.07.84. Бюл. В 28 (72) Ю.А.Бару, M.È.Æó÷êîâ, И.П.Лобас и С.Г.Осятинский (53) 550.83(088.8) (56) 1. Генератор сейсмических колебаний ГСК-10. Проспект ВДНХ ВИЭМС
1976.
2. Электродинамический источник сейсмических импульсов Сейсмодин °
Проспект. Внешторгиздат, изд. Р 8071
CT (прототип) . (54) (57) ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
СЕЙСМИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ, смонтированный на транспортном средстве, содержащий пульт управления, связанный кабельным подводом с накопителями энергии, соединенными кабельными подводами с электромеханическим преобразователем, подвешенным на стойке и связанным с механизмом подъема гибкой связью через систему блоков, с воэможностью ориентирования преобразова- теля перпендикулярно платформе транспортного средства, механизмом фиксации и удерживания в транспортном положении, пневматическим опорным устройством, связанным с пневмосистемой транспортного средства, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности эксплуатации источника, электромеханический преобразователь снабжен бесприводным механизмом его фиксации и связан с гидравлическим механизмом подъема гибкой связью через систему неподвижных блоков, закрепленных на полой Г-образной стойке, причем механизм подъема шарнирно установлен в стойке, а привод его связан с пневмосистемой транспортно- го средства.
1105842
Изобретение относится к взрывным источникам для возбуждения сейсмических колебаний.
Известны невзрывные источники сейсмических колебаний, монтируемые на транспортных средствах, в частности гаэодинамические источники, работающие по принципу создания динамического импульса силы за счет сжигания газовой смеси в закрытой камере. Та- 10 кие источники состоят из газового накопителя, излучателя энергии, механизма подъема и фиксации гидравлического привода, входящего в гидросис. тему механизма подъема и фиксации Г1J.!5
Недостатками источника являются невозможность работы при низкой тем-пературе окружающей cpe r из-за сжиженин при этом горючего газа, сложность регулировки и контроля длитель- 20 ности и амплитуды импульсов, плохая маневренность, большие габариты,плохая проходимость из-за размещения установки на транспортном средстве с прицепом, разрушение поверхностного слоя грунта из-за значительной амплитуды импульса, наличие жесткой
II-образной рамы, ограничивающей независимую по отношению к машине установку преобразователя на поверх— ность земли, что приводит при неровностях на поверхности к передаче составляющей от динамической силы на трансвортное средство.
Наиболее близким к предлагаемому является электродинамический источник
tl II сейсмических импульсов Сеисмодин
Устройство смонтировано на транспортном средстве и включает пульт управления, накопители энергии, кабельны — 4О ми подводами связанные с пультом управления и с электромеханическим преобразователем. Электромеханический преобразователь подвешен через полиспастную систему блоков на гибкой 4> связи к П-образной стойке, установленной на конце платформы транспортного средства. Подъем преобразователя осуществляется механизмом подъема, представляющим собой электромеханическую лебедку, ориентирование его перпендикулярно платформе транспортного средства пневмо-механическим механизмом фиксации, а удерживание в транспортном положении — опорным
55 устройством Г 2 .
Недостатками этого источника являются большая металлоемкость установки иэ-за .наличия в качестве подьемкого устройства механической лебедки с приводом, системы полиспастов, а в качестве механизма фиксации сложного цепного пневмомеханического механизма фиксации, а также сложность управления спуско-подъемными операциями и операциями фиксации электромеханического преобразователя из-за наличия нескольких электрических и пневматическихк приводов. Управление несколькими приводами для исклю. чения поломок требует строгого соблюдения очередности включений.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повьш ение надежности эксплуатации источника.
Указанная цель достигается тем, что в электродинамическом источнике сейсмических импульсов, смонтированном на транспортном средстве, содержащем пульт управления, связанный кабельным подводом с накопителями энергии, соединенными кабельными подводами с электромеханическим преобразователем, подвешенным на стойке и связанным с механизмом подъема гибкой связью через систему блоков, с возможностью ориентирования преобразователя перпендикулярно платформе транспортного средства, механизмом фиксации и удерживания в транспортном положении, пневматическим опорным устройством, связанным с пневмосистемой транспортного средства, электромеханический преобразователь снабжен бесприводным механизмом его фиксации и связан с гидравлическим механизмом подъема гибкой связью через систему неподвижных блоков, закрепленных на полой Г-образной стойке, причем мехаханизм подъема шарнирно установлен в стойке, а привод его связан с пневмосистемой транспортного средства.
Установка механизма подъема шарнирно внутри Г-образной стойки вместе с гидроприводом позволяет решить облегченный вариант подъемника, причем управление механизмом подъема происходит от воздушной системы транспорт †ного средства, например автомобиля, воздействующей на привод гидросистемы и на опорный механизм преобразовате— ля. Механизм фиксации преобразователя не имеет специального привода, что упрощает конструкцию и в верхнем положении преобразователя исключает колебания его при транспортировке.
1105842
На фиг.I изображен источник, вид сбоку, на фиг.2 — то же, вид в плане на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1 по стойке с механизмом подъема, на фиг.4 — сечение Б-Б на фиг.1 и вид 5 на механизм фиксации, на фиг.5 — сечение В-В на фиг.l и вид на опорное устройство.
Источник сейсмических импульсов установлен на транспортном средстве, 10 например автомобиле 1, на платформе которого смонтирован пульт 2 управления, подающий сигнал на заряд-разряд накопителей 3 электрической энергии.
Накопители 3 выполнены в виде шка-15 фов, в которых находятся конденсаторы с системой, управляющей их зарядом или разрядом, и связаны кабелем 4 с пультом 2 и кабелем 5 с электромеханическим преобразователем 6. 20
Электромеханический преобразователь 6 преобразует электрическую энергию, накопленную в накопителе 3, в механическую работу, передаваемую земной поверхности через равные про- 25 межутки времени по мере накопления ее в накопителе 3.
Преобразователь 6 подвешен гибким элементом 7 через неподвижную систему блоков 8 к стойке 9, закрепленной на 30 транспортном средстве 1.
Внутри полой стойки Г-образной формы установлен шарнирно гидроцилиндр
10 механизма подъема на каретке 11, которая может шарнирно поворачиватьсяЗ5 в плоскости, перпендикулярной плоскос ти качания гидроцилиндра 10 в стойке
9. Гидроцилиндр 10, связан гибким элементом 7, например штоком, через систему блоков 8 с преобразователем 6.40
Перемещение поршня гидроцилиндра
10 происходит при опускании.за счет массы преобразователя 6, а при подьеме — за счет насоса 12 гидросистемы 13, который включается с помощью 45 воздуха, отбираемого от пневмосистемы 14 транспортного средства 1 поворотом многопозиционного крана 15.
В поднятом положении преобразователь 6 фиксируется механизмом фикса- 50 ции 16„закрепленным на транспортном средстве, и удерживается в поднятом (транспортном) положении опорным устройством 17, пРиводимым в работу пневмоприводом 18. Механизм фиксации 55
16 исключает колебание преобразователя 6 во время транспортировки, а опорное устройство 17 снимает вертикальные нагрузки от массы преобразователя 6 с элементов 7, блоков 8, стойки 9, гидроцилиндра 10 и каретки 11.
Источник работает следующим обра- . зом.
При перемещении транспортного средства с электродинамическим источником сейсмических импульсов к месту проведения сейсморазведки преобразователь 6 находится в поднятом положении, зафиксирован механизмом фиксации 16 и удерживается устройством 17., Для приведения преобразователя 6 в рабочее положение краном 15 открывается канал от пневмосистемы 14 транспортного средства 1. При этом включается привод насоса 12 гидросистемы 13. Одновременно воздух из системы 14 подается на включение привода 18 устройства 17. Происходит подьем гидроцилиндром 10 преобразователя
6 и одновременное раскрытие опоры опорного устройства 17.
Затем поворотом ручки крана 15 в положение "Опускание" преобразователь
6 опускается на земную поверхность, насос 12 отключается.
Включается энергопитание, представляющее собой синхронный генератор, приводимый во вращение от двигателя транспортноко средства
Командой с пульта управления 2 включаются зарядные цепи накопителя электрической энергии.
Начинается процесс заряда накопителя 3, по окончании которого на разрядную цепь подается управляющий сигнал. В результате токи разряда из накопителя 3 через систему кабелей 4 и 5 протекают по обмоткам преобразователя 6. Возникающая при этом электродинамическая сипа передается на поверхность земли, возбуждая в земной коре упругие сейсмические волны.
После регистрации отраженных колебаний источник их возбуждения передвигается на новое место. Преобраэо— ватель 6 устанавливается в транспортное положение. При этом поворотом ручки крана 15 в положение "Подъем" воздух из пневмогистемы 14 транспортного средства 1 подается на приводной механизм гидравлического насоса
12, который по магистралям системы
13 нагнетает масло в штоковую полость гидроцилиндра 10.
1105842
Преобразователь 6 перемещается вверх, центрируясь механизмом фиксации 16 перпендикулярно платформе транспортного средства. После подъема преобразователя 6 в крайнее верхнее положение поворотом ручки крана
15 в положение "Транспортное" включается привод 18 опорного устройства
Срабатывание этого устройства ограничивает перемещение вниз преобразователя 6. В таком положении возможны переезды на новую точку.
Предлагаемый передвижной электродинамический источник сейсмических импульсов позволяет упрост. .т конструкцию эа счет ликвидации комбинированных приводов механизмов подъема и фиксации, уменьшить массу эа счет исключения механической лебедки с приводом, системы полиспастов н сложного цепного пневмомеханического механизма фиксации, повысить надежность в эксплуатации за счет упрощения схемы управления спуско-подъемными операциями.
Зкономический эффект на установку составляет 40 тыс.руб.!
1105842
Составитель Л. Стремоухова
Редактор Ю.Петрушко Техред Т. Маточка Корректор Г.Решетник
Заказ 5596/36 Тираж 711 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4