Способ шлифования цилиндрических зубчатых колес эвольвентного профиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ЭВОЛЬВЕНТНОГО ПРОФИЛЯ в условиях обката с единичным делением, включающий получение информации о положении первого обрабатываемого зуба относительно режущей кромки и последующую подачу круга на глубину резания, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения качества и производительности зубошлифования колес силовых зубчатых передач, при пшифовании последующих зубьев перед подачей круга дополнительно получают информацию о положении каждого зуба, а глубину резания при зтом назначают постоянной в течение полного оборота обрабатывае (Л мого зубчатого колеса.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3Ш В 23 F 5/02
ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
%-чф1;110 1 : .
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3460384/25-08 (22) 29.06.82 (46) 07.08.84. Бюл. У 29 (72) И.А.Копф, Н.Ф.Бутовский, Л.И.Деркач, В.К.Ермолаев, Н.T.Òðóøàêèí, А.П.Бобров, Ц.Ç.Кринзберг, А.Б.Хохряков,, Е.И.Фрадкин и A.M.Виноградов (71) Московский ордена Трудового
Красного Знамени завод шлифовальных станков (53) 621.924.6:621.833(088.8) (56) 1. С.Н.Калашников и др.
Зубчатые колеса и их изготовление.
M., "Машиностроение", 1983, с. 240242 (прототип).
„„SU„„1106607 А (54)(57) СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЬИ КОЛЕС ЭВОЛЬВЕНТНОГО
ПРОФИЛЯ в условиях обката с единичным делением, включающий получение информации о положении первого обрабатываемого зуба относительно режущей кромки и последующую подачу круга на глубину резания, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения качества и производительности зубошпифования колес силовых зубчатых передач, при шлифовании последующих зубьев перед подачей круга дополнительно получают информацию о положении каждого зуба, а глубину резания при этом назначают постоянной в течение полного оборота обрабатываемого зубчатого колеса.
1 106607
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при зубошлнфовании цилиндрических зубчатых колес.
Известны способы обработки эволь/
5 вентных цилиндрических зубчатых колес с единичным делением на зубошлифовальных станках, работающих коническими, плоскими и тарельчатыми кругами. Эти способы реализованы в станках отечественного производства, таких, например как станки мод. 5А841, 5891С, 5А893С, 5851, 5853.
Наиболее близким по технической сущности является способ шлифования цилиндрических зубчатых колес эвольвентного профиля тарельчатыми кругами, реализованный в станках мод.5851, 5853 и в аналогичных станках фирмы
"МААГ", Швейцария. Обработка этим способом производится в условиях обката с единичным делением и продольной подачей изделия относительно шлифовальных кругов. Способ включает в себя получение информации о положении первого обрабатываемого зуба относительно режущей кромки и последующую подачу круга на глубину резания (1 ).
Поскольку делительный поворот обрабатываемого зубчатого колеса на
30 этих станках осуществляется на угловой шаг, точность которого обеспечивается точными делительными дисками или соответствующей настройкой кинематической цепи станка, а обрабатываемое зубчатое колесо имеет неравно" мерность припуска, то фактический съем металла с различных зубьев в некотором диапазоне, соизмеримом с величиной припуска. Необходимость 4 снятия неравномерного припуска с отдельных зубьев приводит к повышению трудоемкости и ухудшению качества обрабатываемой поверхности.
Как показывает опыт эксплуатации силовых зубчатых передач, работающих, например при скоростях менее 6 м/сек и удельной нагруженности, достигающей 10 кн/см и более, соблюдение точного углового шага не всегда оправдано, так как к этим передачам предьявляются повышенные требования по нормам контакта, т.е. по точности профиля и направлению зубьев..
Цель изобретения — повышение ка- 55 чества и производительности зубошлифования колес силовых зубчатых передач.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу шлифования цилиндрических зубчатых колес эвольвентного профиля в условиях обката с единичным делением, включающий получение информации о положении первого обрабатываемого зуба относительно режущей кромки и последующую подачу круга на глубину резания, при шлифовании последующих зубьев перед подачей круга дополнительно получают информацию о положении каждого зуба, а глубину резания при этом назначают постоянной в течение полного оборота обрабатываемого зубчатого колеса.
Способ осуществляется следующим образом. Изделие на ускоренном ходе вводят в зацепление с кругами. Каждый из кругов подводят в осевом направлении до касания с профилем зуба.
Момент касания определяют датчиком касания, например, фотоэлектрическим.
При этом с помощью датчика линейных перемещений, например, индуктивного, измеряют положение режущей кромки относительно неподвижного узла станка, например, станины. В момент касания подвод кругов прекращают.
После этого на ускоренном ходе выводят зубчатое колесо из зацепления с кругами, подают каждый из кругов на глубину резания и осуществляют шлифование с продольной подачей зубчатого колеса, Затем круги отводят в исходное положение, зубчатое колесо выводят в позицию деления, осуществляют очередной делительный поворот, после чего описанный выше цикл повторяют. При этом г р бина резания остается постоянной в течение полного оборота обрабатываемого зубчатого колеса.
Шлифование зубчатых колес с одинаковой глубиной резания в течение полного оборота по описанному циклу позволяет достигнуть заданной точности обрабатываемых зубчатых колес по нормам контакта при меньшем числе проходов, так как нет необходимости в удалении части припуска, связанного с погрешностью фактических окружных шагов, образующихся на операциях, предшествующих зубошлифованию.
Шлифование зубчатых колес по данному методу позволяет повысить производительность обработки за счет сокращения числа проходов в 1,5-2 ра1106607
Составитель И.Кузнецова
Редактор Л.Лосева Техред Л,Коцюбняк Корректор, О.Луговая
Заказ 5701/8 Тираж 1037 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий t13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 з за. Проведенные испытания передач из зубчатых колес, прошлифованных по данному методу, показатели, что динамика, износостойкость и противозадирная стойкость этих передач не ухудшается.