Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с вьшолненными в нем отверстиями для соединения с гидронасосом и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном канале гильзой с продольными пазами, закрепленный с одной стороны на валу рулевого механизма , а с другой - в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых размещены плунжеры , взаимодействующие с двухплечим рычагом, установленным на валу привода , соединенным торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по направлению дв-ух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником , отличающийся тем, что, с целью повьппения чувствительности распределителя и снижения трудоемкости сборки, вал привода со стороны, золотника выполнен ступенчатым с большей, средней и меньшей ступенями, причем последняя выполнена в виде стержня, проходящего через осевой канал втулки и полый золотник, на внутренней поверхности которого выполнен цилиндрический выступ, нижV , ним торцом взаимодействующий с пружинной шайбой, закрепленной на меньС шей ст.упени стопорным кольцом с возможностью поджатия золотника к торцоS вой поверхности, выполненной на валу с привода между большей и средней ступенями , а на наружной поверхности средней ступени и на цилиндрическом выступе золотника выполнены продольные пазы для взаимодействия с выстуЭд пами втулки. Nj

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСА БЛИН

09) 01) зсю B 62 D 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

el".1

%&.ЬЛИСТЦМ (21) 3420193/27-11 (22) 09. 04. 82 (46) 07.08.84. Бюл. Р 29 (72) В.К. Добринец, М.С. Высоцкий, А.Ф. Лугин, В.А. Козел, Л.Л. Гинцбург и Г.П. Червяк (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авто-мобильный завод (53) 629. 113.014.5(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

Ф 1360475, кл. В 7 Н, 1974.

2. Патент ФРГ Р 1227350, кл. В 62 D 5/06, 1967 (прототип). (54)(57) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с выполненными в нем отверстиями для соединения с rHppoHacdcoM и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном канале гильзой с продольными пазами, закрепленный с од. ной стороны на валу рулевого механизма, а с другой — в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых размещены плунжеры, взаимодействующие с двухплечим рычагом, установленным на валу привода, соединенным торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности распределителя и снижения трудоемкости сборки, вал привода со стороны золотника выполнен ступенчатым с большей, средней и меньшей ступенями, причем .последняя выполнена в виде стержня, проходящего через осевой канал втулки и полый золотник, на внутренней поверхности которого выполнен цилиндрический выступ, нижним торцом взаимодействующий с пружинной шайбой, закрепленной.на мень" шей ступени стопорным кольцом с воз- { можностью поджатия золотника к торцо° .а вой поверхности, выполненной на валу й: привода между большей и средней ступенями, а на наружной поверхности средней ступени и на цилиндрическом выступе золотника выполнены продольные пазы для взаимодействия с выступами втулки.

1106717

Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности к распределителям гидравлического усили теля рулевого управления транспортных средств. 5

Известен распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий вращающийся золотник, выполненный заодно с валом привода, корпус золот- 1О ника, размещенный в проставке, установленной между корпусом рулевого механизма и крышкой, в подшипниках которой расположен вал привода золотника, соединенный торсионом с валом 15 рулевого механизма Я .

Недостаток распределителя заключается в том, что незначительное смещение крыл::ки относительно проставки вызывает одностороннее прижатие зо- 20 лотника к корпусу и, следовательно, снижает чувствительность распределителя.

Известен также распределитель гидравлического усилителя рулевого уп- 25 равления транспортного средства, содержащий корпус с выполненными в нем отверстиями для соединения с гидронасосом и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном ка- 30 нале гильзой с продольными пазами, закрепленный с одной стороны. на валу рулевого механизма, а с другой - в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых раз крещены плунжеры, взаимодействующие с двухплечим рычагом, установленным на валу привода, который соединен торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником „2), Недостатком известного распреде- 45 лителя является одностороннее приложение силы к золотнику со стороны ва" ла привода, вызывающее. кроме крутя.щего момента и радиальную силу, прижимающую золотник к корпусу и сни-50 жающую чувствительность распределителя.

Цель изобретения - повышение чувствительности распределителя и сниже" ние трудоемкости сброки. 55

Указанная цель достигается тем, что в распределителе гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащем корпус с вы3 с полненными в нем отверстиями для соединения с гидронасосом и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном канале гильзой с продольными пазами, закрепленный с одной стороны на валу рулевого механизма, а с другой — в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых размещены плунжеры, взаимодействующие с двуплечим рычагом, установленным на валу привода, соединенным торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по,направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником, вал привода со стороны золотника выполнен ступенчатым с большей, средней и меньшей ступенями, причем последняя выполнена в виде стержня, проходящего через осевой канал втулки и полый золотник, на внутренней поверхности которого выполнен цилиндрический .выступ, нижним торцом взаимодействующий с пружинной шайбой, закрепленной «а меньшей ступени стопорным кольцом с возможностью поджатия золотника к торцовой поверхности, выполненной на валу привода между большей и среди и ступенями, а на наружной поверхности средней ступени и на цилиндрическом выступе, золотника выполнены продольные пазы для взаимодействия с выступами втулки.

1 !

На фиг. 1 изображена конструктивная схема распределителя, продольный разрез, на фиг. 2 — сечение А-А на

Фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — место соединения вала привода с золотником.

Распределитель содержит корпус 1, цилиндр 2, в центральном канале которого установлена гильза 3. В цилиндре 2 и гильзе 3 выполнены отверстия

4 и 5 и продольные пазы 6 и 7. Отверстия 4 соединены с каналом для подвода рабочей жидкости от гидронасоса.

Отверстия 5 служат для отвода рабочей жидкости на слив в гидробак, а продольные пазы б.и 7 соединены с полостями силовоro гидроцилиндра.

Цилиндр 2 в нижней части имеет высту пы Я, входящие в пазы переходника 9, закрепленного на валу рулевого механизма 10„ а в верхней части — выступ

1106717

11, на вертикальных площадках 12 копорого тангенциально в реактивных камерах расположены плунжеры 13. Реактивные камеры плунжеров сообщены с соответствующими каналами для подвода 5 жидкости к полости гидроцилиндра.

Вал 14 привода со стороны золотника выполнен ступенчатым, закреплен в крьпп" ке 15 на подшипниках 16 и соединен втулкой 17 с поворотным золотником 18. 1О

Втулка 17 имеет на торцах по паре выступов 19 и 20, расположенных по направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров. Выступы 19 втулки

17 входят в продольные пазы 21., выЪ полнеяные на наружной поверхности средней ступени вала 14 привода, а выступы 20 — в продольные пазы 22, выполненные на цилиндрическом выступе

23 золотника 18, расположенного в 20 центральном канале гильзы 3. Золотник 18 торцом поджимается к торцу вала 14 привода, образованному в месте перехода большей ступени к средней ступени, а нижний торец цилиндрического выступа 23 золотника взаимодействует с пружинной шайбой 24, закрепленной стопорным кольцом 25 на меньшей ступени вала 14 привода, проходящей через осевой канал соедини- 30 тельной втулки 17 и золотника 18.

В последнем выполнены радиальные отверстия 26, соединяющие гидронасос и полости силового гидроцилиндра со сливом. На валу 14 привода золотника закреплен двухплечий рычаг 27 с роликами 28, на которые воздействуют плунжеры 13. На концах двухплечего рычага имеются упоры 29, взаимодействующие с вертикальными площадками 40

12 корпуса золотника. Зазор 30 между упорами двуплечего рычага 29 и вертикальными площадками 12 корпуса золотника выбирается из условия получения полного хода золотника. В крышке 45

31, служащей для регулировки натяга подшипников 16, установлено комплекс.

I ное уплотнение 32. Вал 14 привода золотника и вал рулевого механизма 10 соединены торсионом 33. 50

При нейтральном положении золотника рабочая жидкость из гидронасоса по каналам поступает к отверстиям 4, J через продольные пазы 6 и 7 и отвер стия 5 и 26 - на слив, заполняя при 55 этом реактивные камеры плунжеров 13 и полости силового гидроцилиндра.

При повороте вала 14 грани пазов 21 упираются в выступы 19 втулки 17, а выступы 20 втулки 17 упираются в грани пазов 22 на буртике золотника 23, поворачивая его вокруг оси. В начальный момент поворота, когда давление в системе незначительно, усилие на ободе рулевого колеся в основном „ создается торсионом 33. При повороте золотника 18 по часовой стрелке, величина которого ограничена зазором

30 между упорами 29 и вертикальными площадками 12 корпуса золотника, прекращается доступ рабочей жидкости к пазам 6, при этом соответствующая полость силового гидроцилиндра и реактивная камера левого плунжера через пазы 6, радиальные отверстия 26 в золотнике и отверстия 5 в цилиндре

2 сообщаются со сливом. Одновременно противоположная полость силового гидроцилиндра и реактивная камера правого плунжера через пазы 7 соединяются с гидронасосом. Правый плунжер, находящийся под давлением, воздействует непосредственно на ролик 28 двухплечего рычага 27 и, следовательно, на вал 14 гривода золотника. При повороте золотника против часовой стрелки прекращается доступ рабочей жидкости к пазам 7, полость силового гидроцилиндра и реактивная камера, находящиеся под давлением при повороте золотника вправо, через пазы 7, радиальные отверстия 26 в золотнике и отверстия 5 в цилиндре 2 соединяются со сливом. Полость силового гидроцилиндра и реактивная камера левого плунжера, сообщающиеся со сливом при повороте золотника по часовой стрелке, через пазы 6 соединяются с гидронасосом.

Увеличение давления в системе и одновременно в реактивных камерах плунжеров обеспечивает плавное увеличение усилия на ободе рулевого колеса пропорционально увеличению момента сопротивления повороту. Биение торца вала 14 привода и торца золотника 18, а также отклонение линейных размеров в пределах допуска компенсируются пружинной шайбой 24, установленной между нижним торцом цилиндрического выступа 23 золотника и стопорным кольцом 25, расположенным на малой ступени вала 14 привода (фиг. 4).

При минимальных значениях биений и отклонений линейных размеров сопрягаемых деталей пружинная шайба 24

1106717 разжимается, при максимальных значениях сжимается, обеспечивая при этом беззазорное соединение золотника с валом привода и разгружая золотник от радиальных и осевых сил, повышая тем самым чувствительность распределителя.

Повышение чувствительности распределителя повышает точность управления транспортным средством и, следовательно, снижает утомляемость водителя. Кроме того, упрощаетсй конструкция и снижается трудоемкость сборки распределителя.

1106717

22

И

Фиг. Р

Фиг. 2

Л 14 21

Фи,г.4

Составитель В. Калмыков

Редактор О.Юрковецкая Техред Т.Маточка Корректор Н.Джуган

Заказ 5713/14

Тираж 626 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ф

2

Х