Гребной винт миивта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Гребной винт по авт. св. № 975498, отличающийся тем, что. с целью повышения КПД гребного винта и надежности крепления лопастей, в ступице выполнены щелевидные пазы, вдоль каждой стороны которых установлены соответствующие стойки с зазором между ними для крепления дисковых лопастей, причем каждая лопасть частично входит в соответствующий щелевидный паз. 2. Винт по п. 1, отличающийся тем, что профиль продольного сечения каждого щелевидного паза сопряжен зазором с входящей в паз частью профиля продольного сечения соответствующей лопасти. г (Л о: 00 00 8
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„SU„„1106733 з(д1) В 63 Н 1/14
Q(ь(p,:"д
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ВНБА12„
Н А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фига
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 975498 (21) 3572233/27-11 (22) 05.04.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) В. И. Волхонов и В. И. Савин (71) Московский институт инженеров водного транспорта (53) 629.12.532.582.5.037(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 975498, кл. В 63 Н 1/14, 1980 (прототип). (54) ГРЕБНОЛ ВИНТ МИИВТА, (57) 1. Гребной винт по авт. св. № 975498, отличающийся тем, что. с целью повышения
КПД гребного винта и надежности крепления лопастей, в ступице выполнены щелевидные пазы, вдоль каждой стороны которых установлены соответствующие стойки с зазором между ними для крепления дисковых лопастей, причем каждая лопасть частично входит в соответствующий щелевидный паз.
2. Винт по п. 1, отличающийся тем, что профиль продольного сечения каждого щелевидного паза сопряжен зазором с входящей в паз частью профиля продольного сечения соответствующей лопасти.
1106733
Изобретение относится к судостроению., а именно к гребным винтам, применяемым в движительном комплексе судов речного и морского флота, и предназначается преимущественно для использования на судах, работающих в водных бассейнах и акваториях, насыщенных механическими примесями и взвесями (песок и пр.), на мелководных путях, а также в условиях зимней навигации с большим содержанием в воде частиц льда (шуги) различной величины фракций.
По основному авт. св. № 975498 известен гребной винт, содержащий ступицу с лопастями, выполненными в виде дисков, имеющих оси вращения, при этом ступица снабжена стойками, одни концы которых закреплены на ступице, а в других размещены
- указанные оси вращения, проходящие через центры тяжести дисков перпендикулярно к их поверхности !1) .
Однако высота стоек должна быть больше или равной половине диаметра лопасти.
При вращении винта стойки воспринимают действие центростремительных сил от веса лопастей и стоек и давление на лопасти набегающего потока среды (усилие упора лопасти). В стойках возникают растягивающие и значительные изгибные напряжения.
Точка приложения равнодействующей силы к стойкам находится на оси вращения лопастей, плечо изгиба стоек имеет величину, примерно равную или больше радиуса дисковой лопасти.
Известно, что центростремительная сила
P равна произведению массы гп на квадрат угловой скоростиж, на радиус расположения центра масс R, т. е. Р=тр R.
При возрастании числа оборотов и размеров винта в первой степени действующие на стойки силы возрастают в квадрате. Это ведет к значительному увеличению размеров поперечного сечения стоек, что увеличивает гидродинамические потери винта (снижает
КПД) . Кроме того, вращению лопастей вокруг собственной оси, способствующему повышению стойкости лопастей, противодействует момент трения в подшипнике. Для повышения числа оборотов лопасти вокруг своей оси желательно увеличение вращающего момента.
Целью изобретения является повышение
КПД гребного винта и надежности крепления лопастей.
Указанная цель достигается тем, что в гребном винте в ступице выполнены щелевидные пазы, вдоль каждой стороны которых установлены соответствующие стойки с зазором между ними для крепления дисковых
1О
50 лопастей, причем каждая лопасть частично входи-. -, оответствующий щелевидный паз.
,:;: этом профиль продольного сечения каждого щелевидного паза сопряжен с зазором с входящей в паз частью профиля продольного сечения соответствующей лопасти.
На фиг. 1 изображен гребной винт, фронтальная проекция; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1.
Гребной винт имеет ступицу 1 с отверстием 2 для установки на гребной вал. В ступице 1 выполнены пазы 3 под углом г к оси вращения вала (1 — шаровой угол винта).
Пазы 3 охватывают часть 4 дисковых лопастей 5. Число пазов 3 в ступице l равно числу лопастей 5. На ступице установлены своей боковой поверхностью вдоль пазов и соединены с ней стойки 6. Лопасти 5 установлены на осях 7, закрепленных в стойках 6. Последние могут быть выполнены заодно со ступицей или крепиться к ней, например, сваркой. Высота стоек в таком гребном винте уменьшается на глубину паза и существенно меньше радиуса лопасти примерно вдвое. Это позволяет снизить плечо силы, создающей изгибающий момент, действующий на стойки, и тем самым уменьшить размер поперечного сечения стоек. Вследствие этого снижается величина сопротивления вращению нала, повышается КПД винта.
Поперечное сечение лопастей и стоек выполнено сегментным (фиг. 4), что способствует лучшему сбтеканию их рабочсй средой, увеличивает нелччину давления среды на нагнетающей части лопастей и сгоек.
Это ведет к росту величины упора винта и его КПД.
Работает устройство следующим образом.
При вращении гребного винта и набегании водного потока на лопасти 5 они под действием вращающего момента, создаваемого потоком, начинают вращаться. Поскольку нижние части 4 лопастей 5 защищены пазами 3 ступицы 1 от действия набегающего потока, то на верхнюю часть 8 лопастей сила давленич потока значительно больше, чем на нижнюю, считая относительно окружности 9 расположения центров тяжести и осей вращения лопастей.
Использование изобретения приводит к повышению вращающего момента на лопастях, увеличению числа оборотов их относительно потока и, в конечном счете. к снижению сопротивления трения воды о лопасти, повышает эрозионную стойкость лопасти и надежность гребного винта, а также позволяет повысить КПД.
1106733
Редактор А. Шандор
Заказ 5227/! 5
Составитель И. Корюхина
Техред Ц. Верес Корректор О. Билак
Тираж-466 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рауновская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4