Устройство для определения механических характеристик грунта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТА, содержащее опору, жестко закрепленную на транспортном средстве, штангу со штампом, нагружающий механизм с приводом вертикального перемещения и датчиком его положения, контрольнорегистрирующие приборы, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и оперативности получения характеристик грунта и одновременного определения параметров движения транспортного средства, нагружающий механизм снабжен приводом поворота в горизонтальной плоскости и датчиком угла поворота и выполнен в виде шарнирного параллелограмма, одно звено которого установлено поворотно на опоре, а на противоположном звене шарнирпо размещена штанга со штампом, снабженная автономным приводом поворота в горизонтельной плоскости и датчиком угла поворота и выполненная в виде консольного рычага, кроме того, контрольно-регистрирующие приборы снабжены вычислителем, а привод вертикального перемещения выполнен автономным . 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью регулирования величины нагрузш СП ки, привод вертикального перемещения снабжен синусным механизмом. 3.Устройство по п. I, отличающееся тем, что, с целью определения характеристик сдвига, штамп снабжен приводом поворота в горизонтальной плоскости. 05 00 4
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1106874
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3541799/29-33 (22) 19.01.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) А. Ф. Батанов, Ю. А. Хаханов, Н. А. 3абавников, В. В. Громов и П. Н. Бродский (71) МВТУ им. Н. Э. Баумана (53) 624.131.381.002.54 (088.8) (56) 1. Виноградов А. П. и др. Передвижная лаборатория на Луне «Луноход — 1», М., «Наука», 1971, с. 78 — 89.
2. Авторское свидетельство СССР № 203995, кл. Е 02 D 1/00, 1966. (54) (57) 1. УСТРОИСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТА, содержащее опору, жестко закрепленную на транспортном средстве, штангу со штампом, нагружающий механизм с приводом вертикального перемещения и датчиком его положения, контрольнорегистрирующие приборы, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и оперативности получения характеристик грунта и одновременного определения параметров движения транспортного средства, нагружающий механизм снабжен приводом поворота в горизонтальной плоскости и датчиком угла поворота и выполнен в виде шарнирного параллелограмма, одно звено которого установлено поворотно на опоре, а на противоположном звене шарнирно размещена штанга со штампом. снабженная автономным приводом поворота в горизонтельной плоскости и датчиком угла поворота и выполненная в виде консольного рычага, кроме того, контрольно-регистрирующие приборы снабжены вычислителем, а привод вертикального перемещения выполнен автономным.
2. Устройство по п. 1, отличающеесч тем, что, с целью регулирования величины нагрузки, привод вертикального перемещения снабжен синусным механизмом.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью определения характеристик сдвига, штамп снабжен приводом поворота в горизонтальной плоскости.
Фиг. 1
Н АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1106874
Изобретение относится к области исследования физико-механических характеристик грунта и может быть использовано для оперативного прогнозирования проходимости и оценки параметров движения транспортного средства в процессе его перемещения по трассе.
Известно устройство для определения механических характеристик грунта, прогнозирования проходимости и оценки траекторных характеристик транспортного средства, включающее транспортное средство, штамп с приводом поворота в горизонтальной плоскости, нагрузочное и измерительное приспособления (1).
Недостатком устройства является невозможность получения физико-механических характеристик грунта в процессе движения транспортного средства, а также сложность одновременного определения параметров движения транспортного средства, обусловленная использованием специального ведомого колеса с приводом опускания и подъема.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для определения механических характеристик грунта, включающее опору, жестко закрепленную на транспортном средстве, штангу со штампом, нагружающий механизм с приводом вертикального перемещения и датчиком его положен ия, контрольно-регистрирующие приборы (2).
Недостатком известного устройства является высокая погрешность при определении физико-механических характеристик грунта, обусловленная протаскиванием штампа при его внедрении в грунт за счет жесткой кинематической связи с колесом транспортного средства, зависимостью условий внедрения штампа в грунт от скорости и траектории движения транспортного средства, сложностью регулирования параметров движения для получения режимов нагружения штампа, близких к задаваемым, а также невозможностью одновременного определения сдвиговых характеристик грунта и параметров движения транспортного средства.
Цель изобретения — повышение точности и оперативности получения физико-механических характеристик грунта и одновременного определения параметров движения транспортного средства, а также регулирование величины нагрузки и определение характеристик сдвига.
Цель достигается тем, что в устройстве для определения механических характеристик грунта, содержащем опору, жестко закрепленную на транспортном средстве, штангу со штампом, нагружающий механизм с приводом вертикального перемещения и датчиком его положения, контрольно-регистрирующие приборы, нагружающий механизм снабжен приводом поворота в горизонтальной плоскости и датчиком угла поворота и выполнен в виде шарнирного параллелограмма, одно звено которого установлено поворотно на опоре, а на противоположном конце звена шарнирно закреплена штанга со штампом, снабженная автономным приводом поворота в горизонтальной плоскости и датчиком угла поворота и выполненная в виде консольного рычага, кроме того, контрольно-регистрирующие приборы снабжены вычислителем, а привод вертикального перемещения выполнен автономным.
При этом привод вертикального перемещения снабжен синусным механизмом, а штамп — приводом поворота в горизонтальной плоскости.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Устройство содержит опору 1, жестко закрепленную на транспортном средстве 2, штангу 3, выполненную в виде консольного рычага, со штампом 4, нагружающий механизм 5 в виде шарнирного параллелограмма с приводом 6 его вертикального перемещения и датчиком 7 его положения, привод 8 поворота нагружающего механизма в горизонтальной плоскости, датчик 9 угла поворота нагружающего механизма, автономный привод 10 поворота штанги в горизонтальной плоскости, датчик 11 угла поворота штанги, синусный механизм 12 и привод 13 поворота штампа в горизонтальной плоскости. Позицией 14 показаны контрольно-регистрирующие приборы.
Устройство работает следующим образом.
По сигналу оператора или системы управления начинает двигаться транспортное средство. Одновременно привод 6 вертикального перемещения через синусный механизм
12 передает заданную нагрузку посредством нагружающего механизма 5 и штанги 3 на штамп 4. При этом штамп внедряется в грунт с заданным усилием, определяемым кинематикой нагружающего механизма. Датчиком 7 регистрируют угол поворота нагружающего механизма в вертикальной плоскости или определяют величину перемещения штампа вниз (вверх) .
После погружения штампа в грунт происходит раскладывание звеньев нагружающего механизма за счет перемещения транспортного средства (приводы 8 и 10 разблокированы). 3а счет поворота оси опоры и одновременного разворота штанги вокруг оси, параллельной оси опоры, производят замер углов поворота датчиков 9 и 11.
Приводом 13 поворачивают штамп вокруг вертикальной оси на задаваемый угол, 1106874
l
Составитель H. Евстигнеев
Редактор В. Данко Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 5237/22 Тираж 644 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 одновременно замеряют усилие внедрения и сопротивление сдвигу грунта.
Цикл измерения заканчивается при развороте звеньев нагружающего механизма до максимально допустимых углов, фиксируемых датчиками 9 и 11 углов поворота.
После этого с контрольно-регистрирующих приборов 14 подается сигнал приводу 6 вертикального перемещения нагружающего механизма, и штамп 4 выходит из грунта и поднимается вверх. Одновременно происходит складывание звеньев нагружающего механизма 5 за счет поворота штанги и нагружающего механизма вокруг осей приводами 8 и 10.
Далее цикл повторяется.! ! !
I !
Устройство позволяет определить параметры движения транспортного средства (пройденный путь, скорость перемещения. величины увода и сноса от заданной траек5 тории -движения, буксование и юз) посредством обработки в вычислителе данпых от датчиков угла поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях и известной длины звеньев.
Устройство позволяет также повысить точность и оперативность получения физико-механических характеристик грунта, расширяет диапазон исследований грунта и одновременно определяет параметры движения транспортного средства в процессе его перемещения по трассе.
1 ф
/