Предохранительное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО привода рабочего органа горной машины от перегрузок, включающее пла нетарный редуктор с эпициклической шестерней с кулачкообразным профилем, стопорньм механизм с нажимными роликами и механизм управления роликами с силовыми цилиндрами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности его в работе, кулачкообразный профиль эпициклической шестерни расположен аксиально оси вращения шестерни, а нажимные ролики стопорного механизма установлены на штоках силовых цилиндров , расположенных параллельно оси вращения шестерни, при этом поршневые полости силовых цилиндров соединены между собой при помощи магистрали и через запорньй кран с (Л напорной линией, а через предохранительный клапан - со сливной линией. re эо со 00 15 - tl

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

359 Е 21 С 35/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЫМйЕ0 а д г1

s 11

Фггг !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3412340/22-03 (22) 17.03.82 (46) 07.08.84.Бюл. Ф 29 (72) В.A.Ìåæàêîâ, Г.В.Петрушкин, В.Г.Семенюта, И.И«Мельников, Н.И.Яроцкий и Ю.M.Ïå÷åíêèí (71) Ясиноватский филиал по проходческому оборудованию Института "Гипромашобогащение" и Донецкий ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 622.232(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 30524 1, кл. Е 02 F 3/26, 1981.

2. Авторское свидетельство СССР йг 187647, кл. E 02 F 3/14, 1965. (54)(57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО привода рабочего органа горной машины от перегрузок, включающее пла,.SuÄÄ »О68 8 A нетарный редуктор с эпициклической шестерней с кулачкообразным профилем, стопорный механизм с нажимными роликами и механизм управления роликами с силовыми цилиндрами, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности его в работе, кулачкообразный профиль эпициклической шестерни расположен аксиально оси вращения шестерни, а нажимные ролики стопорного механизма установлены на штоках силовых цилиндров, расположенных чараллельно оси вращения шестерни, при этом nopmневые полости силовых цилиндров соединены между собой при помощи магистрали и через запорный кран с напорной линией, а через предохранительный клапан — со сливнои линией.

1106898

Изобретение относится к горному машиностроению и может быть использовано также в других отраслях промышленности.

Известны предохранительные устройства планетарного типа, содержащие элементы планетарной передачи— эпициклическую шестерню, водило, са— теллиты, солнечную шестерню, а также тормозное (стопорное) устройство 10 для торможения одного из укаэанных элементов, предназначенные для защиты трансмиссий горных и землеройных машин от перегрузок (1) .

Однако распределительное устрой- 15 ство, разделяющее камеры высокого и низкого давления и рассоединение кинематической цепи между двигателем и рабочим органом машины отличаются недостаточной надежностью. 20

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является предохранительное устройство привода рабочего органа горной машины от перегрузок, включающее планетарный редуктор с эпициклической шестерней с кулачко" образным профилем, стопорный механизм с нажимными роликами и механизм управления роликами с силовыми цилиндрами (2) .

Однако известное устройство недостаточно надежно из-за значительных неуравновешенных усилий и недостаточной безопасности работы.

Целью изобретения является повышение надежности и безопасности работы.

Укаэанная цель достигается тем, в предохранительном устройстве при-. вода рабочего органа, горной маши- 40 ны от перегрузок, включающем планетарный редуктор с эпициклической шестерней с кулачкообразным профилем, стопорный механизм с нажимными роликами и механизм управления роли- 45 ками с силовыми цилиндрами, кулачкообразный профиль эпициклической шестерни расположен аксиально оси вращения шестерни, а нажимные ролики стопорного механизма установ- 50

1 лены на штоках силовых цилиндров, расположенных параллельно оси вращения шестерни,.при этом поршневые полости силовых цилиндров соединены между собой при помощи магист- 55 рали и через запорный кран с напорной линией, а через предохранительный клапан — со сливной линией.

На фиг. 1 представлена принципиальная гидрокинематическая схема устройства, на фиг.2 — конструкция предохранительного устройства.

Предохранительное устройство содержит планетарный механизм, включающий ведущую солнечную шестерню (или вал-шестерню) 1, сателлиты 2, заторможенную эпициклическую шестерню 3 и водило 4, сочлененное с ведомым валом 5. Самоустанавливающаяся эпициклическая шестерня

3 опирается на подшипник 6 с возможностью вращения и снабжена кулачкообразным профилем А, с которым контактируют стопорящие ее ролики 7, закрепленные с возможностью вращения на штоках (плунжерах) 8 силовых цилиндров 9, выполненных в корпусе !О устройства.

Поршневые полости 11 силовых цилиндров связаны магистралью 12 между собой, а также со сливной линией через предохранительный клапан 13 и с напорной линией через запорный клапан 14. Также предусматривается воэможность соединения магистрали 12 с реле 15 контроля давления, установленного в сигнальной цепи (не показана), например в электрической сигнальной цепи со звуковым сигналом.

Предохранительное устройство работает следующим образом.

При нормальной работе предохранительного устройства крутящий момент от входного вала (например, электродвигателя) передается через солнечную шестерню 1, сателлиты 2, водило 4 кнлходному валу 5, который связан системой передач с рабочим органом машины. Эпициклическая шестерня 3, сопряженная с сателлитами, стремится под действием реактивного момента, обусловленного моментом сил сопротивления на рабочем органе, повернуться, но ролики 7, контактируемые с впадинами кулачкообразного профиля А, препятствуют этому повороту.

При этом за счет наклонной поверхности впадин кулачкообразного профиля ролики вместе со штоками (плунжерами) стремятся переместиться в цилиндрах в осевом направлении и вытолкнуть рабочую жидкость (или газ1

В результате этого создается давление в гидросистеме, пропорциональное передаваемому моменту.

1!Об898 4 образного профиля устраняется деформация зубчатого венца эпициклической шестерни в радиальном направлении, что повышает эксплуатационные пока5 затели планетарной передачи в целом.

При увеличении внешней нагрузки выше допустимой, например, при стопорении или заклинивании рабочего органа горной машины, давление в поршневой полости 11 возрастет до давления, на которое настроены предохранительный клапан 13 и реле 15 контроля давления. Клапан 13 и реле 15 срабатывают, и рабочая жидкость (газ) сливается. При этом ро- 10 лики со штоками (плунжерами) утапливаются и теряют контакт с кулачкообразным профилем. Освобожденная таким образом эпициклическая шестерня вместе с кулачкообразным профилем начинает вращаться со скоростью,пропорциональной скорости входного вана (электродвигателя).

Водило и сопряженный с ним вал рабочего органа останавливаются. 20

После устранения причины, вызвавшей черезмерное возрастание нагрузки (например, после устранения заклинивания рабочего органа в забое)., машинист убеждается в отсутствии людей в забое и открывает кран 14.

Рабочая жидкость от внешнего источника питания подается в поршневые полости 11, ролики 7 возвращаются в исходное положение и стбпорят эпициклическую шестерню 3, рабочий орган горной машины приводится в действие.

В предложенном устройстве благодаря аксиальному расположению кулачко35

Устранение радиальных неуравновешенных усилий на элементы планетарной передачи позволяет выполнить эпициклическую и солнечную шестерни без опорных подшипников, что обеспечивает выравнивание нагрузок между сателлитами и сопряженными шестернями. Кроме того, самоустанавливающаяся конструкция обеспечивает более равномерное распределение изгибных напряжений вдоль зубьев планетарной передачи.

Так как ролики укреплены с возможностью вращения непосредственно на штоках силовых цилиндров, которые расположены параллельно оси вращения, устройство выполнено более компактным и не содержит открытых контакти-. рующих пар. Поскольку поршневые полости соединены между собой (как сообщающиеся сосуды) посредством магистрали через запорный кран с напорной линией и через предохранительный клапан со сливной линией, обеспечивается полное и надежное отключение рабочего органа и исключается возможность самопроизвольного включения, таким образом повышается надежность и безопасность работы.

1106898

uz.2

Составитель Н.Ястребинская

Техреду Т.Маточка Корректор Г.Огар

Редактор Н,Лазаренко

Заказ 5736/23

Тираж 565 одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий

1.13035, Москва,Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4