Гидродинамическая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к энергетическому машиностроению. Целью является повышение быстродействия путем улучшения заполнения внутренней полости ротора. Гидродинамическая муфта содержит корпус 1, полый ротор (р) 2, насосное колесо 3, турбинное колесо 4. К нижней части корпуса 1 прикреплен маслобак (МБ) 5. В МБ 5.погружен Р 2 на величину 1/3-1/4 внешнего радиуса R. В области максимального погружения Р 2 в баке 5 расположено заборное отверстие 7 с маслопроводом 6 и потоконаправляющим кожухом 8. В торцовой части колеса 3 вдоль его оси выполнены сквозные отверстия 9 для соединения МБ 5 с внутренней полостью Р 2. Вращение Р 2 приводит рабочую жидкость в движение в направлении его вращения. Созданный гидродинамический напор заставляет жидкость перетекать в полость Р2 через маслопровод 6 и сквозные отверстия 9. ПрО11 сходит постепенная подпитка рабочей полости Р 2 рабочей жидкостью. С понижением уровня жидкости в МБ 5 уменьшается момент дискового трения на Р 2 до минимальной величины. Кожух 8 обеспе (О чивает направленное движение жидкости в .сторону заборного отверстия 7. Благодаря улучшению заполнения внутрен- .. ней полости Р 2 и исключению незаполнения ее улучшается быстродействие гидромуфты. 1 3.п.ф-лы, 2 ил.

Взамен ранее изданного

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИК

2 А (19) 01) (51)4 F 16 0 33 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3595423/25-27 (22) 27.05.83 (46) 15.03.88. Бюл. У 10 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт-металлургического машиностро,ения (72) В.И. Хромов, В.П. Шиманский, М.В. Астахов и П.В. Колесников (53) 621-825(088.8) (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности, к энергетическому машиностроению. Целью является повышение быстродействия путем улучшения заполнения внутренней полости. ротора. Гидродинамическая муфта ñîдержит корпус !, полый ротор (P) 2, насосное колесо 3, турбинное колесо

4. К нижней части корпуса 1 прикреп" лен маслобак (ИБ) 5. В ИБ 5.погружен

P 2 на величину 1/3-1/4 внешнего радиуса R. В области максимального погружения P 2 в баке 5 расположено заборное отверстие 7 с маслопроводом

6 и потоконаправляющим кожухом 8. В торцовой части колеса 3 вдоль его оси выполнены сквозные отверстия 9 для соединения МБ 5 с внутренней полостью P 2. Вращение P 2 приводит рабочую жидкость в движение в направлении еговращения,Созданный гидродинамический напор заставляет жидкость перетекать в полость P 2 через маслопровод

6 и сквозные отверстия 9. Происходит постепенная подпитка рабочей полости

P 2 рабочей жидкостью. С понижением уровня жидкости в МБ 5 уменьшается момент дискового трения íà P 2 до Е минимальной величины. Кожух 8 обеспе- ур чивает направленное движение жидкости ФФ в,сторону заборного отверстия 7. Бла1 годаря улучшению заполнения внутрен- . ней полости Р 2 и исключению неза- Я полнения ее улучшается быстродейст.— вие гидромуфты. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

1106932

Изобретение относится к машиностроению, в частности к энергетичес" кому машиностроению.

Целью изобретения является повы5 шение быстродействия путем улучшения заполнения внутренней полости ротора.

На фиг. 1 изображена предлагаемая гидромуфта, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1. 10

Гидродинамическая муфта содержит корпус 1, выполненный с горизонтальным разъемом из двух половин и приемной полостью по оси вала. В корпу1 се 1 установлен полый ротор 2, жест- 15 ко связанный с насосным колесом 3.

Внешние поверхности ротора 2 и насосного колеса 3 выполнены с одним и тем же диаметром, т.е. сопряжены друг с другом. Внутри ротора 2 установле- 20 но турбинное колесо 4. К нижней части корпуса 1 прикреплен маслобак 5, т.е. емкость с рабочей жидкостью, при этом ротор 2 погружен в маслобак частью своей поверхности. 25

Погружение ротора в масло должно составлять величину {1/3-1/4) от вне— шнего радиуса R ротора и насосного колеса. С увеличением заглубления от указанной величины увеличиваются дис- 30 ковые потери на роторе, и гидромуфта становится неэкономичной в работе.

С уменьшением погружения, напротив, дискового трения будет недостаточно для осуществления процесса нагнетания рабочей жидкости по маслопроводу 6. Входное заборное отверстие 7 находится в непосредственной близости от внешних цилиндрических поверхностей ротора 2 и насосного колеса 3 в их нижней части и расположено по направлению касательной к ним и против их направления вращения, причем указанное расположение .заборного отверстия 7 выполнено по отношению к максимальной точке погружения ротора. Маслопровод 6 снабжен потоконаправляющим цилиндрическим кожухом 8, который организует поток на входе в маслопровод б, обеспечивая его движение в направлении входного заборного

50 отверстия 7. В торцовой части насосного колеса 3 по его оси выполнены сквозные отверстия 9, которые соединяют внутреннюю полость ротора 2 с

55 маслобаком 5 через маслопровод 6 и приемную осевую полость корпуса 1.

Жиклер 10 в роторе 2 служит для сброса рабочей жидкости в маслобак 5Гидромуфта работает следующим образом.

При вращении от электродвигателя ротор 2 своей наружной цилиндрической поверхностью взаимодействует с рабочей жидкостью в маслобаке 5, сообщая ей в зоне контакта (благодаря дисковому трению) движение в на" правлении вращения. Движение жидкот сти создает гидродинамический напор, который заставляет жидкость двигаться по маслопроводу 6 во внутреннюю предварительно заполненную полость ротора 2. Происходит постепенная подпитка рабочей полости ротора 2 рабочей жидкостью. Одновременно вследствие откачки жидкости ее уровень в маслобаке 5 понижается с первоначальной отметки "Б" до отметки "В", при которой рабочая полость полностью заполнена.

С понижением уровня жидкости в маслобаке 5 уменьшается гидродинамический напор в маслопроводе 6, т.е. уменьшается поверхность контакта ротора с жидкостью в маслобаке. Это приводит к тому, что момент дискового трения на роторе 2 по мере заполнения рабочей полости уменьшается до минимальной величины, которая гарантирует экономичную работу гидромуфты и одновременно гарантирует поддержание минимального подпора жидкости в маслопроводе, исключающего ебратное вытекание жидкости из рабочей полости.

Потоконаправляющий кожух 8 обеспечивает направленное движение жидкости в сторону заборного отверстия .7, что повышает ее эффективность. Зффектив ность подачи рабочей жидкости может быть повышена путем выполнения оребрения на наружной поверхности ротора (как это показано пунктиром на фиг. 2).

Формула изобретения

1. Гидродинамическая муфта, содержащая неподвижный корпус с размещенной в нижней его части емкостью с рабочей жидкостью и расположенной по оси приемной полостью, установленный с возможностью соединения емкости с приемной полостью маслопровод с заборным отверстием, расположенным в рабочей жидкости, размещенное внутри корпуса насосное колесо с жестко связанным полым ротором и турбинное

1106932 колесо, размещенное внутри ротора, причем внешние поверхности ротора и насосного колеса сопряжены друг с другом по внешнему диаметру, а в торцовой части насосного колеса выполнены сквозные отверстия, расположенные с возможностью соединения внутренней полости ротора с приемной полостью корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее быстродействия путем улучшения заполнения внутренней полости ротора, минимальный уровень рабочей жидкости в емкости корпуса расположен над максимально удаленной от оси точкой внешних поверхностей насосного колеса и ротора на расстоянии, равном 1/3-1/4 величины радиуса указанных внешних поверхностей, причем заборное отвер5 стие маслопровода расположено в емкости по касательной к максимально удаленной от центра точки внешних поверхностей насосного колеса и ротора и установлено против направления их вращения.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена потоконаправляющим кожухом, жестко установленным на конце маслопровода у забортного отверстия концентрично внешним поверхностям насосного колеса и ротора.

1106932

Составитель Ж. Головей

Техред Л.Сердюкова Корректор А. Зимокосов

Редактор П. Горькова

Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж(-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1203

П

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4