Учебный прибор по строительной механике
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКЕ, содержащий упругий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей , он имеет неподвижную вертикальную направляющую и подпружиненный ползун, жестко связанный с нижней опорой, размещенный в направляющей и имеющей винт для регулировки натяжения пружины ползуна . (Л О1 4:
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(Я) G 9 В 2306
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3585474/28-12 (22) 27.04.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) Я. Л. Нудельман и .Б. Д. Литовчин (71} Одесский институт инженеров морского флота (53) 371.66 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3342165 28-12, кл. G 09 В 23/06, 1982. (54) (57) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКЕ, содержащий упру„„Я0„„11 7154 А гий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей, он имеет неподвижную вертикальную направляющую и подпружиненный ползун, жестко связанный с нижней опорой, размещенный в направляющей и имеющей винт для регулировки натяжения пружины ползуна.
1107154
Со ста в ител ь Д. Г рице нко
Редактор A. Шишкина Техред И. Верес Корректор В. Синицкая
Заказ 5254/36 Тираж 447 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к области учебных приборов и наглядных пособий, в частности, по строительной механике и может быть использовано в учебном процессе вузов. 5
Известен учебный прибор по строительной механике, содержащий упругий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов 11).
Известный прибор не позволяет демонстрировать влияние изменения упругости связей на устойчивость системы.
Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей прибора.
Для достижения поставленной цели учебный прибор по строительной механике, содержащий упругий вертикальный стержень, шарнирно закрепленный в верхней неподвижной и нижней подвижной опорах, стойку, жестко связанную с верхним торцом стержня, и набор грузов, имеет неподвижную вертикальную нап равляющую и подпружиненный ползун, жестко связанный с нижней опорой, размещенный в направляющей и имеющий винт для регулировки натяжения пружины ползуна.
На чертеже показан учебный прибор по строительной механике, общий вид.
Учебный прибор содержит вертикальный упругий стержень 1 с неподвижной верхней шарнирной опорой 2 и подвижной нижней шарнирной опорой 3. С верхним торцом стержня 1 жестко соединена стойка
4, предназначенная для установки съемных грузов 5. С опорой 3 жестко соединен ползун 6, размещенный в неподвижной направляющей 7 и связанный пружиной 8 с регулировочным винтом 9. Направляющая 7 и опора 2 установлена на штативе 10.
Учебный прибор работает следующим образом.
Стойку 4, свободную от грузов 5, три раза выводят из вертикального положения, предоставляя ее затем самой себе. Первый раз это делают, когда пружина 8 предварительно сжата винтом 9, второй — когда пружина 8 ненапряжена, и третий раз, когда она растянута винтом 9. Предоставленная самой себе стойка 4 совершает колебания с наибольшей частотой в третьем случае и с наименьшей частотой в первом случае.
Такое поведение стойки 4 позволяет утверждать, что податливость упругого защемления стойки 4, которое реализует стержень 1, повышается по мере сжатия последнего, а жесткость упругого защемления можно повысить, растянув стержень 1.
Затем снова выводят стойку 4 из вертикального положения и подбирают тот минимальный груз 5, насаженный на стойку
4, при котором она не возвращается в вертикальное положение. Так о/1ределяют значение критической нагрузки на стойку когда пружина 8 сжата, когда она ненапряжена и когда она, с помощью винта 9, растянута. Сопоставление критических нагрузок позволяет заключить, что стойка 4 наиболее устойчива, когда ее упругое защемление наиболее жестко. Стойка 4 наименее устойчива, когда ее упругое защемление наиболее податливо. Наконец, устойчивость стойки имеет промежуточное значение, когда ее упругое защемление предварительно не напряжено.
Таким образом демонстрируют влияние податливости упругого защемления íà «астоту собственных колебаний системы и ее
v 0T0É÷и вость.
Применение предлагаемого прибора позволит повысить эффективность и наглядность обучения.