Устройство для управления двигателем возвратно- поступательного движения от сети переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИ}КЕ{ШЯ ОТ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащее однофазный трансформатор , основные и форсирукяцие тиристоры, формирователь опережающих импульсов, нуль-орган, распределитель импульсов, коммутатор и усилитель мощности, отличающееся тем, что, с целью повьшения быстродействия двигателя возвратнопоступательного движения, оно снабжено одновибратором с прямым и инверсным выходами и счетчиком импульсов , выход которого соединен с входом распределителя импульсов, а вход подключен к инверсному выходу одновибратора, прямой выход которого соединен с вторым основным (Л входом коммутатора, а его вход - с инверсным выходом формирователя опес режающих импульсов. S vi N3 4ib 4;:

44 А

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) 3(51) Н 02 P 7/62

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3599118/24-07 (22) 03. 06.83 (46) 07. 08. 84; Бюл. Ф 29 (72) Л.П. Мельничук, В.Е. Тонкаль, 10.И. Дыхненко, Н.Г. Грибань и А.В. Москалюк (71) Институт электродинамики

AH Украинской ССР и Специальное конструкторско-технологическое бюро Института электродинамики

АН Украинской ССР (53) 621. 314. 58 (088. 8) (56) 1. Иванчук Б.Н. и др. Тиристорные усилители в схемах электропривода. M. "Энергия", 1966, с. 40 †5.

2. Авторское свидетельство СССР

У 886181, кл. Н 02 P 7/62, 1981. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЕМ ВОЗВРАТНΠ— ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ОТ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО

ТОКА, содержащее однофазный трансформатор, основные и форсирующие тиристоры, формирователь опережающих импульсов, нуль-орган, распределитель импульсов, коммутатор и усилитель мощности, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повьппения быстродействия двигателя возвратнопоступательного движения, оно снабжено одновибратором с прямым и инверсным выходами и счетчиком импульсов, выход которого соединен с входом распределителя импульсов, а вход подключен к инверсному выходу одновибратора, прямой выход которого соединен с вторым основным входом коммутатора, а его вход — с инверсным выходом формирователя опережающих импульсов.

1107244

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам управления двигателями воэвратнопоступательного движения, и может быть использовано в системах пита5 ния двигателей возвратно-поступательного движения от сети переменного тока.

Известно устройство для управления двигателем возвратно-поступатель- 1О ного движения от сети переменного тока, содержащее однофазный трансформатор, основные и форсирующие тиристоры и блок формирования импульсов управления основными и форсирующими тиристорами (1 ).

Недостатком этого устройства является низкое быстродействие управляемого им двигателя из — за неэффективного форсирования процессов отключения обмоток.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для управления двигателем возвратно-поступательного движе25 ния от сети переменного тока, содержащее однофазный трансформатор, основные и форсирующие тиристоры, формирователь опережающих импульсов, нуль-орган распределитель импульЭ

30 сов, коммутатор и усилитель мощности (2 ).

Недостаток известного устройства — низкое быстродействие управляемого им двигателя из-эа двухэтапного форсирования процессов отключения обмоток двигателя. На первом этапе к обмоткам двигателя прикладывается обратное напряжение неболь- шой величины, равной величине рабочего напряжения, и только на втором

40 этапе к обмоткам прикладывается форсированное обратное напряжение большой величины.

Целью изобретения является повышение быстродействия двигателя возв45 ратно-поступательного движения.

Цель достигается тем, что устройство для управлени» двигателем возвратно-поступательного движения от сети переменного тока, содержащее однофазный трансформатор, основные и форсирующие тиристоры, формирователь опережающих импульсов, нуль-орган, распределитель импульсов, коммутатор и усилитель мощности, снабжено одновибратором с пря— мым и инверсным выходами и счетчиком импульсов, выход которого соединен с входом распределителя импульсов, а вход подключен к инверсному выходу одновибратора, прямой выход которого соединен с вторым основным входом коммутатора, а его вход с инверсным выходом формирователя опережающих импульсов.

Такое выполнение устройства управления обеспечивает подключения форсирующего обратного напряжения на все время отключения обмоток двигателя, что ускоряет переходные процессы и увеличивает быстродействие двигателя, На фиг. l приведена тиристорная схема питания обмоток двигателя возвратно-поступательного движения, на фиг. 2 — схема блока формирования импульсов управления тиристорами; на фиг. 3 — временные диаграммы работы отдельных узлов устройства.

Устройство содержит однофазный трансформатор (, вторичные обмотки которого через форсирующие 2-5 и основные 6 — 9 тиристоры подсоединены к обмоткам 10 и !1 двигателя, формирователь 12 опережающих импульсов, одновибратор 13, счетчик 14 импульсов, распределитель 15 импульсов, коммутатор 16 и усилители 17-20 мощности

Устройство работает следующим образом.

Переменное напряжение 21 поступает »а вход формирователя 12 опережающих импульсов, обеспечивающего формирование импульсов, начало которых опережает моменты перехода синусоидального напряжения питания через нуль на время, равное времени восстановления запирающих свойств тиристора, путем обеспечения задержки импульсов на время, близкое половине периода питающего напряжения °

Импульсы 22 с прямого выхода формирователя 12 опережающих импульсов поступают на один из входов коммутатора, на второй вход которого поступают импульсы 23 с прямого выхода одновибратора 13, начало которых совпадает с моментом перехода напряжения питания через нуль. Импульсы с инверсного входа одновибратора

13 поступают на счетный вход счет— чика 14 импульсов, коэффициент пе- ресчета которого определяет длительность импульсов напряжения, прило1107244 женных к обмоткам двигателя. Выходные импульсы 24 счетчика 14 поступают на вход распределителя 15 импульсов, выходные импульсы 25 и 26 которого поступают на управляющие входы коммутатора 16.

Коммутатор представляет собой логическое устройство, собранное на элементах И, ИЛИ и НЕ, выходные импульсы которого через усилители мощности подаются на управляющие электроды основных и форсирующих тиристоров. Импульсная последовательность 27 управляет форсирующими тиристорами одной обмотки, последовательность 28 — основными тиристорами той же обмотки, а импульсные последовательности 29 и 30— соответственно форсирующими и основными тиристорами другой обмотки.

Диаграмма напряжений 31 на обмотке двигателя (фиг. 3) показывает работу тиристорный схемы возбуждения. В момент времени t (включения обмотки) на обмотку подается положительное форсирующее напряжение, определяющее быстрое нарастание тока в обмотке. В момент времени t к обмотке прикладывается номинальное рабочее напряжение. В момент времени на рабочие тиристоры приходит последний открывающий импульс, определяющий подачу на обмотки последней полволны положительного рабочего напряжения. В момент времени, который опережает момент t перехода напряжения питания через нуль на время откры5 ° вания тиристора, на форсировочные тиристоры подаются открывающие импульсыы. При этом открывает ся фор сирукиций тиристор, к которому в момент t приложено положительное напряжение, рабочий тиристор закрывается за счет того, что к нему прикладывается отрицательное (относительно анода тиристора) напряжение форсирующих витков трансформатора, и к обмотке кратковременно прикладывается положительное форсирующее напряжение.

В момент t напряжение питания меняет знак, но форсирующий тиристор не закрывается, потому что ток обмотки имеет то же направление.

При этом к обмотке прикладывается отрицательное форсирующее напряжение на время, близкое длительности полупериода питающего напряжения, что обеспечивает быстрый спад тока в обмотке. В момент времени t < происходит переключение форсирующих тиристоров, а в момент времени к обмотке опять прикладывается отрицательное форсирующее напряжение.

В другой обмотке двигателя процессы коммутации протекает аналогично.

1107244

Составитель В. Баль

Редактор И. Николайчук Техред Ж. Кастелевич Корректор Н ° Яцола

Заказ 5773/40 Тираж 667

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г ° Ужгород,. ул. Проектная, 4